Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика сбыта библиотечно-информационной продукции и услуг.






Существуют два понятия сбыта – широкое и узкое. Широкие сбытовые операции начинаются с момента выхода изделия за ворота сборочного цеха и заканчиваются передачей товара покупателю; узкие охватывают только финальную фазу – непосредственное общение продавца и покупателя, а все остальные операции «сбыта в широком смысле» относят к товародвижению. Товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за перемещением продукции от мест её производства к местам продажи с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для производителя. В систему товародвижения входят элементы, относящиеся как к внутренней, так и к внешней среде маркетинга.

К элементам внутренней среды относятся:

-- обработка заказов покупателей; -- контроль продукции, получаемой от внешних поставщиков;

-- подбор продукции по заказам потребителей и формирование оптимальных с транспортной точки зрения партий; -- упаковка в соответствии с требованиями транспортных служб;

-- оформление таможенных документов и страховки; -- отгрузка и контроль за движением груза.

К элементам внешней среды относятся:

-- организации-посредники; -- сбытовая сеть (магазины, киоски).

Сбыт информационной продукции в нашей стране осуществляется:

-- путём подписки через «Роспечать» или непосредственно в организации-поставщики;

-- через книготорговые организации; -- через систему библиотечных коллекторов;

-- через киоски «Роспечати» в организациях, и вузах, и киоски продажи специальной литературы;

-- по договорам (информ. продукция на машиночитаемых носителях, малотиражные издания, информац. услуги); -- и т.д.

Для библ-к к каналам сбыта информ. материалов можно отнести: -- международный книгообмен; -- получение материалов по обязательному экземпляру; -- получение материалов по линии «Библиотечной серии». Во внутренней среде маркетинга важнейшим элементом является обработка заказов потребителей информации. Отслеживание поступления заказанных информац. материалов ведётся в каждой библ-ке. Для этого создаются картотеки предварительного заказа. Контроль за поступлением заказчику информ. материалов ведётся как о стороны производителя, так и со стороны потребителей, что обеспечивает возможность каждой заинтересованной стороне находить наиболее эффективные способы реализации своих целей.


БІБЛІЯТЭЧНЫ МЕНЕДЖМЕНТ.

1.Эвалюцыя менеджменту і фарміраванне канцэпцыі бібл. менеджменту.

 

Менеджмент – управление, организация, руководство тем или иным видом деятельности. Трактовок пониятия «м.» много и характеризует широкую область человеческой деятельности. Управление – это функция организационных систем, кот. обеспечивает сохранение их стр-ры, поддержку режима деятельности, реализацию ее программы, цели. М.иУ. рассматриваются практически с одних и тех же позиций.

БИМ – это управление биб. делом в целом и отдельными биб.инф. учреждениями с целью наиболее полного удовлетворения информационных потребностей об-ва и отдельных пользователей на базе рацион. использования имеющихся ресурсов.

М. выеделился как самостоятельная область деятельности и научная дисциплина в кон.19 в. в странах Зап.Европы и США (с развитием производства). В 1911г. книга «Принципы научного менеджмента» Тейлора.

Существуют 4 подхода, которые внесил значительный вклад в развитие теории практики М. Они основаны на выделении разных школ.

1. Школа научного управления основана на работах Ф.Тейлора, Генри Френка и П.Гилбрет. Тейлор разработал методы, по кот. для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливается единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы. Наблюдение, логика, замеры, анализ дает возможность усовершенствовать больше операций ручного труда. Формируется на 3 моментах: 1.Рационалльная организация труда. 2. Развитие форомальной стр-ры организации. 3. Определение мер по сотрудничеству руководителя и рабочего.

Хар-ным было систематическое использование стимулирования как денежного, так и в форме различных уступок, с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмапроизводства. Эта школа положила начало развитию управления кадрами.

2. Административная (классическая школа) А.Фойль, Л.Урвик, Дж.Муни. Концентрирует свое внимание на общих проблемах управления и повышения эффективности управления вообще. Основная задача – разработка универсальных методов управления, эффективность применительно к работе всей организации. Разработка рациональной системы управления организацией.

