Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индустрия СМИ в системе рыночных отношений.






СМИ превратились в одну из наиболее глобализированных отраслей национальной экономики. От других отраслей экономики медиаиндустрия отличается: уровень их воздействия на политическую, социальную и культурную жизнь общества в целом; влияние, которое продукты, произведенные индустрией СМИ, оказывают на формирование отношений, веры и ценностей отдельных индивидуумов; сдвоенный характер рынка СМИ, одновременно производящего и товары — содержание для аудитории, и услуги — организацию доступа рекламодателей к необходимым для них (целевым) аудиториям; последствия, которые создают на медиарынке олигополистические и монополистические структуры для демократического функционирования общественных систем, для «рынка идей»; природа товара СМИ — содержания (контента), являющегося «общественным товаром» и используемого для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей; объем ресурсов — и денежных, и временных, затрачиваемых аудиторией на их потребление.

Индустрия СМИ призвана выполнять и запросы аудитории на содержание, и запросы рекламодателей на доступ к нужным им потребителям, т.е. аудитории СМИ.

Ключевой особенностью медиапредприятий является то обстоятельство, что они одновременно представляют собой и экономические единицы, и важнейший политический и культурный институт. С одной стороны, она должна приносить прибыль владельцам действующих в ней предприятий, с другой стороны, индустрия СМИ рассматривается обществом в качестве важнейшего механизма политической системы, инструмента демократии, элемента образовательных структур и культуры

Индустрия СМИ является нетипичной, поскольку СМИ производят свой продукт для того, чтобы он один действовал одновременно на двух рынках - товаров и услуг. Таким образом, СМИ действуют на сдвоенном рынке товаров и услуг, который называется также рынок двойного продукта СМИ:

1) Товар СМИ= содержание как товар

2) Доступ к аудиториям для рекламодателей

Первый рынок, на котором действуют СМИ, это рынок товаров. На нем в качестве товара выступает содержание - информация, мнения, развлечения, «упакованные» вместе и распространяемые в разных медиаформах. Содержание как товар предназначено для аудитории, которая является потребителем СМИ.

Для медиаиндустрии реклама выступает важнейшим источником финансирования.

В отличие от рынка содержания рынок рекламы характеризуется большей степенью заменимости, хотя и здесь практически не встречается равнозначная заменимость, что связано с различным типом доступа рекламодателей к аудитории. Причина этого заключается в том, что аудитории различных СМИ различаются и с точки зрения потребления медиапродукта, и с точки зрения собственных характеристик - географических, демографических, культурных, психологических.

Экономические особенности печатных СМИ (экономические особенности газетной индустрии, типы рыночных структур, ценовая конкуренция, современные тенденции развития газетного рынка, экономические особенности журнальной индустрии).

Газетная индустрия характеризуется четырьмя особенностями

Ø Газета – это продукт с высокой стоимостью первой копии.

Ø Все стадии газетного производства тесно связаны между собой.

Ø Эффективность распространения газеты оказывает большое влияние и на ее общую конечную стоимость, и на отношение к ней аудитории. Своевременное получение аудиторией ежедневных газет – товара, срок «годности» которого не превышает суток, – определяет популярность и успех последних.

Ø Реклама в газетах представляет собой не только существенный источник доходов, но и более важный, чем в других СМИ, источник информации (двойная роль рекламы).

Чем больше количество отпечатанных экземпляров газеты, тем ниже средние издержки.

Все стадии газетного производства тесно связаны между собой. Когда подготовительная работа закончена, переменные издержки на производство каждого экземпляра газеты, журнала или каждой книги будут сравнительно невелики. В них входят: стоимость типографской рабочей силы, бумаги, краски, типографских расходов.

Важнейшая особенность газетной рекламы связана с тем, что она более позитивно воспринимается аудиторией, чем реклама, размещенная в аудиовизуальных СМИ

Типы рыночных структур - олигополия, дуополия, монополия.

