Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика метода педагогический эксперимент в физическом воспитании и спорте. Виды педагогического эксперимента, методика проведения эксперимента.






 

Характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление. Под экспериментальными факторами понимаются те, которые искусственно вводятся в соответствии с гипотезой в учебно-воспитательный процесс, и те, которые являются результатом действия первых. Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Сложность контроля за сопутствующими факторами состоит в том, что не все они подвластны воле экспериментатора. Поэтому среди них целесообразно выделять две разновидности. Первую можно назвать уравниваемыми сопутствующими факторами. Это те факторы, которые действительно могут быть предусмотрены и уравнены (например, разминка спортсмена при исследовании нового метода обучения двигательному действию). Вторую разновидность есть основания назвать спонтанными сопутствующими факторами. Это факторы, непредвиденно возникающие и трудно поддающиеся управлению (например, настроение спортсмена). стественный эксперимент представляет собой реальную практическую деятельность. Он проводится без нарушения хода образовательного или тренировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т.п., то есть все происходит в естественных, в обыденных условиях. Модельный эксперимент отличается от естественного тем, что он проводится в относительно строго контролируемых условиях (для устранения побочных явлений), например на учебно-тренировочных сборах, где все испытуемые имеют практически одинаковые питание, режим тренировок и отдыха. Лабораторный эксперимент проводится с одним или несколькими спортсменами (учениками) в искусственной изоляции от основной массы. Создаются особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных. Независимый эксперимент предусматривает проверку рабочей гипотезы путем последовательного применения сравниваемых методик на одной и той же опытной группе. В ход эксперимента вносят изменения, которые должны привести к переменам, т.е. к определенному предполагаемому результату. В методике проведения такого эксперимента большое значение приобретают оценка и правильный отбор уравниваемых и варьируемых условий. Уравниваемые условия обеспечивают сходство и неизменчивость протекания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах: они должны иметь полное равенство данных (состав испытуемых в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, возрасту, полу и т.п.); иметь равенство условий работы (одна и та же смена, использование одинакового, стандартного инвентаря, типовых залов, стадионов и т.д.); быть независимыми от личности преподавателя (тренера); при этом допускается, что в экспериментальной и контрольной группах занятия может вести один и тот же педагог или разные.

 

34. Двигательные умения и навыки как результат обучения в физическом воспитании (определение понятий, характерные черты; «перенос» навыков)

 

Двигательный навык (а не умение!) является высшей ступенью (сте­пе­нью, уровнем) владения двигательным действием, и говорить об «умении высшего, а за­тем еще более высокого порядка» не точно с научной точки зрения.

Понятие «двигательное умение» и «двигательный навык» связано с двигательными действиями. Двигательные действия, как известно, представляют собой поведенческие двигательные акты, направленные на решение двигательных задач.

двигательное умение (ДУ)это способность к осуществлению двигатель­ного действия, характеризующаяся ведущей ролью мышления в непосредственном управ­лении движениями и отсутствием устойчивой системности движений.

двигательный навык (ДН)это способность к осуществлению двигатель­ного действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями и их устойчивой системностью.

Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные сту­пени (стадии) на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспро­изведения действия операции, входящие в его состав, стано­вятся постепенно отла­жен­ными и привычными, а связи между ни­ми – прочными, гарантирующими естествен­ную слитность движе­ний, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, сокращается число опорных точек ООД, требующих направленного осознания, возрастает вклад дви­гательных автоматизмов в осуществление действия. В результате двигательное умение автоматизируется –превращается в двига­тельный навык. Автоматизация движений и есть основ­ной отличительный признак дви­гательного навыка.

К числу характеристик первоначального двигательного умения относятся:

· постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его част­ных операциях, минимальная или относи­тельно невысокая степень участия двига­тельных автоматизмов в управлении движениями;

· нестандартность параметров и результата при воспроизведении действия, избыточ­ная изменчивость техники движений вплоть до ее нарушений, особенно под влиянием сбивающих факторов;

· расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим из­быточная растянутость действия во времени.

В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличия от двигательного навыка. К числу таковых, в отличие от признаков двига­тельного умения, относятся:

· повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении част­ных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;

· выраженная стереотипизация частных операций и параметров действия, повышен­ная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам;

· выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.