Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные стили в западноевропейской художественной культуре XVII-XVIII вв.







Искусство эпохи Возрождения оказало огромное влияние на развитие художественной культуры последующих столетий. Сохранялся интерес к античности, стремление к объективному познанию действительности, углублялся и творчески развивался реалистический метод искусства. Вместе с тем гуманистические идеалы Возрождения, стремление воплотить образ гармонической и совершенной личности, отошли в прошлое. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче выступают национальные черты. Этот новый человек сознает свою зависимость от общественной среды. К XVII в. утверждается жанровая структура европейского искусства. Наряду с мифологическим жанром самостоятельное место завоевывают исторический и бытовой жанры, портрет, пейзаж и натюрморт. Успешно развиваются рисунок и гравюра, разные виды скульптуры: памятники-монументы, садово-парковые композиции, скульптурные группы, портрет. Станковая и монументальная живопись, скульптура, развитие синтеза искусств, дворцовые ансамбли, парки и градостроительство XVII в.— ярчайшее проявление человеческого гения. Основные художественные направления эпохи — барокко, классицизм и реализм, отвечавший интересам передовых сил общества. Появляется новый круг социальных тем и сюжетов. Многих мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Как в живописи, так и в скульптуре большое внимание уделяется выразительности поз, жестов, мимики. В XVII в. формируются новые национальные художественные школы и возникают новые художественные центры: Драматизм эпохи выражает стиль барокко, наиболее полно воплотившийся в архитектуре и скульптуре и менее — в живописи. Ему свойственны пространственная активность форм, движение, декоративность (Рима Франческо Борромини и Лоренцо Бернини); Классицизм преимущественно развивается во Франции. Для него характерно стремление к господству разума над чувством, героизация человеческих поступков и чувств; Однако главным направлением, особенно в живописи, является реализм. Именно в это время творили такие корифеи реализма, как Д. Веласкес, Рембрандт и многие другие великие художники. В искусстве рубежа XVII—XVIII вв. наступает решительный перелом в сторону усиления светского миропонимания. Художники стремятся запечатлеть разнообразные обыденные жизненные ситуации, самобытные, индивидуальные образы, тончайшие эмоциональные оттенки. С деятельностью просветителей усиливается интерес к жизни простого народа, устанавливается культ естественной природы.

 

 

39.Западноевропейская культура XIX века: новая система ценностей, основные художественные стили и направления.

Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощ­ного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В XIX веке возникает новая концепция развития культу­ры — «Элитарная концепция», согласно которой производи­телем и потребителем культуры является привилегированный класс общества — элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита — это лучшее, от­борное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее спо­собную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Сле­довательно, и культура должна быть ориентирована не на зап­росы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и по­требностей этого слоя общества. XIX век — век окончательного утверждения капиталис­тической формы хозяйствования, век интенсивного разви­тия промышленного производства, таких его отраслей, как ме­таллургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век пол­ного востребования науки, которая поднимается на небыва­лую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессио­нального образования. Растет число студентов в университе­тах. В художественной культуре XIX века нет единой доминан­ты. Формируются и функционируют различные общеевро­пейские стили и направления: Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, зародившегося в Германии (В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности); Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свой­ственный художественной культуре европейских стран, со­гласно которому задача искусства — правдивое изображение жизни; В последней трети XIX века в западноевропейской и аме­риканской культуре сложился натурализм — художествен­ный метод, согласно которому природа искусства объясня­лась посредством представлений, заимствованных у есте­ствознания; В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художе­ственное направление, получившее название импрессио­низм (отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов; фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность; неожиданные ракурсы фигур и предметов).

 

 

40.Импрессионизм и постимпрессионизм как переходные направления на рубеже XIX – XX вв.

Импрессионизм и постимпрессионизм - это два последовательных временных этапа по обе стороны перелома, который разделил искусство нового и новейшего времени.

Импрессионизм - творческое направление, возникшее в конце 1860 годов - был попыткой выйти за жесткие рамки академического искусства. Художники, писатели и композиторы стремились как можно полнее передать богатство окружающего мира, намереваясь добиться своей цели невиданными ранее методами. Именно из их ярких сюжетов, зафиксированных скупыми мазками или отрывистыми фразами и поначалу осмеянных широкой публикой, во многом сформировалось искусство 1-й половины XX века. Первыми на этот путь встали французские художники, с именами которых в основном и ассоциируется понятие импрессионизма (Писсарро, Ренуар, Моне и др.). Постимпрессионизм ---(от лат. post - после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направленийфранцузской живописи конца XIX - начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранеепримыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохевыразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти отимпрессионистической фиксац-ии отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний -духовных и материальных. В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейскойкультуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельныхнаправлений и индивидуальных творческих систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.