Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие деятельности и её виды






Большую роль в развитии личности играет его деятельность. Деятельность – это внутренняя и внешняя активность человека, которая регулируется осознаваемой целью. Если нет общественной деятельности, нет полноценного развития личности. Деятельность в формировании личности занимает не последнюю роль, так как без деятельности человек является просто пассивным членом в обществе. Не имея никакой деятельности, у человека и не сформируется так называемая самодеятельность. Она служит основой, залогом нормального развития общественной жизни. У человека может снизиться умственная работоспособность.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэтому при изучении сознания отдельной личности необходимо учитывать особенности ее трудовой деятельности.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

При изучении деятельности и сознания личности необходимо учитывать, что человек, в силу своей социальной сущности, неуклонно идет вперед по пути развития, а не повторяет циклы жизни, как это происходит в животном мире. В психологическом отношении жизненный путь конкретного человека не повторяет жизненного пути всех предыдущих поколений людей. В соответствии с этим, психология изучает основные виды человеческой деятельности в плане их развития в течение жизни конкретного человека. Такой подход дает возможность раскрыть психологические закономерности формирования сознания не вообще, а именно личности.

К основным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.

В процессе игры, которая начинается у детей с повышения внимания к отдельным предметам и в дальнейшем становится игрой сюжетной и по правилам, человек, начинающий сознательно действовать, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, о самом себе, о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

Таким образом, в играх, которые, в конечном счете, отражают общественные отношения, каждый участник психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста.

Учение - исторически обусловленный процесс, отвечающий потребностям общества в формировании сознания личности своей эпохи. Учение представляет собой прогрессивное воспроизводство человека как сознательной личности на основе усвоения им практического и теоретического опыта человечества. При этом люди сознают процесс учения как особый вид деятельности и намеренно устанавливают цели, содержание, принципы, методы и создают организационные основы этого процесса.

В процессе учения независимо от возраста каждый человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые систематически обогащаются и совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную личность.

Особое место в жизни человека занимает труд. В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Поэтому труд является решающим условием формирования личности и ее сознания.

Однако это вовсе не значит, что труд автоматически, сам по себе, формирует личность с передовым сознанием. Более того, непосильный, изнурительный труд, как известно, вызывает у человека отрицательное к нему отношение, порождает тенденцию уклониться от него. Например, рабский труд в эпоху рабовладельчества не мог воспитывать человека и формировать у него осознанно положительное отношение к труду и к орудиям труда.

В деятельности человек не только создает предметы материальной и духовной культуры, но и преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, чего без его активности не существовало бы в природе.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, то есть превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности, человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Рассматривая основные виды деятельности как условия формирования сознания личности, необходимо учитывать, что в жизни труд, учение и игра часто взаимно переплетаются. Так, в игре немало элементов учения, а в учении - труда. В свою очередь и в труде, как правило, содержатся элементы учения. Но как бы тесно, ни переплетались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия, которые определяются целями каждого вида деятельности и способами их достижения.

Общим же для игры, учения и труда является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, спецификой своей деятельности.

Мотивы, человеческой деятельности могут быть различными:

органическими (удовлетворение естественных потребностей организма);

функциональными (удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом);

социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей);

духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Предметом деятельности называется то, на что она непосредственно направлена.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. Человеческая деятельность состоит из действий и поступков.

Действия – это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной степени осознано. Поступками называются действия, которые подчинены нравстенным принципам, морали. Социальное значение их осознается человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок – это еще и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктивные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки, как элементы деятельности, представляют собой наименее гибкие ее части.

 

Заключение

Социальная среда – это то, что окружает человека в социальной жизни. Это проявление общественных отношений на определенных этапах развития.

Для социально-психического анализа личности есть определенные понятия:

· человек

· индивид

· личность

· индивидуальность

Из представленных понятий наиболее общее является – человек. Индивид представлен как биологический организм, носитель наследственных свойств. Не зря говорят: «Индивидом мы рождаемся. Личностью становимся». Мы не можем новорожденного ребенка называть личностью. Личностью надо стать. Понятие индивидуальности мы употребляем, когда хотим сказать об особенной, ни на кого не похожей личности.

В своем реферате я подробно рассмотрела понятие личности, условия ее развития и формирования. Личность человека формируется в результате воздействия различных факторов: природных, общественных, внутренних и внешних, зависимых и независимых от воли и сознания людей. Мне предстояло ответить на вопрос, как же развивается личность на протяжении всей жизни и какие основные факторы оказывают на ее влияние. Этими основными факторами являются деятельность и общение.

