Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития О. С. Газман. (кратко)






(более подробно)

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С.Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух существенно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению принятых в обществе ценностей, норм, способов деятельности и поведения (формирование в растущем человеке социально - типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, норматив­ных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обще­стве, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, на­правленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогичес­кая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективней деловой и межличностной коммуни­кацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбо­ром (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концепту­ального характера. Во-первых, в последних работах педагоги­ческая поддержка не противопоставляется воспитанию. Напри­мер, Н.Б. Крылова пишет: «...В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более ши­роком социокультурном контексте как элемент любого со­трудничества и взаимодействия, поскольку она является про­явлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддерж­ку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гу­манистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насиль­ственного формирования). В-третьих, под педагогической под­держкой нередко понимается мягкая педагогическая техноло­гия, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, раз­вития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддерж­ка», разработчики концепции подчеркивают, что семанти­ческий и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишьтому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное со­четание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Цель и принципы воспитания О.С.Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал вкачестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную уель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные воз­можности семьи, школы, общественности, государствен­ной власти на местах.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное воздействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в этической деятельности следующие правила.

1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

8. Доверяя — не проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова назы­вает нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с деть­ми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении пробле­мы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбо­ра, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независи­мости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирова­ние самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничегоне требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Содержание воспитательного процесса. Основу содержа­ния воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как некоторая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяю­щих индивиду развиваться в гармонии с общественной куль­турой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад). Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

— культура жизненного самоопределения;

— культура семейных отношений;

— экономическая культура и культура труда;

— политическая, демократическая и правовая культура;

— интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

— экологическая культура;

— художественная культура;

— физическая культура.

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащихся в четырех сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.

Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности), как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

Таким образом, самоопределение личности ребенка и свя­занные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспита­тельной деятельности педагога. Для проведения более целе­направленной работы воспитателя по оказанию помощи де­тям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здо­ровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ря­де учебных заведений эти программы стали разделами пла­нов работы классных руководителей.

Механизм воспитания. Главным постулатом Данной кон­цепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невоз­можно». Педагог может и должен оказать поддержку ребен­ку в решении его проблем по укреплению здоровья, фор­мированию нравственности, развитию способностей — ум­ственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления спо­собности к самоопределению, самореализации, самоорга­низации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разра­ботали и описали механизм педагогической поддержки ре­бенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, вы­полняемых ими на следующих пяти этапах:

— Iэтап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, уста­новление контакта с ребенком, вербализация постановки про­блемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

— IIэтап (поисковый) — организация совместно с ребен­ком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

— Ш этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношении и заключение договора в любой форме;

— IVэтап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование; его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

— Vэтап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждениеуспехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование; качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. «Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультирования которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное; воспитание, содействует развитию способностей».

В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает ихочевидными. По этому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:

— готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитпации;

— развитость индивидуальных способностей ученика;

— нравственная направленность личности;

— физическое я психическое здоровье школьника;

— сформированность базовой культуры учащегося;

— защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообшности. Все эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.