Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношения суверенитетов государства, народа, нации






Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. Различают две стороны государственного суверенитета:

внутреннюю: выражает верховенство и полноту гос власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны;

внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом.

В Декларации о государственном суверенитете РФ (РСФСР) от 12 июня 1990 г. указаны следующие признаки государственного суверенитета РФ (РСФСР):

1) верховенство (иначе: прерогатива власти) — отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны;

2) самостоятельность — возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3) полнота — распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

4) неделимость власти государства в пределах его территории — единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную;

5) независимость во внешних сношениях — возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран,

6) равноправие во внешних сношениях.

К указанным признакам суверенитета следует добавить:

7) неотчуждаемость — невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закреплённой законом возможности делегировать суверенные права государства субъектам федерации и органам местного самоуправления

Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

· право войны и мира; издавать законы; формировать государственные органы; определять свою атрибутику (символику и др.); устанавливать налоги; назначать своих представителей в другие государства и международные организации; вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать всё, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ — граждане всех национальностей, проживающие на территории страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, — качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации — гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая способна обеспечить её существование и развитие. Мера свободы закреплена в кач-ве международ. стандарта как общая и равная для всех наций.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна термину «народ». Нация (в этническом отношении) — этносоциальная общность, у которой сформировалось самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

· право на существование и свободное развитие, обладание возможностью определять характер своей национальной жизни; право на свободное развитие национальных потребностей; право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций; право распоряжаться ресурсами на своей территории; право на мирное сосуществование с другими народами и нациями; право на экологическую безопасность и др.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций.

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права.

Государственный, народный и национальный суверенитеты взаимосвязаны в демократическом государстве.


52. Регионалистско – государственный строй

Однако в последние десятилетия появилась новая форма государства, вся территория которого, а не отдельные части, состоит из автономных образований. Эти автономии могут представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии и часть провинций ЮАР), строиться с учетом бытовых особенностей населения и географических факторов (пять областей Италия, которые имеют более широкие полномочия) или создаваться на основе некото­рых этнических, языковых, бытовых, исторических характеристик на­селения (Каталония, Галисия и др. в Испа­нии).

Обычно эти государства рассматривают в качестве унитарных, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных - унитарных государств, имеющих отдельные автономные образования, и одновременно от федераций. В литературе такие государства иногда называются регионалистскими и рассматриваются как начальная стадия перехода от унитарного государства к федеративному. В регионалистском государстве автономные образования своих конституций не имеют, но в конституциях государств за ними закреплены определенные полномочия, для осуществления которых они издают местные законы.

Автономные образования имеют также особые документы — статуты (уставы) об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом. В статутах (уставах) перечислены полномочия автономных образований. Можно делегировать автономиям также право издавать законы по об­щегосударственным вопросам.

Наряду со своими местными представительными органами автономии имеют местные органы ис­полнительной власти, формируемые местными законодательными органами. Однако наряду с ними в автономные образования назначаются представители центра — комиссары, губернаторы. Их полномочия не­одинаковы, в Италии они невелики, в Шри-Ланке — очень обширны.

В целом во всех регионалистских государствах федеральное регулирование автономии является более жестким, чем субъектов в федерациях. В част­ности, выборы их местных органов регулируются общегосударствен­ными, а не местными законами.

В отличие от федераций верхняя палата в регионалистском государ­стве строится не на основе представительства частей государства (авто­номий), а на других основаниях. Исключение составляет ЮАР, где верхняя палата формируется как одинаковое представительство про­винций, но в ЮАР не считают свою страну федерацией.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.