Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование универсальных учебных действий (УУД) у уч-ся на уроках ФК.






Основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения:

Согласно проекту Фундаментальное ядро содержания общего образования личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей, предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные – через универсальные учебные действия (далее УУД).

УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Если основная черта УУД – метапредметность, то их сформированность – это результат работы педагогов по всем предметам.

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Так как из-за его недостаточности произошло его «выпадение» предмета из системы общего образования, задачи урока решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Рассмотрим требования к результатам, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (Таблица 2):

Задачи по модернизации системы физического воспитания учащихся, которые можно объединить в две группы:

Очевидно, что способности и результаты обучения, которые в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

Многие трудности, с которыми сталкивается учитель физической культуры, связаны именно с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В результате, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, необходимость формирования УУД на уроках физической культуры обусловлена педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Существует достаточно большое количество видов УУД, и в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать их все. Поэтому определение структуры и содержание УУД, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 3).

Сложность в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, необходимо выявить такие методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики:

Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно)

Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий. Повышение познавательной и творческой активности учащихся. Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы ИКТ

Содержание УУД определяется с учетом

*задач физического воспитания, * типа урока, *личности педагогов и особенности их работы. Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего адаптирует их к специфике образовательного процесса по ФК.

* Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию (этап начального разучивания, этап углубленного изучения, этап совершенствования).

* Различный программный материал по физической культуре имеет разный потенциал в формировании УУД.Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются разделы гимнастика и спортивные игры

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.