А.Фойль сформулировал 14 принципов управления: Разделение труда. Неотделимость власти от ответственности. Дисциплина. Единоначалие. Единство направлений. Подчинённость индивидуальных интересов общим. Вознаграждение персонала по справедливости. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Стабильность рабочего места для персонала. Инициатива. Корпоративный дух.

Положила начало дальнейшему развитию теории. Были определены функции, принципы м.

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (с 1930-по сегодняшние дни). Основоположник американский психолог Элтон Мэйо. Суть школы - производственный процесс имеет для рабочего меньшее значение чем соц. и психологическое положение на производстве → все проблемы производства зависят от макроклимата. Использует приемы управления межличностных отношений. Особое значение – мативация, дисциплина. Идеи этой ш. были дополнены поведенческой концепцией – изучение псих.-пед. аспектов праблем человеческого поведения. В поведенческих науках ориентация на поведение человека. Помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.

4. Школа социальных систем (выделена недавно). Саймон, Бернар, Триест. Главная идея – представление о соц. Орг-ции как о комплексной организационной системе. Элементы: индивид, формальные и неформальные струк-ры, внешнее окружение, тех. средства труда. Работник рассматривается как социально ориентированный индивид (его потребости влияют среду орг-ции и наоборот). Осн. идея – использование анализа частей и рамках школы сложилась иерархия потреб-тей человека.

В теории м. - различные подходы к его содержанию, которые лежат в основе любой организации.

Процессный подход – управление рассматр. как связь взаимосвязанных управленческих ф-ций: планирование, регулирование, организация, мотивация, контроль, учет, анализ, прогнозирование, коорд.

Системный подход – руководители должны рассмтаривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. СП – методология исследования объектов как систем. Все организации являются системами. Как единую сложную систему, можно рассматривать всю деятельность предприятия, которая состоит из сети подчинённых, менее сложных систем. Эта одна из самых разработанных биб.концепций. Столяров представлел б-ку как 4-х элементную систему: документ, абонент, б-рь, МТБ.

Ситуационный подход. Определяющим его фактором выступает ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. СП увязывает различные приёмы, методы и концепции с определёнными ситуациями для наибольшей эффективности достижения целей.

Маркетинговый подход – направлен на удовлетворение нужд и потребностей в процессе обмена. Маркетинг включает м.исследование; разработка новых товаров и услуг; организация их распространения; ценнобразование; реализация; сбыт.

В начале 90-х сформировалась концепция биб-ного менеджмента, отразившая новые подходы к пониманию важнейших положеий теории и практики руководства биб-ками различных типов и видов. Необходимость ее создания обусловлена рядом фактором: - принципально иной хар-р социально-экономической среды; - кризис традиционных систем управления; потребность в разработке конструктивной стратегии развития; - наличие в западной теории новой парадигмы управления, ориентированной на решение аналогичных проблем. Биб. Мен. Трансформирует управ-ние биб-кой в самост-ную научю дисциплину, обладающую собст-ным объектом и предметом. Объект б.м. – б-ка. Предмет – совокупность закономерностей управленческой деят-ти б-ки. Б.м. изучает: - собственную сферу объективной реальности; - специфич. Только для него законы данной реальности; - особые формы проявления и механизмы действия этих законов. Новая концепция сводится к следующему: -ориентация на самореализующегося человека (в отличие от человека экономического и социального); - б-ка рассматривается как открытая система, состоящая из людей, объединяемых совместными ценностями, формирующими организационную культуру; - б-ке должно быть присуще постоянное обновление, адаптация к внешним факторам, главный из которых – читатель. Новая парадигма управлеия основана на системном, ситуационном подходе. Б-ка-открытая система, главные предпосылки эффективного управления лежат не внутри, а вне ее. Успех зависит от того, насколько удачно б-ка вписывается во внеш среду (культурную, инф-ную, эконом.-кую) и адаптируется к ней.

Топология -упорядоченное и систематизированное разнообразие представлений о менеджменте. Для типологии мен. Важное значение имеют критерии типологического анализа.