 

Несколько обстоятельств не позволяют отнести газеты к разряду естественных монополий. Во-первых, газеты, действуя в физических пределах географического рынка, выступают как актеры «виртуального» сдвоенного рынка товаров и услуг. Поэтому между газетами существует конкуренция в сфере тиража и конкуренция на рекламном рынке. У газеты нет и быть не может монополии на рекламном рынке, поскольку для разных видов газетной рекламы можно легко найти заменителей – кабельные сети, Интернет, радио.Во-вторых, формирование монополии на газетном рынке происходит не без влияния выбора крупных рекламодателей, стремящихся поместить рекламу в одно – наиболее тиражное и лидирующее на рынке – издание. В этой связи тираж, уникальная рыночная характеристика прессы, имеет особое значение.

«спираль тиража» – это специфическая черта конкурентных газетных рынков, находящихся в процессе перехода к монополии. Отнимая читателей у второй газеты, первая привлекает больше рекламы, что в свою очередь гарантирует ей финансовую стабильность и возможность повышения качества журналистского продукта, полиграфического исполнения, эффективности распространения. В конечном итоге это приводит к повышению ее тиража, что вновь ведет к перемещению первой газеты вверх по «спирали тиража».

По рыночным характеристикам и природе сотрудничества в некоторых сферах ситуацию в газетной индустрии можно отнести скорее к олигополии. Однако жесткая конкуренция газет неизбежно ведет к дифференциации их содержания, с одной стороны, и к усилению конкуренции на рекламном рынке – с другой. Поэтому часто наиболее подходящей структурой для характеристики газетного рынка с двумя или тремя конкурирующими ежедневными изданиями может стать монополистическая конкуренция.

Ценовая конкуренция в газетной индустрии проявляется в двух формах – конкуренция между розничными ценами самих газет и конкуренция между рекламными расценками газет.

Ценовая конкуренция на рынке содержания. В течение последних десятилетий цена газет становилась все менее эластичной. Газета может рассчитывать и на увеличение доли рынка, и на абсолютное увеличение тиража в своем секторе, если в условиях социальных изменений она снижает свою цену в соответствии с новыми экономическими и демографическими условиями.

Ценовая конкуренция на рынке услуг. Ценообразование на рынке рекламы, т.е. формирование расценок на услугу доступа к аудитории, в газетном бизнесе подвержено влиянию многих факторов, среди которых заметную роль играет конкуренция.

Традиционным путем увеличения прибыльности газет является именно повышение рекламных расценок.

Две тенденции последних лет оказывают влияние на ценовую конкуренцию на рекламном рынке. Во-первых, отношение рекламодателей к газетам изменяется: газеты становятся для них средством доступа к неспециализированной аудитории. Газеты предстают привлекательным каналом доступа к несегментированной и достаточно широкой аудитории.

Во-вторых, «ежедневные газеты стали уже классовым средством информации, которое обслуживает прежде всего группы в более высокой социальной и экономической страте». Меняются интересы читателей, усиливается аналитическая функция прессы, не изменяя, конечно, принципиальных характеристик. Следовательно, эластичность ценовой конкуренции на рынке газетной рекламы с течением времени меняется.

Современные тенденции развития газетного рынка.

К важнейшим изменениям газетного рынка в последние два десятилетия относятся таблоидизация, быстрое завоевание крупных городов Европы бесплатными газетами, становление традиции неежедневного чтения.

Таблоидизация. Развитие газетного рынка последних лет показывает, что в условиях растущей фрагментации аудитории, вызываемой развитием кабельного и спутникового ТВ, видео, Интернета, рекламодатели пересматривают возможности газет как носителей рекламы. Таблоидизация рассматривается как общий для газет процесс снижения качества содержания, уменьшения разнообразия тем и изменения соотношения текста и иллюстраций в пользу последних.

Современные исследователи, определяя понятие «таблоидизация», выделяют следующие важнейшие индикаторы процесса:

 сужение спектра освещаемой действительности, перенесение «повестки дня», формируемой таблоидами, в качественные издания;

 упрощение текстовых форм подачи материала, усиление иллюстративности;

 фамильярность и провокационность в обращении к аудитории;

 монополизация рыночных структур.

