Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Индивидуальные особенности человека






Цель: охарактеризовать 4 основных типа темперамента, показать физиологическую основу темперамента, раскрыть понятие «индивидуальный стиль деятельности»; показать решающую роль воспитания при формировании черт характера, сформировать представление о иерархичности черт характера, охарактеризовать черты характера; показать соотношение способностей и знаний, умений и навыков; дать классификацию способностей; охарактеризовать механизмы формирования и развития способностей.

Знания и умения, приобретаемые в результате освоения темы, формируемые компетенции: способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1)

Актуальность темы занятия: формирование представлений о индивидуальных особенностях человека, является необходимым в профессиональной подготовке.

Вопросы и задания:

 

1. Понятие о темпераменте, характере, способностях человека.

2. Природные основы характера, темперамента и способностей.

3. Основные свойства и психологические характеристики темперамента (В.С.Мерлин, И.П. Павлов).

4. Структура характера и способностей.

5. Акцентуация характера.

6. Проблема формирования и развития способностей. Способности и одаренности. Талант. Гениальность.

Теоретическая часть:

Темперамент представляет собой динамические характеристики пси­хологической деятельности индивида. Необходимо выяснить, зависит ли от него содержание мотивов, интересов, установок. Для получения наибо­лее полного представления о темпераменте следует рассмотреть его ос­новные свойства (по B.C. Мерлину).

Учение о темпераменте имеет давнюю историю и восходит к време­нам античности, когда темперамент рассматривали с позиции гумораль­ной концепции. Позднее была создана соматическая концепция. С изуче­нием свойств головного мозга и созданием учения о типах ВНД И.П. Пав­ловым связана физиологическая концепция. Следует запомнить, что фи­зиологической основой темперамента является тип ВНД.

Выделяют 4 основных типа темперамента (холерический, сангвини­ческий, флегматический, меланхолический).

Необходимо выяснить, является ли темперамент основой личностных черт и являются ли свойства темперамента абсолютно неизменными.

Естественно, что тип темперамента не может не повлиять на деятель­ность. Раскройте сущность понятия «индивидуальный стиль деятельнос­ти».

При изучении темы «Характер» важно усвоить, что детер­минантами свойств характера будут не только особенности генотипического фона, но и особенности средовых воздействий, что позволяет гово­рить о воспитании как решающем факторе при формировании характера ребенка.

Характер не является простой совокупностью особенностей или черт. Свойства характера взаимозависимы, взаимосвязаны, образуют целостное образование - структурность характера. Нужно уметь объяснить, что такое «иерархичность черт», перечислить и раскрыть известные в на­уке черты характера, объяснить, почему в психологии принято объединять их в определенные группы.

Необходимо запомнить, что в истории наук известен ряд по­пыток объяснить сущность характера, выделить основные черты и т.д.

При рассмотрении темы обязательно нужно нацелить внимание на осоз­нание того, что в общей структуре личности характер занимает централь­ное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения.

Следует уяснить, что вопросы, рассматриваемые при изуче­нии данной темы, являются важными для комплексной индивидуальной характеристики человека. Необходимо обратить внимание на соотноше­ние способностей и знаний, умений и навыков. Существенным является вопрос о классификации способностей.

В данной теме важной является проблема природы человеческих спо­собностей. важно уяснить, в чем состоит проблема вы­явления механизмов формирования и развития способностей.

Необходимо понимать проблемы одаренности и ее раннего выявления.

Литература

Основная:

1. Общая психология. Тексты [Электронный ресурс]/; под ред. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Когито-Центр, 2013. - Т. 2, Книга 1. - 608 с. - ISBN 978-5-89353-380-4. - URL: https://biblioclub.ru/index.php? page=book& id=209400

Дополнительная:

1. Общая психология. Тексты [Электронный ресурс] /; под ред. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Когито-Центр, 2013. - Т. 3, Книга 2. - 592 с. - ISBN 978-5-89353-384-2. – URL: https://biblioclub.ru/index.php? page=book& id=209397

Интернет-ресурсы:

1. https://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»

2. https://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательство «Лань»

3. https://flogiston.ru – сайт психологического форума Флогистон

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.