Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение над композицией произведения.






- Почему происходит резкий переход в последней части стихотворения от гневно – тревожного состояния лирического героя к умиротворенно – спокойному?

- Почему происходит разрыв? Что разрывает строфу и вводит строфический пробел? В чем особенность такой композиции лирического произведения?

(Создаются элементы кольцевой композиции, создавая чарующую картину мирной России).

- Какой композиционный прием лег в основу композиции стихотворения? (Антитеза).

Стихи Н.Рубцова называют еще «тихой лирикой». Они полны грустного раздумья о жизни, похожи на тихий напев. Неслучайно на многие его стихи написаны песни.

«Я долго буду гнать велосипед» /»Букет»/

· Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. События или явления становятся предметом поэзии у Рубцова, лишь когда выявляется его вневременная суть.

Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова «поэзией света».

· Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем и попытаемся проанализировать стихотворение «В горнице».

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

 

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

 

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

 

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

 

-Какова цветовая гамма стихотворения?

-Есть ли в этом стихотворении звуковые образы?

-Какие эмоции вызвало в вас это стихотворение?

Какова лирическая героиня?

Какие слова являются ключевыми?

(матушка и звезда)

Звезда, которая светит в жизни каждому человеку. Перекликается с темой стихотворения «Звезда полей». Звезда как ангел-хранитель России.

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - «малая родина», царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как «В горнице», «У размытой дороги». Тайна поэта лежит в умении соединять звуковое, визуальное и эмоциональное решение.

Беседа по вопросам:

- Какое главное чувство пронизывает все стихи?

(любовь к России, патриотизм)

- Какова интонация стихов?

(лиричные, напевные нет подтеста)

А теперь попробуем сделать вывод.

-Почему лирику Н. Рубцова, Н. Заболоцкого назвали «тихой»?

Правильно. В ней отсутствует пафос, митинговость, напыщенность.

Запись в тетрадь:

«Тихая лирика» - литературно-поэтическое направление, соединяющее классическую высоту с ясностью, простотой и правдой жизни. Отсутствие пафосности и митинговых интонаций, обращение к внутреннему миру человека.

Работа с курсом:

А теперь, ребята, давайте посмотрим,

-Какое чувство является главным в стихах?

-Чем отличается лирика Рубцова от стихов Маяковского?

- Как относится лирический герой к окружающему миру?

(показывает красоту мира, в стихах делится этим чувством с другими людьми)

- Можем ли мы сказать, что это поэт русский?

- Как изображается природа?

А теперь давайте запишем в тетрадь художественные особенности лирики Н.Рубцова.

Художественные особенности:

1. Высокий патриотизм, любовь к России необыкновенная сливается с чувством грусти, печали, неустроенности страны.

2. Восхищение земным миром (как у Ф.Тютчева).

3. Выражение лирического чувства простыми обыденными словами, которые одухотворены высоким поэтическим чувством.

4. Национальные корни поэзии.

5. Природа – живой образ вечности.

6. Пророческий смысл стихов.

1. Прослушивание стихов и песен на стихи Н. Рубцова.

2. Домашнее задание. Анализ стихотворения «Старик», «Листья осенние».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.