Бесплатные газеты. Особое распространение бесплатные рекламные издания получили в городах, где они сумели к чисто рекламным материалам добавить объявления о наиболее популярных городских развлечениях. Успех Ежедневной газеты – бесплатной, финансируемой за счет рекламы и распространяемой в крупных транспортных узлах.

Неежедневное чтение. Эти тенденции определяются ценовыми особенностями газетной индустрии, поскольку позволяют оптимизировать расходы на распространение, а также новыми подходами рекламодателей к прессе. Воскресные и еженедельные газеты, которые не теряют актуальности после 24 часов жизни и читаются всей семьей, становятся весьма привлекательным носителем рекламы.

Экономические особенности журнальной индустрии

Экономические особенности полностью повторяют то, что было сказано о газетной индустрии, но журналы все-таки меньше зависят от систем распространения, что делает их привлекательными для тех журналистов и предпринимателей, которые не стремятся к большим доходам, но хотели бы присутствовать на рынке мнений.

Рекламодатель может довести до максимума охват целевой аудитории, причем внутри нее гораздо больше постоянных читателей, чем у газет. Доступ ко многим профессиональным сообществам или группам по интересам может быть предоставлен только журналами, что для производителей специализированных товаров и услуг оказывается едва ли не единственным эффективным способом достижения «своей» аудитории.

Процессы в журнальной сфере:

 становление массовых телевизионных еженедельников как наиболее успешного типа еженедельных журналов практически во всех странах (TV Guide в США, TV 7 Jours – во Франции и т.д.)

 преимущественное развитие журналов с более редкой периодичностью – двухнедельных, ежемесячных, ежеквартальных – при сокращении числа еженедельных журналов

 появление специализированных журналов как немедленный ответ на изменение потребительских привычек (в период автомобильного бума – автомобильные журналы, в период быстрого развития компьютеров –компьютерные журналы);

 дальнейшую фрагментацию аудитории по интересам, что стимулируется прогрессом издательских технологий, позволяющих при низких производственных затратах и сужении редакционного фокуса создавать самые «журнальные» журналы – «зины» (от англ, lines), т.е. малотиражные узкоспециализированные публикации.

Экономические особенности телевизионной индустрии (особенности ТВ как индустрии, источники доходов, экономические и организационные особенности телесетей, производство программ как сектор телеиндустрии).

Особенности ТВ как индустрии:

1. эффект масштаба производства заставляет телеканалы стремится к постоянному увеличению, т.е. максимизации аудитории. При увеличении масштабов производства в телевизионном секторе растут не переменные издержки, в данном случае на распространение телевизионного сигнала, а постоянные, то есть издержки на производство телепрограмм. Следовательно, объем аудитории телеканалов становится важным экономическим показателем их деятельности, при этом увеличение числа зрителей не обязательно ведет к дополнительным затратам на распространение сигнала.

2. стоимость доставки программ к зрителям с течением времени значительно сокращается. Даже наиболее известные телепрограммы со временем теряют свою популярность, поскольку в свободное время зрители постоянно стремятся к новым развлечениям. Телевизионная индустрия находится под постоянным давлением факторов извне, что стимулирует стремление к постоянному улучшению качества телепрограмм.

3. под давлением конкурентной среды телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества и инновационности продукта. Высокая стоимость рабочей силы в телевизионной индустрии с течением времени будет только возрастать.

4. создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.

«порочная спираль» снижения прибыльности в телеиндустрии -

Стремление к максимизации аудитории – основной экономический закон эфирного ТВ

Под давлением экономических обстоятельств многие телекомпании постоянно стремятся снизить затраты на производство и закупку программ следующим образом:

1. Производство серийных программ и сериалов.

2. Производство более дешевых программ.

3. Использование дешевой аппаратуры и студийного оборудования.

4. Вторичное использование художественных программ.

5. Рециклинг – многократное использование информационных сюжетов.

