Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 13.






Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные

a учить дошкольников различать гласные и согласные звуки; знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух, показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости-глухости.

1. Закрепление понятий «звук» и «слово»

- Назовите любой звук.

- Назовите слово.

- Назовите два слова.

- Назовите три любых звука.

 

2. Дифференциация гласных и согласных звуков.

- Какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные)

- Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Каким цветом они обозначаются?

- Почему гласные звуки так называются?

- Как произносятся согласные звуки? Покажите на схеме согласные звуки. Назовите некоторые из них. Каким цветом они обозначены?

- Сегодня у нас в гостях Карандаш. Он поиграет с вами.

Карандаш:

- Я буду называть гласные и согласные звуки. Когда я буду произносить гласный звук, повторяйте его хором, когда буду произносить согласный – поднимайте вверх синий сигнальный круг.

(После проговаривания 10-15 звуков задание усложняется: Карандаш выполняет обманные движения – поднимает синий сигнал при произнесении гласных звуков)

 

3. Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.

- Мы с вами уже знаем, что гласные звуки очень музыкальные, звонкие, они состоят из чистого голоса. Поэтому их так легко петь. А вот согласные звуки произносятся по-разному. Мы сейчас споем две песенки: песенку комара: ЗЗЗЗЗ и песенку воды: ССССС. Начнем со звука З. Положите ладонь на шею и произнесите звук З протяжно, длительно. Что чувствует ваша ладонь? (Горлышко дрожит). Верно, ладонь ощущает вибрацию. Потому что в произнесении звука З участвует голос. А теперь скажите С, тоже длительно и протяжно. Ощущается ли голос, вибрация? (Нет). Значит, голоса нет. Поэтому говорят, что среди согласных звуков есть

 

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, в их произнесении участвует голос, и

ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, при их произнесении голос не слышится, а слышен только шум.

- Проведем важный эксперимент. Проверим звук на «шум» и «голос». Пусть это будет звук К. Произнесите этот звук. Услышали голос? Конечно, нет А теперь подключите голос. Сделайте так, чтобы горлышко дрожало. Какой звук получился? (Звук Г) Значит звук К – ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ, А ЗВУК Г – ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ. Многие звонкие звуки имеют глухой парный звук. Его можно очень легко определить, если произнести звонкий звук шепотом. Давайте попробуем: В-Ф, З-С, Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. У четырех глухих звуков нет пар: Х, Ц, Ч, Щ. И пять звонких звуков тоже не парные глухим: М, Н, Л, Р, Й.

- Чтобы лучше запомнить парные звонкие и глухие звуки, мы сейчас поставим на наборное полотно картинки-символы этих звуков.

 

       

 

 

4. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

- Поучимся различать звонкие и глухие согласные. Поиграем. Я буду произносить звонкие согласные звуки, а вы парные им глухие звуки. Когда будете произносить звуки, положите ладонь на горло, чтобы почувствовать, не появился ли голос.

Б - … В- … З - … Г - … и т.д.

 

- Надо дать вам задание посложнее. У меня есть два флажка. На одном нарисован колокольчик. Звонкие звуки произносятся так же звонко, как звенит колокольчик. На другом флажке – колокольчик перечеркнут. Так мы будем обозначать глухие звуки.

 

 

- Запомнили? Если я покажу флажок с колокольчиком, назовите любой звонкий согласный звук, если покажу флажок с перечеркнутым звонком, назовите глухой звук. Кто ошибется, отдает фант.

5. Развитие слухового восприятия. Вычленение в предложении слова, не подходящего по смыслу и замена его другим словом. Развитие интонационной выразительности речи.

- Найдите в предложении слово, которое не подходит по смыслу и замените его другим словом.

ВЫЛЕТЕЛ ИЗ ЛЕСА ЛУК (жук) И ЗАЛЕЗ ПОД ТОЛСТЫЙ СУК.

В ПОЛЕ КРАСНЫЙ ЛАК (мак) РАСТЕТ

УТРОМ КОСТИ (гости) К НАМ ПРИШЛИ, ВСЕМ ПОДАРКИ ПРИНЕСЛИ.

ПИСЕМ МЫ НЕ НАПИСАЛИ – ТУЧКУ (ручку) ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ИСКАЛИ.

(Условие: не подходящее по смыслу слово стоит в середине предложения)

- Повторите предложения. Скажите их с интонацией недоверия, чтобы мы поняли, что это нелепицы, такого на свете не бывает.

6. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Флажки»

- Из каких фигур составлены флажки. Нарисуй такие же.

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пять телят»

ЭТОТ ТЕЛЕНОК ПЬЕТ МОЛОКО,

ЭТОТ ТЕЛЕНОК УШЕЛ ДАЛЕКО,

ЭТОТ ТЕЛЕНОК ТРАВКУ ЖУЕТ,

ЭТОТ ТЕЛЕНОК КОПЫТЦАМИ БЬЕТ.

ЭТОТ ТЕЛЕНОК МЫЧИТ: «ПОЧЕМУ ВСЕ РАЗОШЛИСЬ?

СКУЧНО МНЕ ОДНОМУ!»

(Кисти сжаты в кулак. Последовательное разгибание каждого пальца от большого до мизинца)

8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов круглой формы различной величины:

«МАТРЕШКИ»

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.