Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура культурологии. Специфика прикладной и социальной культурологии.






Культурология как социогуманитарная наука. Предмет, цель и задачи культурологии.

Культурология - это совокупность научных знаний о культуре, созданной человечеством, ее истории, сущности, закономерностях существования и развития. Чтобы точнее понять, что такое культурология, необходимо сначала определиться с тем, что такое культура. Понятие " культура" имеет множество значений, но в культурологии оно рассматривается как весь исторически сформировавшийся социальный опыт человечества, включающий совокупность знаний, верований, нравственных и правовых понятий, повседневных привычек, а также материальных объектов, созданных человеком, и технологий их изготовления. Создание культуры часто рассматривается как смысл и цель процесса развития человеческого общества. Культура человека осмысляется в искусстве, литературе, закрепляется в моральных нормах, праве, религии, правилах повседневного поведения. Культурология – наука, изучающая культуру как целостность и специфическую форму бытия человека. Объект – человек и общество. Предмет – философское понимание культуры как специфики бытия человека. Цель - раскрыть сущность культуры, ее историческое развитие и функционирование. Задачи: 1)Изучение содержания, структуры и динамику функционирования культуры(теория культуры). 2)Изучение специфики и сущности культуры как особого способа бытия человека(философия культуры). 3)Изучение культурных процессов, явлений, фактов в их хронологической последовательности(история культуры). 4)Формирование культуры личности и межличностных отношений(прикладная культурология).

 

Структура культурологии. Специфика прикладной и социальной культурологии.

Выделяют мировую и национальные культуры. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех нацио­нальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующе­го общества. Выделяется материальная и духовная культура. Материальная культура — это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места житель­ства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собствен­ному телу; физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, фило­софскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследовате­лей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее человека явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. Существует деление еще по одному признаку - актуальности. Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре. В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир культуры. Социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.