Источники доходов-

Реклама, Спонсорство, Абонентская плата, Подписка, Оплата за просмотр

Вполне вероятно, что доминирующая еще сегодня экономическая платформа – бесплатный доступ к ТВ + доход от рекламы, транслируемой на массовую аудиторию, – уступит место той, которая присутствует в газетно-журнальном бизнесе. Это значит, что зрители будут в возрастающей степени привлекаться к финансированию телевидения, хотя реклама и сохранит свое место на недорогих каналах.

Экономические и организационные особенности телесетей

Во многих информационно богатых странах национальное телевидение организовано по сетевому принципу, однако по своей организации сети бывают двух типов, существенно различающихся. Первый тип предполагает создание ретрансляционной сети как основы технологической инфраструктуры для распространения сигнала в общенациональном масштабе. Второй тип телевизионных сетей имеет экономическую основу. Сетевая организация позволяет вещателям экономически рационально охватить максимально широкую аудиторию.

Сегодня сетевой принцип организации телеиндустрии становится доминирующим и для общественных, и для коммерческих сетей. Для первых важно обращение ко всему обществу, для вторых –создание массовой аудитории, в которой заинтересованы рекламодатели.

Чем выше охват общенациональной аудитории сетями и их аффилиированными станциями, чем больше программ может быть «упаковано» и транслировано в течение вещательного дня, тем выше экономическая эффективность телеиндустрии.

Организация телесетей в целом повторяет организацию отдельных станций. В их структуре выделяются четыре основные сферы деятельности – администрирование, программирование, продажи, техническое обеспечение. Показательно, что при распределении затрат на большее количество станций, входящих в телесеть, достигается значительный уровень оптимизации во всех сферах деятельности.

Производство программ как сектор телеиндустрии

Современная телевизионная индустрия включает два сектора. Это:

 вещатели – компании, распространяющие «упакованные» для доставки зрителю как собственные, так и закупленные телепрограммы;

 производители телепрограмм – разного рода компании, занятые в сфере производства телевизионного контента: киностудии, продюсерские фирмы, синдикаты, даже вещатели, реализующие свои программы на внешнем рынке.

Медиаэкономисты выделяют две доминирующие организационные модели производства телепрограмм, различающиеся по конечной форме собственности на авторские права телеконтента.

Первая реализуется телеиндустрией США, где продюсерские компании вступают в финансовые альянсы с вещателями

Вторая модель существует в телеиндустрии Великобритании. Здесь вещатели предпочитают финансировать производство телепрограмм, производимых независимыми продюсерами, при условии полного получения авторских прав по окончании производства.

В сфере телепроизводства действуют и другие типы предприятий. Так, в США телесети – даже не главный производитель программ для американских телестанций. Наряду с программами, произведенными телесетями, местные станции передают в эфир сериалы, произведенные независимыми продюсерскими компаниями или киностудиями, телепрограммы других жанров (викторины, игры, ток-шоу), реализуемые продюсерскими компаниями.

Разнообразие жанров и типов синдицированных программ определяется тем, что их объем формируется из трех различных источников, к которым относятся:

 сериалы, ранее закупленные сетями и прошедшие по ним определенное договорами количество показов, своеобразный телевизионный «секонд хэнд» качественных программ;

 произведенные и «упакованные» независимо от сетей программы типа игровых телешоу или видовых фильмов о природе;

 кинофильмы, произведенные для проката в кинотеатрах.

Экономика радио- и кабельной индустрии (эволюция рыночной стратегии радиовещания, основные форматы современных коммерческих радиостанций; организация кабельной индустрии, ценовая структура кабельной индустрии).

Эволюция рыночной стратегии радиовещания

Прорыв в качестве нового СМИ радио совершило к концу 1930-х годов. Главным различием, как и в сфере телевидения, оставалось преобладание в разных регионах различных моделей развития – коммерческого радио в США и общественного радиовещания в Западной Европе.

