Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип соответствия ценностям индивида.






Социальные функции б-ки. В законе РБ «О библиотечном деле в РБ» в статье 3 указано: «Б-ка является социально-культурным и информационным центром, кот. осуществляет сбор, хранение и передачу инф-ции для удовлетворения потребностей общества, чем оказывает духов. формированию личности в республике.

Можно выделить 4 группы социальных функций библиотек:

1. Главные (сущностные ), определяют сущность б-ки, как особого соц института: А) Кумулятивная (сбор всех д-тов в библ. фонде), Б) Мемориальная (сохр-е собранных док-тов), В) Коммуникативно-инф-ная (предоставление собранных док-в потребителям или абонентам). 2. Производные.

а) Социализирующая ф-ия, б) Обучающая, в) Идеологическая, г) Воспитательная, д) Рекреативная (орг.Свободноговремени), е) Информаци-онная. е) гедонистическая (культурно-просветительская).

2. Типообразующие:

В основе чит-е потреб-ти, кот. возникли в процессе д-ти человека. Выделяют след виды б-к: А) публично-массовые; Б) учебные; В) Специальные.

3. Дополнительные (некоторые библиотеки).

а) Научно-методические функции (методические центры НББ, РМБ)

б) Научно-исследовательские (крупные спец-е и универс-е научные б-ки, кот имеют научно-исследовательские отделы (ЦНБ АН РБ).

в) технологические ф-ции. Они явл вторичными и их б-ка осущ-т внутри: - ф-ция моделирования заключ-ся в создании модели, в соответ-вии с кот. будут формир-ся док-ные ресурсы б-ки; - ф-ция комплектования; - ф-ция учета – учет всех ресурсов б-ки в соответ-вии с нормативами, а также поступивших в б-ку; - ф-ция аналитико-синт-ской обработки -описание, системат-цию, предмет-цию, аннотирование, реферирование и др. Ф-ция хранения. - ф-ция доставки Д-ных ресурсов; - ф-ция обслуж-я польз-лей -; - ф-ция управления.


3. Бібліятэка як сістэма.

В конце ХIХ в. специалисты начали рассматривать б-ку, как системное образование. Системный подход: изучение б-ки и б-ного дела, как совокупность взаимосвязанных элементов:

1. Люди. 2. Структура организации. 3. Задачи.4. Технология.

В редакции 2002 года, следующие определение Б-ка – это стр-рное образование, у Мотульского б-ка – это соц институт.

В конце 19 – начале 20 вв. б-ку рассматривали как 1элементное понятие (как фонд, либо как контингент абонентов, либо как помещение), но с 20 гг. 20 в. Рубакин, Хавкина, Покровские пришли к выводу что б-ку создает взаимодействие нескольких элементов. В в 1948 г. Марков предложил 2хэлементную концепцию, которою в 60-е поддержал Чубарьян, который выделил общее и частное библиотековедение. (здесь элементы: читатель и книга), Хавкина – трехэлементую систему + библиотекарь. В 67г. Карташов – взаимоотношения б-ря, читателя и книги, используя понятия системного подхода. Черняк – значительно углубил позицию Карташова, дав развернутую хар-ку роли каждого элемента в системе К-Б-Ч. Далее эту систему разрабатывал Фрумин – подробно раскрыл внутренние и внешние вязи между элементами, а также вытекающие из них ф-ции б-ки

Столяров (70-80-е гг.) считает, что библиотека как система состоит из 4 подсистем:

1. Библиотечный фонд (БФ) – основа функционирования всей системы библиотеки.

2. Контингент абонентов (КА), придает смысл и цели существования библиотеки как системы

3. Библиотечный персонал (БП) управляет всей деятельностью библиотеки как системы

4. Материально-техническая база (МТБ), выполняет функцию места действия, обеспечения материальных возможностей, в которой происходит деятельность библиотеки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.