- по критерию «роль внеш. среды в осуществлении управления» выделяют след. Типы управления: - планово-директивное (главную роль играет план, он возводится в ранг закона, его следует беспрекословно выполнять. Сейчас это малоэффективно, поскольку в плане невозможно все предусмотреть).; - маркетинг – управление, ориентированное на внеш. среду, в кот. основа – рынок; целевое управление -удачно дополняет маркетинг идеей целевого управ-ния, предвидением тенденций развития, оказывает влияние на процессы развития в соот-вии с принятой стратегией. (здесь исп-ся политика ценообразования, реклама, PR); - проблемно-ориентированное – ориентация на решение проблем (проблема-главный фактор в разработке и принятии управленч. Решений; это достаточное гибкое управление оперативного решения проблем)

- по степени организационной формализации и статичности: - регламентное управление – в орг-ции его лежит идея обеспечить согласованность при помощи тшательно разработанных регламентов (регламент-положение, кот. предписывает виды действий, условия их осщест-ния, это негибкое управление, но хороший контроль); нормативное управление - более мягкое, строится на нормативах – орг-ных положениях, предписывающих действия и требования к ним, посредством диапазона действий; тоже включает регламенты, но в основном строится на нормативах; - социально-регулируемое управление- основа его социально-психологические связи в коллективе, отражающие взаимопонимание и поддержку, доброжелательность.

- по критерию распределения полномочий: - высокоцентрализованное- приоритет полномочий у верхнего уровня иерархии системы управления (ориентирована только на глобальные проблемы, не может обеспечить долгосрочный и устойчивый эффект); - децентрализованное -низкая степень централизации, решающий уровень – нижестоящий уровень иерархии; в верхних уровнях только полномочия на принятие отдельных стратегич. Решений, рекомендательных или ситуационных, при возникновении кризисных ситуаций; - гибкое рапределение полномочий – альтернативное распределение полномочий по уровням системы управления, передача полномочий с одного уровня управления на др. в завис-ти от обстоятельств;

- по критерию «Личностный фактор и роль менеджера»: - автократическое – концентрация власти или поломочий в руках одного человека, соединение полномочий в одном лице (обусловлено амбициозностью менеджера, недоверием к персоналу, недооценкой квалификации), построено на недображелательности со стороны начальства; - коллегиальное управление – коллегиальное принятие управленч. Решений, полномочия у коллегии, кот. состоит из профессионалов и ответственных работников различных уровней системы управления; - либеральное – руководитель вообще растворятеся в коллективе, его влияние незначительно; эффективно при хорошем взаимодействии в коллективе.

- по приоритету в орг-ции управления: - функционально-организационное – в основе лежит организация деят-ти и ее функции играют решающую роль, сосредоточение на внутриорганизационных процессах; - управление по результатам – возникает в условиях конкуренции (результ может быть разный – качество, имидж, прибыль; результат отождествляется с целью, но это не совсем оправдано, т.к. цель – это перспектива, ориентир развития); - стратегическое управление – оно ориентировано на цель, имеет приоритет стратегии (все процессы осущ-ся с разработанной принятой стратегией развития орг-ции, стратегией ее поведения, общест-ного имиджа); - программно-целевое управление – строится по программе действий, в кот. заключены все приоритеты управления.


2. Прававое забеспячэнне дзейнасці бібліятэк Беларусі.

Термин " правовое обеспечение деятельности б-к" (ПОДБ) рассматривается с точки зрения системного подхода, т.е. ПОДБ рассматривается як целостная система. ПОДБ- совокупность нормативно-правовых актов разной формы и юридической силы, которые регулируют разные направления деятельности б-к.

Элементы ПОДБ: - б-ка как субъект правового регулирования; - правовая база деятельности б-к; - институты власти и общественно-профессиональные институты (обеспечивают разработку прав. базы и выполнение).

Суть ПОДБ: обеспечение нормального и эффективного функционирования б-к разных типов и видов.

 

1.Элемент " Б-ка как субъект прав. регулирования ". 1-ый блок отношений возникает при создании, ликвидации и развития б-к и биб. сетей (отношения между государством и б-камі → государство официально несет ответственность и обязана поддерживать биб. Дело). 2-ой блок отношений - отношения, которые возникают при форм-нии фонда (комплектование, организация БФ: учет, развитие системы депозит фонда, сохранность ф.; исключение Д из ф.; управление БФ): 1. Обеспечение обеспечение физической сохранности фонда. 2. Обеспечение безопасности ИР б-к в электр. Форме. 3. Защита авторских прав на создаваемую в б-ках интеллект. продукцию. 4. Перемещение БФ как культ. ценностей через гос границу. 3-блок отношений: при осуществлении библ. обслуживания пользователей (обеспечение конститутц. права каждого гражданина на поиск и получение И). 4-тый блок отношений, которые возникают при взаимодействии работодателей с кадрами. Связан с подсистемой " Биб. Персонал". Оплата работы, подготовка и переподготовка кадров.

