Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.






2 стадии:

1) Исходный импульс/познавательная стадия; начальная стадия творческого акта в журналистике представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.

Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы.

Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц.

– На языке практики это все называется сбором фактов!

Этапы познавательной стадии:

1 этап

- выбор места, где что-то происходит

- поиск объекта (на основе опыта, интуиции). Конкретизация темы.

2 этап

- Предварительное знакомство с объектом. Просмотр текущей прессы, мнение об объекте.

3 этап

- непосредственное знакомство с объектом. Процесс сбора информации начался заново. Документы. Методы наблюдения и пр.

4 этап

- уточняет все забытые сведения.

- решаются основные задачи познавательной стадии: устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию;

- работой мысли вскрываются все их существенные связи и определяется отношение к проблеме;

- делаются выводы о существе происходящего и осознаются возможные пути разрешения проблемы.

Результатом оказывается журналистская концепция изученной ситуации в ее отношении к проблеме.

2) стадия - собственно создание текста

1. Образный ориентир, его поиск. Образ. Идея, план в удобной форме.

2. Написание текста, работа над сюжетом.

3. Редактирование текста, сбор дополнительной информации, переписывание текста.

4. Законченный текст, сюжет, могущий нуждаться в обработке.

В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:

— формирование концепции, намерения;

— расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);

— постановка цели;

— восприятие известной ситуации в совершенно новом свете.

21. Состав профессиональных обязанностей журналистов различных каналов СМИ: общее и специфическое.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Общие - то, что относится ко всем журналистам, независимо от сферы деятельности. (Они прописаны в законодат-ве о СМИ). Специфические - те, что присущи каналу распространения информации, к которому относится журналист. Они связаны с типом СМИ.

Каналы СМИ — печать, радио, телевидение и интернет-СМИ

Общее

Существуют общие правила, которые распространяются для журналистов независимо от места работы. Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Специфическое

Печать. В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Обладать способностью излагать свои мысли на бумаге, писать " красиво", кратко, лаконично. Газета - не самый оперативный способ передачи информации, поэтому газетчикам предоставляется хоть какое-то время на размышление, обдумывание материала. (В отличие от телевидения и, тем более радио). Кроме этого, словарный запас должен быть безграничным, чтобы материалы не были одинаковыми. То, что зритель может пропустить в эфире (разговорная лексика, просторечие, недопустимы на страницах печатных изданий.) Если сфера деятельности журналиста-печатника - деловое издание, необходимо владение соответствующими терминами, которые будут понятны читателю.

Радио. Специфика журналистского труда здесь связана и с тем, что рабочий материал радио отличается от материала прессы. Если в газете есть иллюстрации, то на радио только звук может дать представление о том или ином событии, предмете или человеке. И еще одно: газета или журнал даже давних выпусков легко доступны читателям, в то время как радиопередача после выхода в эфир перестает существовать. Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена с невозможностью показать какой-либо объект. К радиожурналистам предъявляются более строгие речевые требования. Недопустимо присутствие у журналиста на радио дефектов речи (заикание, шепилявость и т.д). Кроме этого, тембр речи должен быть грамотно поставлен и отработан. Как правило, к этому либо есть задатки, которые в последствии можно развить, либо нет. Поэтому не каждый журналист, даже при большом стремлении будет допущен к эфиру.

Телевидение. Похожая ситуация и в тележурналистике. Здесь так же предъявляются высокие требования к грамотности речи, но плюс к этому журналист всегда должен выглядеть безупречно, так как он - действующее лицо в кадре, его не только слышит, но и видит телезритель. Очень важно придерживаться определенного стиля, прически (женщинам макияжа). Эти правила оговариваются при поступлении на работу и оговариваются в контракте с. Более того, журналист не имеет права менять облик по собственному усмотрению (красить волосы, менять макияж) поскольку он - лицо канала.

Интернет-журналистика. Интернет-журналисты - это отдельная категория специалистов, которые появились сравнительно недавно. Специфические требования к ним несколько иные. Так, например, для интернет-журналиста абсолютно не важен его внешний вид, но обязательно свободное владение компьютером, свободный доступ к интернету и возможность выходить на связь в любое время, поскольку в интернете информация обновляется даже в ночное время. Интернет журналисту необходимо знать язык запросов, интерфейс и возможности поисковиков, управлять собственными аккаунтами во всех доступных соцсетях, (раскрутка собственного имени). Самостоятельное планирование рабочего дня. И последнее: то, что журналиста не видно за экраном монитора вовсе не значит, что ответственность за публикуемые материалы на него не распространяется. Он так же может быть подвергнут ответственности за свои публикации, вызван в суд и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.