Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловое






Личностное

– обмен информационного типа в неформальной обстановке.

Деловое

– протекает в атмосфере выполнения общих обязательств, трудовой деятельности и ему присуща должностная черта.

3) Межличностные:

1. Манипулирование

– одна из сторон влияет на своего партнера по разговору, благодаря различным манипуляциям, при этом тот, над кем производятся махинации вербального, а может и не вербального вида, не знает о корыстных намерениях человека.

2. Императивный тип общения

– в этом случае перед вами собеседник-диктатор, желающий контролировать ваши внутренние установки, принуждая к выполнению действий. Сравнивая с предыдущим типом, нужно отметить, что он открыто показывает свою власть над вами, отдавая вам приказы, требования.

3. Столкновение ролей.

Участники этой беседы, являясь носителями конкретных целей, общаются только для получения чего-то определенного (к примеру, диалог покупателя и продавца, начальника и его подчиненного).

4. Общение масс.

Вы ведете беседу этого типа, находясь, к примеру, на корпоративной вечеринке, где контактируют люди, незнакомые друг с другом.

5. Коммуникация доверительного вида передает нечто, что несет определенную важность для собеседников.

6. Конфликтный тип Противостояние личностей, выражающих явное недоверие друг по отношению к другу.

№ 8.Социальные коммуникации: закономерности развития

Основные закономерности развития социальной коммуникации связаны с устойчивыми тенденциями, главными «трендами» в ее эволюции от первобытной эпохи до современного общества. Закономерности развития социальной коммуникации имеют всеобщий, объективный характер. Существуют динамические закономерности коммуникации (они отражают жестко детерминированную связь явлений) и статистические закономерности (они отражают нелинейные зависимости явлений, основанные на статистических данных). Закономерности социальной коммуникации действуют во взаимосвязи с социальными законами – экономическими, политическими, социокультурными, во взаимосвязи с основными тенденциями развития науки и техники.

Можно выделить несколько основных закономерностей эволюции человеческой коммуникации:

1) увеличение количества коммуникационных каналов;

2) закон кумуляции коммуникационных каналов;

3) превращение средств коммуникации в средства массовой коммуникации;

4) появление электронных коммуникаций вызвало ускорение изменений поведенческих моделей, форм и стилей общения;

5) различение двух уровней коммуникативной системы: внутреннего и внешнего;

6) различение двух типов коммуникации: синхронных и диахронных;

7) качественное изменение типа реципиента, появление и развитие новых коммуникационных институтов и др.

№ 9. Каналы коммуникации

Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.

 

№10. Барьеры коммуникации

Барьер субъективной интерпретации смысла информации. Этот барьер возникает потому, что любое полученное сообщение преломляется через призму личного опыта партнера по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий на момент передачи информации. В результате человек слышит не то, что было сказано, а то, что он думает, что было сказано. Коммуникатор верит, что если он понимает то, что он намерен сказать и передает это другим, то они будут интерпретировать его слова точно таким же образом.

Барьер психологического восприятия самого коммуникатора и отношение к нему: чувство недоверия, неприязни, которое вызывает коммуникатор, передается и на сообщаемую им информацию, которая не воспринимается как значимая. Огромное значение для возникновения барьера играет авторитет коммуникатора в глазах его партнера. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации, и наоборот — низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению («яйца курицу не учат»)

Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению. К социально-культурным барьерам можно отнести социальные, политические, религиозные и профессиональные барьеры. Говоря о социально-культурных барьерах, можно сказать, что «социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам» При рассмотрении социально-культурных барьеров главное — различие в ценностных установках, жизненного опыта, присущих представителям той или иной социальной группы. Психологи считают такие барьеры непреодолимыми.

Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:

· слишком тихая речь, вызванная сочетанием волнения и неправильного дыхания, при которой плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров. Если сообщение не представляет особой важности для собеседника, то он и не будет слушать. Даже если партнер по общению достаточно заинтересован, то вероятность неправильного понимания очевидна;

· слишком быстрая речь: когда коммуникатор барабанит свое сообщение, затрудняет слушателям следить за мыслью особенно при чтении текста;

· слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;

· заметные паузы: «э...э», «ну», «известно»;

· проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Например, партнер может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.

Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи. Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.

Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже об энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

 

№11. Проксемическая культура личности в коммуникации

Проксемика исследует пространственные условия общения — взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта. В зависимости от времени суток, наполненности помещения и собственного физического состояния человек может занимать в помещении разные места. Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат и маркеров, которые позволяют судить о социальном положении, установках и самооценке. Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

1. Интимная дистанция Она (как и все другие) имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — расстояние от 15 до 45 см. За этой дистанцией словно зарезервирована область для обмена интимными посланиями на языке тела (взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.)

2. Личная дистанция Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу. Жена может спокойно стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Для другой женщины находиться в ней — совершенно другое дело.

3. Социальная дистанция Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал — от 210 до 350 см. Эта дистанция, на которую становятся люди, когда кто-либо говорит им: «Станьте, чтобы я мог посмотреть на вас».

4. Публичная дистанция Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение.

 

№ 13 билет Коммуникационная модель, структура






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.