 

2. Элемент " Правовая база деятельности б-к" - совокупность нормат.-правовых актов разной формы и юрид. силы, которые регулируют разные направления деятельности б-к. Совокупность этих прав. актов можно представить в форме вертикальной (иерархической) и горизонтальной структуры. Иерархия представлена нормативно-правовыми актами разных уровней: Конституция РБ, законы, кодексы РБ; нормат. прав. Акты Президента РБ; нормат-прав. Акты правительства РБ (постановления Савмина); нормат.-прав. Акты Министерств, ведомств, комитетов; внутренние акты б-к.

Нормативно-правовые акты подразделяются на:

- законодательные (указы, декреты, Конституция), кот. Владеют высшей юридической силой и играют главную роль в правовом обеспечении;

- подзаконные (положении, инструкции). Они подразделяются на: общие (издаются органами общей компетенции → для б-к Министерства культуры); - ведомственные (регулируют деяятельность б-к и издаются органами спец. Компетенции → в границах одного ведамства; Министерства с/х для с/х б-к). Локальные (издаются б-ми и имеют значение для решения их внутренних вопросов → устав б-ки, инструкции).

Закон – центр правовой системы относительно б-к, определяет основы организации библ. Дела в РБ; формирование, использование и сохранение БФ, Д первичного характера – “Закон о библ. Деле в РБ”.

Закон – цэнтр прав. Сістэмы адносна б-к, вызначае асновы арг-цыі біб. Справы ў РБ; фармір-не, выкар-не і захаванне БФ, Д першаснага харак-ру – закон “Аб біб. Справе ў РБ”.

Выделяют:

- спец. Нормативные правовые акты (Закон «О б-м деле РБ»)

- нормативно-правовые акты других отраслей законодательства, кот. регулируют отдельные направления деятельности б-к (закон «Об культуре», «Об информации»)

 

3 элемент “Институт власти”.

В ПОДБ выделяют уровни:

- национальный (респ. Органы гос. Управления → нац. Собрание, СавМин, минестерство культуры; органы законодательной и исполнительной власти разрабатывают нормативно-правовые акты);

- региональный (органы исполнительной власти → исполкомы определяют систему подчинения б-к, разррабатывают подзаконные акты)

- ведомственно-отрослевой;

- локальный (акты разрабатывает сама б-ка). В качестве дополнительного - миждународный.

Международные источники законодательства по проблемах библ. Обслуживания: «Всеобщая декларация прав человека»; «Европейскай культурная конвенция»; полит. Декларация «Инф-ное общество – вызов Европы»; - программа ЮНЕСКО «ИНф-ция для всех»; - Манифест ЮНЕСКО «О публичных б-ках»; Манифест ИФЛА «Об Интернете»; Манифест ЮНЕСКО, ИФЛА «О школьных б-ках»; рекомендации по реформе биб-го зак-ва в Центральной Европе.


3. Бібліятэка ў сістэме сацыяльна-культурнага праграміравання.

Праектнае кіраванне- тып менеджменту і метад кіравання, і арг-ная струк-ра для разработкі праектаў і праграм. Кіраванне праектамі – асобны тып кіраваня, які патрабуе наяўнасць струк-ры размеркавання функцый, пабудову і выкарыстане спец. тэхналогій. Праект – мэтанакіраванае змяненне матэрыяльнай і духоўнай сістэмы. У біб. Справе праект – сукупнасць мерапрыемстваў, накіраваных на дасягненне вызначанай, дакладна структурыванай мэты. Праект накіраваы на эфектыўае выкарыстанне новых ІТ і біб-ных рэсурсаў. Праграма (у адносінах да б-кі) – гэта Д, які ўключае цыкл мерапрыемстваў або шэраг праектаў па прыярытэтных накірунках развіцця б-к. Мэтавая праграма складаецца з узаемазвязаных праектаў.

