Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. Тема: Слова, обозначающие названия предметов






Тема: Слова, обозначающие названия предметов

a добиваться усвоения детьми понятия «слово»; учить самостоятельно подбирать слова, добавлять недостающее слово в предложении; дать представление о том, что один предмет можно назвать несколькими похожими словами; развивать слуховое восприятие и дифференциацию звуков различной высоты.

 

1. Формирование понятия «Слово».

- Дети, послушайте, что я сейчас скажу:

СТОЛ ЗЕРКАЛО ДОСКА СТУЛ

- Что я сказала? (Слова)

- Посмотрите на картинку и тоже назовите слова. Внимание: не надо описывать картинку, назовите только предметы, изображенные на картинке

 

- За каждое названное слово – фишка. Кто победит?

- Давайте посчитаем, сколько слов мы сказали: ЛЕС, ЗИМА, ДЕТИ, УЧИТЕЛЬНИЦА, БЕЛКА…

- Вспомним, каким значком обозначаются слова-предметы.

 

 

2. Добавление недостающего слова в предложении.

- Я буду читать хорошо знакомые вам стихи, а если я забуду какое-нибудь слово, вы мне его напомните, добавите.

НАША ТАНЯ ГРОМКО … ПЛАЧЕТ

УРОНИЛА В РЕЧКУ … МЯЧИК

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, … НЕ ПЛАЧЬ

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ … МЯЧ

- Чего не хватало в стихотворении? (Слов)

- Вспомните, какие слова вы мне подсказали.

- Сколько слов вам пришлось добавить? (4 слова)

 

Аналогично проводится работа с текстами стихов А. Барто из цикла «Игрушки»

 

3. Дидактическое упражнение «Предмет один, а слова – разные»

Предъявляется картинка «Лиса» с предыдущего занятия.

- Ребята, вы видели уже эту картинку и говорили, кто на ней изображен. Кто это? (Лиса)

- Подумайте, а как можно назвать это животное по-другому?

ЛИСИЦА ЛИСОНЬКА ЛИСИЧКА ЛИСКА ЛИСА-МАМА

- Кто запомнил, какие слова мы сказали про лису?

- Сколько слов мы сказали?

- Видите, ребята: лиса одна, а слов-названий можно подобрать много. Давайте послушаем, похоже ли звучат слова, которые мы подобрали. (Да, они похожи)

- Поиграем. Попробуем подобрать несколько слов-названий к каждому предмету, изображенному на картинке.

 

Картинки Слова
медведь заяц рыба волк медведь, медвежонок, мишка, мишутка и т.д. заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, зайка и т.д. рыба, рыбка, рыбешка и т.д. волк, волчок, волчонок, волчище и т.д.

4. Отгадывание слова по его определению. Дидактическая игра «Отгадай слово»

- Отгадайтеслово по описанию. Если вы отгадали правильно, положите на стол фишку.

а) человек, который сторожит, охраняет что-либо (СТОРОЖ)

б) солдат, охраняющий границу (ПОГРАНИЧНИК)

в) сильная метель, снежная буря (ВЬЮГА)

г) детеныш собаки (ЩЕНОК)

д) игрушка для самых маленьких (ПОГРЕМУШКА)

е) одежда из меха (ШУБА)

- К каким из этих слов следует поставить вопрос КТО? Почему?

- Какой вопрос нужно поставить ко всем остальным словам? (Что?)

- Кто отгадал все слова? Сколько фишек вы собрали? (Спросить у каждого ребенка)

 

5. Развитие слухового восприятия, дифференциация звуков различной высоты.

- Вспоминайте сказку. Жили в лесу три медведя: медведь-папа Михайло Иванович, медведица-мама Анастасия Петровна и медвежонок Мишутка. Михайло Иванович шел по лесу вот так: ТОП-ТОП-ТОП (произносится низким голосом), Анастасия Петровна шла так: топ-топ-топ (произносится обычным голосом), а Мишутка – топ-топ-топ (произносится высоким голосом). А сейчас послушайте и догадайтесь, кто топает в лесу. (Проговаривание звукосочетания ТОП-ТОП голосом разной высоты)

- Скажите, как топал большой медведь? А Мишутка?

- Шли медведи по лесу, видели много интересных предметов и называли их. Догадайтесь, кто называет предметы по голосу:

 

ЕЛОЧКА, гриб, земляника, куст, СОЛНЫШКО, птица, сорока, ДЯТЕЛ и т.д.

 

- Произнесите слова голосом большого медведя, голосом медведицы, голосом медвежонка.

6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Коза»

ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ,

ИДЕТ КОЗА БОДАТАЯ,

НОЖКАМИ ТОП-ТОП,

ГЛАЗКАМИ ХЛОП-ХЛОП.

КТО КАШИ НЕ ЕСТ,

МОЛОКА НЕ ПЬЕТ –

ЗАБОДАЕТ, ЗАБОДАЕТ, ЗАБОДАЕТ!

(Большой и указательный пальцы делают шагающие движения, а указательный и средний - выставлены вперед, как рога. Кулачками стукнуть по столу 2 раза. Выпрямленные и согнутые пальцы обеих рук энергично соединить 2 раза с большими пальцами, затем повторить первое движение) [1]

7. Развитие графических навыков. Проведение косых линий сверху вниз.

«ДОЖДИК» (Рис. 7)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.