В развитии рыночной стратегии радиовещания в США отчетливо выделяются два этапа. Первый, приходящийся на 1920–1950-е годы, характеризуется становлением экономических основ радиоиндустрии, предполагавших создание массовой аудитории и прямое извлечение прибыли из продажи эфира под рекламу. Второй этап в развитии коммерческого радиовещания США начался в 1950-х годах и продолжается до настоящего времени. Его главной чертой явилось превращение радио в нишевое СМИ, действующее прежде всего на рынке местной рекламы. Главными находками стали сокращение времени разговорных программ и широкое использование музыкальных фонотек.

По мере сокращения влияния радио в общенациональном масштабе США затраты на программную политику радиостанций сократились. Чтобы достичь уровня прибыльности и поддерживать финансово здоровую форму, радиостанции начали заполнять эфир короткими новостями, спортивными программами, передачами с ярко выраженным местным фокусом, которые закрепляли местную идентичность.

К 1960-м годам записанная музыка стала основой радиопрограммирования

В странах Западной Европы, напротив, радиовещание сразу было поставлено под контроль государства и общества, и именно это обусловило его национальный характер.

Экономика современной радиоиндустрии формируется факторами технической и юридической природы:

- Технология распространения радиосигнала.

- Авторские права.

- Экономические особенности рекламы в радиоиндустрии.

Основные форматы современных коммерческих радиостанций

«Современное радио для взрослых» – AC (Adult Contemporary)

«Современный хит» – CHR (Contemporary Hit Radio)

Country («Кантри»)

Легкая музыка – Easy Listening

Oldies/Nostalgia.

Classics.

Middle-of-the Road (MOR

Промежуточные форматы.

Новости и/или разговорное радио (News/Talk)

Развитие современного радиорынка в последние годы приводит к неизбежной интеграции наиболее популярных форматов.

Организация кабельной индустрии

Возникновение кабельной индустрии датируется 1948 годом. выделяется несколько секторов, каждый из которых представляет собой отдельную часть единой производственной цепочки кабельной индустрии. речь идет о разделении функций между тремя действующими секторами – техническими службами, организующими прием и распространение телесигнала абонентам кабельных систем, операторами этих систем – предприятиями, ведущими их совместную эксплуатацию (MSO, Multiple System Operator), и производителями (поставщиками)программ. Многие местные кабельные системы действуют как чисто технические службы, доставляющие закупленные из внешних источников программы.

Основное же различие между секторами внутри кабельной индустрии касается технологического обеспечения распространения сигнала и программной политики.

Благодаря увеличению числа распространяемых каналов и усилению их специализации кабельное ТВ стало альтернативой национальным эфирным телесетям и независимым эфирным станциям.

Ценовая структура кабельной индустрии

Доходы. Доходы кабельных систем формируются за счет абонентской платы за различные услуги, предоставляемые зрителям, и средств, получаемых от рекламы.

Абонентская плата.

Реклама.

Дополнительные услуги. Кабельные операторы могут также получать доходы, устанавливая плату за обслуживание дополнительной аппаратуры для удаленного приема, а также предлагая дополнительные программы с почасовой формой оплаты.

85% доходов кабельных сетей поступает от абонентов (арендная плата) и от подписчиков на специализированные платные программы.

Расходы - они могут быть разделены на капитальные и эксплуатационные.

' франчайзинговая плата (до 3% доходов от подписчиков);

' амортизационные расходы;

' закупка программ и авторские права;

' маркетинг;

' затраты на техническое обслуживание клиентов;

' обслуживание рекламодателей;

' административные расходы.

61. Экономика онлайновых СМИ (конвергенция медиатехнологий, медиарынков и СМИ, контент – индустрия в структуре экономики СМИ, экономические преимущества Интернета перед традиционными СМИ, бизнес-модели онлайновых СМИ, источники доходов онлайновых СМИ).

Конвергенция медиатехнологий, медиарынков и СМИ

Конвергенция (от лат. converge – приближаюсь, схожусь) – термин, принятый в естественных и общественно-политических науках для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. В медиаэкономике используется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов.

На технологическом уровне конвергенция – это слияние технологий распространения и производства информации, которое позволяет разным СМИ – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять аудитории одинаковые типы содержания.