Праграмы могуць быць: - міжнародныя; - дзяржаўныя; - нацыянальныя; - рэгіянальныя; - межрэгіянальныя; - межгаліновыя; - змешаныя. Праграмы фарміруюцца, фінансуюцца і падтрымліваюцца дзярж. органамі. Для развіцця б-к важнае значэнне мае прыняцце міжведамаснай праграмы “Электронная Беларусь” (накіравана на развіцце эл. ІТ, на павышэнне эфектыўнасці дзейнасці органаў дзярж. улады і галінаў народ. гаспадаркі). Асноўная форма праграмнага кіравання: рэспубліканскія праграмы і мэтавыя комплексныя праграмы. Рэгіянальныя праграмы - гэта разавіднасць мэтавых комплексных праграм.

Канцэпцыя ў дачыненні да б-кі - гэта сістэма ідэй і ўяўленняў аб перспектывах развіцця біб. Сферы, аб тэндэнцыях, месце і ролі б-к у структуры сац. Існтытутаў, аб метадах і сродках паляпшэння іх дзейнасці. Сучасная біб-ная канцэпцыя павінна фарміраваць мэты б-к і шляхі іх дасягнення.

Праектаванне і праграміраванне – сукупнасць працэсаў, звязаных з распрацоўкай і рэалізацыяй праграм і праектаў.Канцэпцыя, праграма, праект-своеасаблівая арг-ная сістэма кіравання б-кай.

Тыпалогія праектаў у біб. Справе: - па масштабах – міждзяржаўныя, нацыянальныя, рэгіянальныя. Класы праектаў у біб. Справе: - мегапраекты – комплексныя і спецыялізаваныя праграмы, якія маюць адзіную мэту і змяшчаюць мноства ўзаемазвязаных разнародных праектаў (гэта мэтавая праграма). Мегапраект адрозніваецца вялікай каштоўнасцю і працаемкасцю. Мульціпраект- комплексныя праграмы стратэгічнага развіцця б-к. Монапраекты -на ўзроўні адной б-кі, маюць канкрэтную мэту, вызначаюць нормы фінансавання, устанаўлівае тэрміны і канкрэтны змест.

Этапы праектнай дзейнасці б-к.: часовыя і функцыянальныя. Абавязковыя стадыі праекта: - узнікненне ідэі і аналіз сітуацыі; - планаванне работ і прыцягненне сродкаў; - запуск і здзяйсненне пр.; кантроль над рэалізацыяй пр; - завяршэне і аналіз эфект-ці пр.

Б-ка ўключае ў аналіз мат-лы па гісторыі б-кі з дня яе заснавання, аналіз знешніх змяненняў. Ідэя праекта ўзнікае ў выніку правядзення параўнальнага аналізу ў рэгіене і канкрэтнай б-цы. Важна улічваць тып б-кі, наяўнасць і падтрымка ўлады, падтрымка магчымых канкурэнтаў. Трэба бачыць б-ку ў цэнтры сацыяльна-культ. Развіцця рэгіена.

У якасці стратэгіі наступныя кірункі:

1.Прадстаўленне новых Іпаслуг паст. Карыс-кам і прыцягненне новых карыстальнікаў: а) дакладнасць фармулеўкі тэмы пр.; б) прадумаць, якую праблему вы можаце вырашыць з дапамогай фонду (спонсараў); вывучэне дабрачыннх фондаў рэсп., рэгіянальных; в) дакладна прадумаць праект.

2.Вызначэнне аб’ему пр., час пачатку пр. і заканчэння.

3.Вызначэнне фін. Рэсурсаў, вольны час супрацоўнікаў, памяшканне і тэхналогіі.

Асноўны кірунак праектаў РБ – краязнаўчая дзейасць. ПЦПІ здзяйсняліся таксама падчас стварэння праектаў; пр. “Б-ка і міласэрнасць”, “Інф-ная падтрымка малога бізнесу”.

Мэта праекта прадузамявае накіраванасць работ на развіцце і б-кі, і рэгіена, на змяненне, паляпшэнне, падтрымку б-кі. Мэта павінна адпавядаць інтарэсам розных груп насельніцтва. Мэта адлюстроўвае вынік і сацыяльны эфект пр. Патрабаванні да мэты: - дакладнасць; - раэлістычнасць; - улік часу супрацоўнікаў і арг-цыя для выканання пр.