Формирование личности в определенных условиях называется процессом социализации. Существуют следующие стадии социализации:

· Первичная, это когда ребенок только родился и он начинает познавать мир, приспосабливаться, адаптироваться;

· Стадия индивидуализации, когда возникает желание выделиться из толпы. В 18-25 лет вырабатываются устойчивые качества личности.

· Стадия интеграции, когда возникает желание обрести свое место в обществе. Если коллектив принимает человека, все проходит благополучно, в ином случае у человека может возникнуть агрессия, он может стать «как все».

· Трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, это весь период трудовой деятельности.

· Послетрудовая стадия, здесь представлены уже пожилые люди, которые передают свой опыт новым поколениям.

На процесс социализации, развитие личности влияет не один фактор. Наиболее основные из них, как уже говорилось ранее, это деятельность и общение. В своем реферате я поэтапно подробно рассмотрела эти два фактора. Думаю, мы смогли убедиться в том, что без общения и без деятельности человек не сможет сформироваться, как личность.

С самого рождения, человек начинает развиваться. Пока ребенок маленький, он наблюдает, как общаются его родители. Общение – это важная часть развития личности. Мы получаем интересующие нас сведения путем общения. Деятельность играет также важную роль в развитии личности, так как человек – существо деятельное. Люди учатся, работают, именно там появляются задатки их личностных характеристик. Включившись в систему общественных отношений и изменяясь в процессе своей деятельности, человек приобретает личностные качества. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни, нельзя дать точного ответа, когда же этот процесс завершится.

Личность – это нечто уникальное. Именно общаясь, работая, можно сформироваться как личность. Если человек живет на необитаем острове совсем один, то, наверное, такого человека можно назвать только подобием личности.

Развитие личности – это, прежде всего, ее социальное развитие. Личностью человек может стать тогда, когда начнет совершенствовать социальный фактор деятельности. Фундаментом личности выступают общественные отношения, но в первую очередь, именно те, которые основаны и реализуются в его деятельности. Процесс развития личности всегда останется неповторимым. У каждого человека он протекает по-разному, это зависит от условий, от социальной среды, которая окружает человека. социализация личность общение деятельность

Когда человек, осознав себя как личность, определив свое место в обществе, человека можно назвать индивидуальностью. Он обретает свое достоинство, свою свободу, благодаря которым, появляется возможность отличить его от любой другой личности и выделить среди толпы.

 

Список использованной литературы

1. Обязательные издания

 

1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 5 [Электронный ресурс]/ Ю.В. Бессонова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2013.— 432 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/32124.

2. Душков Б.А. Основы инженерной психологии [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва, Еатеринбург: Академический Проект, Деловая книга, 2015.— 575 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/36869.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С.— Электрон. текстовые данные. — М.: Владос, 2013.— 687 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/14187.

 

2. Дополнительные издания

 

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Бодров В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2006.— 512 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7393.

5. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок [Электронный ресурс]: теория и практика/ Гуцыкова С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2011.— 144 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15548.

6. Манухина С.Ю. Инженерная психология и эргономика [Электронный ресурс]: хрестоматия. Учебно-методический комплекс/ Манухина С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2009.— 224 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/10675

7. Степанова Н.В. Основы психологии труда [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Степанова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 110 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/21836.

8. Ступницкий В.П. Психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 518 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/24808.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

3. Периодические издания

· Вопросы психологии: науч. журн. - М.: ООО " Вопросы психологии", (2010-2015) Выходит раз в два месяца. - ISSN 0042-8841

· Психологический журнал: РАН. - М.: Наука. - Выходит раз в два месяца. (2010-2015) - ISSN 0205-9592

· Социологические исследования: науч. и обществ.-полит. журн. - М.: Наука, Выходит ежемесячно, (2010-2015) - ISSN 0132-1625

· Управление персоналом. - М.: Изд. дом " Управление персоналом", (2010-2012) ISSN 5-95630-007-8

4. Интернет-ресурсы

· https://teachpro.ru/ - Образовательный портал TeachPro.ru

· https://www.ucheba.com/ - Образовательный портал “УЧЕБА”

· https://www.glossary.ru/ - Служба тематических толковых словарей

· https://www.rubricon.com/ - Рубрикон. Энциклопедии, словари, справочники

· https://venec.ulstu.ru/lib/ - Электронная библиотека полнотекстовых учебных и научных изданий УлГТУ

· https://www.psychology-online.net - Материалы по психологии

· https://www.azps.ru - А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи

· https://www.рsyberia.ru - Рsyberia: психологическая библиотека

· https://www.psychology.ru/library - Рsychology.ru. Психология на русском языке

· https://psylib.myword.ru/ - Библиотека «Дельфия»

· https://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.