На уровне медиаиндустрии - Отрасли, связанные с производством содержания, наполняющего телекоммуникационные сети и принимаемые различными технологическими терминалами, в возрастающей степени интегрируются с отраслями, производящими оборудование для СМИ.

Следствием конвергенции на экономическом уровне становится рождение новых предприятий – мультимедийных концернов.

Конвергенция приводит к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации

Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков – умения производить материалы для любого СМИ. Об этом подробнее речь пойдет ниже. Конвергенция СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров – инфотейнмента, эдютейнмента и других.

Контент – индустрия в структуре экономики СМИ

Контент (от англ, content – содержание) в медиаиндустрии определяется как текст, звук, зрительные образы или совокупность мультимедийных данных, представленных в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких, как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства

Бывшие прежде разделенными сегменты медиаиндустрии и индустрии развлечений благодаря появлению единой технологической платформы –дигитализации содержания образуют технологическую общность, формируют кластер индустрии содержания. Сегментами этого нового кластера являются, прежде всего, традиционные СМИ, а именно:

 издательский печатный сектор – газеты, журналы, книги, корпоративные публикации

 аудиовизуальный сектор – радиостанции, эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, продюсерские телекомпании, телевизионные синдикаты, киноиндустрия, звукозаписывающие компании, компании по производству видео-, аудиокассет, компакт-дисков и DVD.

 

Для всех медиапредприятий можно выделить три основные стадии производства контента:

 производство содержания собственными силами (сбор и написание новостей, создание фильмов или музыкальных записей)

 преобразование содержания (в том случае, если контент-провайдер преобразует приобретенное содержание в определенную форму для последующего распространения и реализации;

 упаковка и распространение продуктов или услуг, основанных на производстве содержания.

Экономические преимущества Интернета перед традиционными СМИ

Каждый новый этап революции информационных технологий создавал особое устройство, удешевлявшее производство с точки зрения самого производителя информации. Сегодняшние индивидуальные средства для производства текста становятся дороже вчерашних, однако индустриальное воспроизводство, тиражирование содержания удешевляется. У данного процесса отчетливо видны две стороны. Во-первых, самое очевидное последствие – снижение стоимости готового продукта. Вторая сторона удешевления информационного производства – все большая доступность самой информации и снижение стоимости ее сбора, обработки и хранения.

Создание Интернет-версий традиционными СМИ вызвало и изменения в структуре традиционных редакций, а также самого медиабизнеса. Группируя эти изменения, можно обратить внимание на следующие моменты.

1.Сокращение редакционных отделов: подготовкой материалов и обработкой информации для домашних страниц в Интернете, страниц текстового ТВ, обеспечением новостных материалов занимаются одни и те же журналисты. В результате появилась возможность объединения нескольких отделов в одно электронное бюро.

2.Возникновение непрерывного информационного цикла внутри медиакомпании: для того чтобы обеспечить постоянное обновление новостей на Интернет-сайтах, журналисты должны работать круглосуточно, посменно. В результате это подготавливает содержательную основу для тех СМИ, которые выходят периодически.

3. Расширение спектра профессиональных навыков журналиста: сегодня он готовит содержание для Интернета, завтра – пишет телетексты, послезавтра – материал для основного СМИ. Это ведет к реальному освоению мультимедийности, созданию типа «универсального» журналиста, способного работать в любом СМИ.

Бизнес-модели онлайновых СМИ

Первая модель: видеотекст. 1970-е годы. Для получения и передачи текстовых сообщений применялся экран компьютера, а в качестве линий связи использовался телефонный кабель.

Вторая модель: платный Интернет

Третья модель: бесплатные Web-услуги.

Четвертая модель: рекламный Интернет, рекламная паутина.

Пятая модель: общие и индивидуальные порталы.

Шестая модель: многоцелевые порталы.

Источники доходов онлайновых СМИ

Реклама.

Плата за онлайновые услуги.

Продажа клиентских баз данных.

Доходы от продажи содержания.

Измерения аудитории Интернета.

Профиль «Информационная работа в сфере гос власти»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.