Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные стороны подготовки спортсменов в процессе спортивной тренировки.






Физическая подготовка – это процесс, направленный на развитие основных физических качеств спортсмена (быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, сила). Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. ОФП обеспечивает необходимый запас двигательных умений и навыков и соответствующий уровень работоспособности, позволяющий успешно проводить специальную физическую, техническую и тактическую подготовки. Средствами ОФП служат общеподготовительные упражнения. Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс, направленный на развитие физических способностей, возможностей органов и систем организма, которые непосредственно определяют достижения в избранном виде спорта. Средствами СФП служат специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Техническая подготовка – это процесс, направленный на обучение технике движений и доведение их до совершенства для достижения высоких спортивных результатов. Центральной задачей технической подготовки является обучение основам техники соревновательной деятельности или упражнений, которые служат средствами тренировки, и совершенствование различных форм спортивной техники, необходимых для состязаний. Спортивная техника– это способ решения двигательной задачи, который отличается высокой степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Техническая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая техническая подготовка– это процесс, направленный на освоение техники разнообразных базовых соревновательных упражнений и близких по составу к естественным движениям человека. Специальная техническая подготовка – это процесс, направленный на освоение техники разнообразных соревновательных движений в избранном виде спорта и определяющих индивидуальность конкретного спортсмена. Средствами технической подготовки являются собственно-соревновательные упражнения и их тренировочные формы. Тактическаяподготовка – это процесс, связанный с развитием и совершенст­вованием способностей спортсмена вести спортивную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности. Спортивная тактика – это совокупность эффективных способов ведения спортивных состязаний. Тактическая подготовленность проявляется в принятии определенных решений в самые ответственные моменты состязаний. От правильности этих решений в значительной степени зависит спортивный результат, особенно там, где количество вариантов велико (спортивные игры, единоборства, фехтование и т. п.). Тактическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая тактическая подготовка– это процесс, направленный на освоение основных принципов построения соревновательной деятельности в спорте. Специальная тактическая подготовка– это процесс, направленный на непосредственное овладение искусством принимать правильные решения по ходу состязаний. Различают 3 вида спортивной тактики: наступательная, оборонительная; контратакующая. Каждая из этих видов выражается тремя формами: индивидуальной, групповой и командной. В основе тактического мастерства лежат тактические знания, умения и навыки, и качество тактического мышления. Тактические знания – это сведения о принципах и рациональных формах тактики, которые выработаны в данном виде тактических умений и навыков. Основным, специфическим методом совершенствования тактического мышления является метод тренировки с реальным и условным противником на этапах между основными соревнованиями и непосредственно предшествующих основным состязаниям. Психологическая подготовка– это совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсмена, направленных на формирование психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях (Ю. Ф. Курамшин, 2004). Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего мастерства. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. В психологической подготовке различают: морально-волевую; психологическую подготовленность. В структуре

51.2 волевой подготовленности следует выделять такие качества, как: целеустремленность; решительность и смелость; настойчивость и упорство; выдержка и самообладание; самостоятельность и инициативность; Основным средством воспитания волевых качеств спортсмена является систематическое выполнение упражнений, которые требуют применения специфических для данного вида спорта волевых усилий. Структура психологической подготовленности спортсменов, специализирую­щихся в различных видах спорта, отличается многообразием и сложностью, наличием психических возможностей, которые обусловлены особенностями данного вида спорта. В нее входят: наблюдение, реагирование, прогнозирование; психическая регуляция мышечной деятельности; предельная мобилизация функциональных возможностей; управление предстартовым; формирование устойчивого интереса к спортивному совершенствованию. Теоретическая подготовка – это процесс, направленный на осмысление сути спортивной деятельности, связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных достижений. Для каждого вида спорта теоретическая подготовка носит узкоспециализированный характер, и имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, тесно связана с обучением спортивной технике и тактике, развитием физических способностей. Интегральная подготовка - это согласованная, упорядоченная и стабильная система подготовки спортсмена, направленная на координацию различных сторон спортивного мастерства (технической, физической, тактической и психологической подготовленности) в соревновательной деятельности и объединяющая различные стороны подготовлен­ности, качеств и способностей спортсмена. Главная цель интегральной подготовки – обеспечить комплексное проявление всех составляющих, которые и определяют успешность в соревновательной деятельности. Средствами этой подготовки являются соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня, и упражнения специально-подготовительного характера, максимально приближенные к соревновательным.

52.Характеристика урочной формы занятий. Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы орга­низации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, су­дьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По осо­бенностям организации занимающихся и способами руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы - урочные и неурочные. Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с по­стоянным составом занимающихся. К ним относятся: 1.Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государ­ственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессио­нального образования, вуз и т.п.). 2.Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направлен­ностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта. ля урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педаго­гических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдают­ся частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учеб­ных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготови­тельную, основную и заключительную. Подготовительная часть необходима для начальной организации занимаю­щихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе. Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигатель­ных действий, воспитание физических и личностных качеств. Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия. Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков: 1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использо­вание словесных методов, невысокая " моторная" плотность. 2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала.. 3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовлен­ности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков. 4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение за­дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контро­ля за уровнем физической подготовленности занимающихся

 

Спортивная техника и техническая подготовленность. Задачи, средства и методы технической подготовки спортсменов. Этапы формирования техники (этап разучивания, углубленного разучивания и закрепление техники). Показатели, критерии и факторы технического мастерства спортсменов.

Спортивная техника — это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой. 1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика 2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт 3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду 4. Спортивные игры и единоборства. Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов В структуре технической подготовленности выделяют базовые движения, к ним относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Виды, задачи, средства и методы, технической подготовки спортсмена Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Задачи ОТП: 1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. 2.Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП. Средства и методы а) Общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта; б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта; в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов; г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений. Этап начального разучивания. Цели: обучить основам техники двигательного действия, сформировать умение выполнять действие в " грубой" форме. Задачи: создать общее представление, т.е. образ двигательного действия, научить частям, элементам техники действия не освоенным ранее, сформировать ритм движения, предупредить грубое искажение техники. Этап углубленного разучивания. Цель: довести грубое владение техникой и действий до полноценного двигательного умения. Задачи: 1) уточнить действия во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники; 2) добиться слитного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля; 3) устранить лишние ошибки в основном движении техники. Этап закрепления и совершенствования. Цель: перевести двигательное умение в двигательный навык, который можно использовать в соответствии со своими задачами, тренировками и с изменяющимися условиями. Показатели технического мастерства спортсмена. Техническое мастерство спортсменов характеризуется тем, ҹ то умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.