Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишек потребителя. Излишек производителя. Проблема устойчивости равновесия.






 

В процессе купли–продажи товаров происходит взаимное приспособление спроса и предложения, в результате чего на рынке устанавливается равновесие. Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы продавцов и покупателей совпадают, т. е. готовность потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с готовностью производителей продать такое же количество товара по той же цене. Иначе говоря, рыночное равновесие – это равенство спроса и предложения на данный товар.

Рыночная цена, при которой спрос и предложение уравновешивают друг друга называется равновесной ценой (Pе). Соответствующее данной цене количество продукции называется равновесным количеством (объемом) продукции (Qе).

Обе кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения (Е).

Если на рынке равновесие не достигнуто, то возможны две ситуации:

1. Избыточное предложение или просто избыток товара. Он возникает тогда, кода цена устанавливается выше равновесного уровня. В этом случае предложение превышает спрос. Это означает, что производители готовы продать по данной цене больше, чем готовы купить потребители. У производителей растут запасы нереализованной продукции, что заставляет их снижать цену пока вся продукция не будет продана и на рынке не установится равновесие.

2. Избыточный спрос или дефицит товара. Он возникает тогда, когда цена устанавливается ниже равновесного уровня. При нехватке товара производители будут повышать цену до тех пор, пока она не достигнет равновесного уровня.

Установление равновесной цены позволяет потребителям получать излишек потребителя(consumer^s surplus), а производителям излишек производителя.

Излишек потребителя (CS ) характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара. В соответствии со своей индивидуальной кривой спроса, потребители готовы были заплатить за товар цену, большую, чем равновесная цена. Поэтому у них часть суммы, предназначенной для покупки данного блага, осталась не израсходованной. Для линейной функции спроса, которая изображена на графике излишек потребителя представлен площадью треугольника РеРdЕ, расположенного ниже кривой спроса и выше линии равновесной цены и слева ограниченной вертикальной осью, представляет собой графическое изображение излишка потребителя (рис.10.12).

Излишек производителя (РS) – это разница между общей выручкой (площадь прямоугольника ОРеЕQе) и совокупными издержками (площадь ОРsЕ Qе). На графике она представлена площадью треугольника РsРеЕ. Производители согласны были продать свой товар по ценам своего индивидуального предложения, а продали по сложившейся рыночной цене, тем самым, получив излишек (выгоду) производителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.