Пры распрацоўцы задачы трэба ўлічваць стварэнне Іпаслуг, асноўныя паказчыкі, як прадвінуць паслугі для карыст-каў. Трэба прадугледжваць спецыялістаў, якія будуць прымаць ўдзел у рэалізацыі пр. Працэс пастаноўкі мэты, задач пр. уключае не толькі вызначэнне масштабу і характару работ, але і магчымасці кадравага патэнцыяла; - стылю кіравання б-кай; - рэсурсамі пр. з’яўляюцца не толькі матэрыяльныя сродкі.

Рабочы план праекта ўключае наступныя элементы:

-фармулёўка асн. Задач; - распрацоўка лагічнай паслядоўнасці задач; - вызначэнне рэсурсаў і крыніц паступлення сродкаў, наяўнасць вольнага часу; інф-нае забеспячэнне; тэх. Абсталяванне; персанал; - інструктаж членаў каманды; - дакладны графік работы.

Праектная структура - часовая арг-цыя, якая ствараецца для вырашэння канкрэтных комплексных задач. Фарміруецца каманда спецыялістаў. Прает. Струк-ра асноўваецца на мэтавым кіраванні, на развіцці творчай ініцыятывы кожнага удзельніка пр. Завяршэнне пр. – фаза, якая вызначае дасягненне канчатковых мэтаў і ацэнку эфектыўнасці. Кантроль рэалізацыі пр. прадугледжвае арг-цыю мерапрыемстваў па ацэнцы плана работ, унясення змяненняў, адаптацыю рэсурсаў. Для эфектыўнай рэалізацыі функцыі кантроля неабходна рабіць параўнальны аналіз (адпаведнасць хода пр. першапачатковым планам); аб’ем завяршаемай работы, якасць работы; адпаведнасць чакаемых і рэальных задач; як ставяцца да вынікаў пр. спонсары; зладжанасць каманды. Кантроль забяспечвае аператыўную ацэнку рэалізацыі пр.


4. Сістэма і структура кіравання бібліятэчнай справай.

Биб. дело – отрасль информационной, культурно-образовательной и образовательной деятельности. Ее задачи: - создание и развитие сети б-к; - формирование и обработка их фондов; - организация библ., инфор. СБА пользователей; - подготовка кадров; - научное и методическое обеспечение деятельности б-к.

Подсистемы библ. дела – сети б-к; - комплектование, организация и обработка фондов; - библ. обслуживание; - научное обеспечение деятельности б-к; - методическое обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; - управление. Каждая из подсистем является системой более низкого уровня (напр., сеть б-к – респ., областной, городской уровень, б-ки-филиалы).

Цель библ. дела - обеспечение прав на свободный доступ к информации, максимальное удовлетворение библ., б\граф. читательских запросов. Важна слаженная работа подсистем. В биб. деле слаживаются отношения с др. структурами: издательствами, книготорговыми органами, архивами, органами НТИ. Взаимодействие б-ки с этими организациями составляют внешнюю среду б-ки. Внутренняя среда биб. Дела: развитие сети б-к, обеспечение оборудованием, управление финан. Средствами, обеспечение б-к кадрами, маркетинговая ориентация деятельности б-к.

Законы и закономерности развития библ. дела: - закон демакратизации библ. дела; - закон диалектического единства национально-гос. и интернационального в библ. деле (смылс в том, чтоо библ. дело имеет специф. хар-р, одновременно библ. дело страны интернационально, отражает общечеловеческкие ценности); закон взаимодействия б-к (чтобы б-ки взаимодействовали между собой: объединение ресурсов, сосзадние карпор. сетей); - закон максимизации эффекта (сац. выполнение инструкции, кот. сконцентрирована в системе биб. Дела. Б-ки постоянно направлены на итоговое выполнение фонда).

