Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы перехода организации к внедрению профессиональных стандартов






Рынок труда претерпевает ряд изменений и требует постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. В настоящее время квалификационные справочники устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности. Именно из–за этого и появилась потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена единый тарифно–квалификационный справочник и единый квалификационный справочник системой профессиональных стандартов, которая активно обсуждается на «высшем уровне». Россия самостоятельно существенно продвинулась в создании национальной системы квалификаций. Во многом благодаря Министерству образования и науки РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), которые разработали проект макета профессионального стандартадля России, создали Национальное агентство развития квалификации (далее – НАРК) и через высшие учебные заведения пытаются «уговорить» работодателей разработать отраслевые профессиональные стандарты.

Подразумевается, что в России, как и в Европе, стандарты станут неким «мостом» между системой подготовки рабочей силы и ее использованием в конкретных видах экономической деятельности.

Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой для:

- конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;

- необходимой частью решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций);

- тарификации должностей;

- отбора и подбора персонала, планирования карьеры;

- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

- проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников–специалистов;

- важным фактором при увольнении – в случае если работник не отвечает профессиональным требованиям (для защиты интересов работника).

При этом нельзя не отметить, что профессиональные стандарты нужны не только работодателю, они будут являться основой формирования федеральных государственных образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно–методических материалов к этим программам; установления квалификационных уровней.

Уже в 80–е годы у большинства организаций возникали проблемы с тем, что обновление справочников отставало от развития отраслей. В новых условиях структура рабочей силы значительно изменилась, появилось множество новых профессий (например менеджер), рынок труда сегодня диктует свои требования к квалификации рабочей силы. Россия, следуя опыту европейских и других передовых стран, осознала острую необходимость в формировании профессиональных стандартов, которые отражали бы потребности рынка и указывающих сфере образования на знания и умения, которые обучающийся должен получить для достижения необходимых на современном рынке труда показателей.

Анализирую историю, можно сказать, что в России профессиональные стандарты существуют уже давно, и работодатели их активно используют. Разработка стандартов происходит по инициативе объединений работодателей или крупных организаций при организационно–методической поддержке НАРК, курирующего в настоящее время также экспертизу и введение в действие профессиональных стандартов. По отдельным инновационным ВЭД возможно разработка профессиональных стандартов по инициативе самого НАРК.

Попробуем разобраться с вопросом о том, каковы сегодня роль и место каждой организации в разработке профессиональных стандартов в России. Для этого, на наш взгляд, необходимо понять взаимосвязь и последовательность основных элементов Национальной системы квалификаций (НСК), одной из составляющих которой является профессиональный стандарт. НСК представляет собой систему описания профессиональных квалификаций, ориентированную на различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда. Создание НСК необходимо для максимальной согласованности интересов трех сторон: работодателя, работника и системы образования. К основным элементам НСК относят: национальные и отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, каталоги национальных квалификаций, систему сертификации квалификаций.

Ключевым элементом системы, позволяющим совместить интересы триады, можно назвать профессиональный стандарт. Наличие профессионального стандарта дает возможность предъявить обоснованные требования к качеству труда. Система профессиональных стандартов является основой для разработки образовательных стандартов, обеспечивающих сопряжение требований рынка труда и сферы образования. Квалификационные характеристики, которые содержаться в профессиональных стандартах, используются при разработке программ модульного обучения, при отборе и аттестации персонала, процедурах сертификации персонала. В связи с разными подходами к формированию профессиональных стандартов среди представителей госструктур, образования, бизнеса пока нет единства в понимании того, что же такое профессиональный стандарт.

Пока к решению задачи разработки, определения нормативного статуса, внедрения в практику профессиональных стандартов с разных сторон подступались государственные структуры, бизнес–сообщество, другие заинтересованные лица, многие организации сами разрабатывали нормативные документы, придавая им статус «профессионального стандарта».

Работодатели вынуждены были самостоятельно инициировать нормативные акты, позволяющие им эффективно отбирать и оценивать персонал при отсутствии единой государственной политики в данном вопросе. Кажется очевидным, что профессиональные стандарты должны отражать нормативные требования к квалификации рабочей силы со стороны работодателя и коррелировать с образовательными стандартами. В большинстве своем образовательные учреждения должны быть заинтересованы в сотрудничестве с бизнес–средой в условиях жесткой конкуренции, однако механизмы такого взаимодействия еще не выстроены.

Бизнес–сообщество через разработку профессиональных стандартов пытается активно влиять на процесс разработки новых образовательных стандартов, но полного взаимопонимания в этом вопросе пока нет.

До сих пор все участники процесса предлагали различные подходы к разработке профессиональных стандартов. Мировой опыт показывает, что разработка профессиональных стандартов требует наличия инициативы, исходящей от государства или отрасли, подготовленных экспертов и финансирования. В группу экспертов могут входить представители отрасли, исследователи, представители профсоюзов. Они разрабатывают стандарты и участвуют в их обсуждении, оценке. Как правило, разработка ПС финансируется государством.

 

 

Таблица 2. Унифицированная схема перехода организации к внедрению профессиональных стандартов.

Этап Задача Результат
Планирование мероприятий Разработать план проекта (структура и план работ) План проекта: структура и последовательность работ
Издать приказ о мероприятиях по внедрению профессиональных стандартов Приказ
Аудит персонала Провести анализ штатного расписания (соотнесение должности с ПС) - список должностей, входящих в орбиту ПС
Сбор информации о стаже и образовании персонала - реестр работников
Анализ соответствия текущего уровня персонала с требованиями ПС - реестр с описанием отклонений
Формализация изменений Выпустить приказ о вводе в действие ПС - Приказ - перечень ПС
Внести изменений в ШР - ШР с учетом изменений
Внести изменения в локальные нормативные акты Ознакомить руководителей подразделений с профессиональными стандартами Ознакомить работников - Положение об аттестации - Положение о подразделении - Должностная инструкция - Положение о подборе и найме персонала - Положение об адаптации персонала - Положение об обучении и профессиональном развитии - Положение об оплате труда и компенсационных выплатах
Аттестация работников Определить списки работников для проведения аттестации Сформировать аттестационные комиссии - списки (без ППС) - график проведения - списки аттестационных комиссий
Определить процедуру и ознакомить ч/з приказ работников - процедура аттестации по категориям персонала - листы ознакомления
Провести аттестацию - решения комиссий
Реализовать кадровые решения - протоколы комиссий - приказы
Реализация обучения Разработать программы обучения персонала - программы обучения по категориям персонала - графики обучения работников
Реализовать обучение - результаты тестов/экзаменов
Контрольный мониторинг соответствия ПС  
Изменения в процессах Изменить процесс подбора персонала в соответствии с ПС - см. формализация изменений
Обеспечить реализацию процедур мониторинга и введения новых ПС на постоянной основе  
Обеспечить реализацию соответствующих процессов, например, в среде 1С  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.