Гос. управл-е - делится: 1. Органы законод-й власти На республик-м уровне – Национ. Собрание, кот. им. Палату представит-й в структ-ре кот. дейст-т «Комиссия по образ-ю, культ-ры, науки н науч-техн. Прогрессии». Разрабат-т и приним-т законод-е акты, кот. обеспеч-т правовые основы б-го дела «Закон о б-м деле РБ» (1995г. перераб. 2002г) На обл. уровне - Комиссия по культ-ре обл. Советов народ. депутатов. На низовом уровне – Комиссия по культ-ре район. Или город-х Сов. Депутатов. Эти органы разраб-т ряд д-в о Дея-ти б-к в обл, города или района. 2. Органы исполн-й власти. На республ-м уровне действует Совет Министров РБ. Но в его структуре нет органа, кот управл. Завед-ми культ-ры (б-ми). Поэт. Сов. Мин. сложил свои функции на Мин-во культ-ры РБ, кот выполн-т относит-но всех б-к респ. так. функции: 1. реализует единую респ-ю политику в отрас. б-го дела. 2. Возглавляет разработку и осущ-е респуб-х комплексных и целевых межведомственных программ (по созд-ю системы катал-в) 3. Определяет гос. требования к уровню б-го обсл-я. 4. Осущес-т координ-ю управл-я б-м делом всех б-к РБ. На обл. уровне- Управл-е культ-ры обл. исполн. комитетов Советов депутатов. На низовом уровне действуют отделы культ-ры район, город-х исполн-х комитетов Советов депутатов. Функции органов 2 и 3 уровня: 1. Они управл-т общегосуд-й сеткой б-к своей террит-и(сел, город, центральн. город-е, дет. б-ки) 2. Финансир-т эти б-ки 3. заним. Развитием сеток этих б-к 4. Усиливают их МТБ. 5. Подбирают квалифиц-е кадры 6. Осущ-т контроль за деят-тью б-к др. ведомств и координир-т работу на своей территории.

Ведомственно-администрат-е управл-е Оно осущ-ся через Минист-ва, ведомства, предприятия, организ-и, учрежд-я. (Напр. Мин. здравоохр-я созд., финансир-т сетку мед. Б-к. мин. образ-я – сетку пед-х б-к и т.д.) 1-й уровень Органами управл-я гос-й сеткой б-к РБ явл. Мин-во культуры РБ. 2-й уров. Управление культ-ры обл-х исполн-х комит-в Сов. Депут. 3-й уров. Отделы или управл-я культ-ры район, город. Исполн-х комит-в Сов. Депут-в. Мин-во культ-ры относит. Своей сетки испол. так. Функции 1. Централиз. Финансир-т б-ки с гос. бюджета. 2. Занимается базовым оснащением б-к, оборуд-м, реконструкцией.3. заним. Целевым финанс-м науч. исслед-й и метод-х разраб-к. 3. Управл-е междунар-ми б-ми связями.

Обществ-е органы управл-я. В законе «О б-м деле» подчер-ся, что к общест-м органам управ-я относят-ся орган-и, учрежд-я, предпр-я, отдел. граждане и их объеденения, кот. содейс-т науч-м, тех-м и организац-м преобразованиям в б-м деле, путем оказан-я б-м учрежд-м гуманит-й и финансовой помощи. (пр. Профкомы, партий-е орг, копер.б-ки и др.).

Система професс. самоуправл-я б-м делом. обществ-ми орган. Проф. Б-го самоуправл-я явл. объеденения, общества, ассоциации. В Бел. в 1992г. была осн. бел. б-я ассоц-я (ББА). Цели 1. Профессио-е влияние на состоя-е б-гог дела в РБ. 2.Социальн-я и юрид-я охрана прф-х интер-в членов ББА. 3. Формиров-е среды для проф-х отнош-й.

Структура управления б-кой –совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых взаимоотношениях и обеспечивают их функционирование как единого целого.

Элементы:

1. Отдельные руководители; 2. Службы; 3. Отдельные части аппарата управления.

Отношения поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям; линейным и функциональным. Горизонтальные связи – носят хар-р соглашения и располагаются на одном уровне. Вертикальные связи – связи подчинения.

В начале 20 века создавались формальные структуры управления или бюрократические. В них главное внимание уделялось разделению труда на ф-ции. Основные характеристики:

1. очень точное разделение труда;

2. иерархичность управления;

3. характерно наличие формальных правил и норм.

Линейная связь – движение управленческих решений между линейными руководителями.

Функциональные связи – действуют по линии движения управленческих решений и информации. В зависимости от различных ф-ций управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.