Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства




Налоговая льгота является эффективно действующим механизмом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджете будущем. Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования, в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Предоставление налоговых льгот и освобождений оказывает не только прямое воздействие, выражающееся в сокращении налоговых доходов бюджета, но и косвенное воздействие, которое является более сложными и сводится к потерям для общества в целом. Оценка косвенного эффекта не может быть однозначной, так как при введении в действие или отмене той или иной налоговой льготы или освобождения поведение налогоплательщиков может затронуть сферу действия других мер налоговой политики государства. Однако анализ соответствующих эффектов позволяет выявить определенные закономерности. В частности, негативным моментом льготного налогообложения во многих случаях является потери доходов бюджета в связи с использованием налоговых льгот и освобождений не компенсируются выгодами для общества, создаваемыми данными льготами. Это объясняется недостаточной адресностью налоговых льгот и освобождений, отступлением от соблюдения основных качественных характеристик налоговой системы (нейтральность,, эффективность, которая включает также простота администрирования и исполнения законодательства). Так, повышение адресности предоставления льгот будет способствовать росту эффективности социальной системы и снижению нагрузки на бюджеты всех уровней. Несоблюдения основных качественных характеристик налоговой системы проявляется в нарушении принципа нейтральности налогообложения и его справедливости [28]. Предоставление значимых льгот отдельным группам плательщиков обуславливает невозможность снижения налоговой нагрузки в целом. Кроме этого, предоставление льгот способствует расширению теневого сектора экономики, так как порождает желание налогоплательщиков, которые не имеют льгот, избежать налогообложения. Налоговые льготы и освобождения обычно значительно усложняют налоговое администрирование. Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю. В ряде случаев льготы используются нецелевым образом: льгота предоставляется тем, кто в ней не нуждается, имеет место использование льготы для ухода от налогообложения, без достижения тех целей, ради которых предоставлялась льгота, тем самым формируя стимулы для злоупотреблений. В связи с этим существует проблема, связанная с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. Наряду с прочими качественными характеристиками простота администрирования и исполнения налогового законодательства является неотъемлемым требованием к налоговой системе государства, при несоответствии которому возникают диспропорции, препятствующие ее эффективному функционированию. Например, если при расчете платежа по тому или иному налогу у плательщика возникают сложности, уклонение будет достаточно велико, а налоговые доходы будут падать. Кроме того, если подтверждение права на применение той или иной льготы связано с трудностями для налогоплательщиков (например, сложная форма налоговой декларации или допускающие различные толкования формулировки), более достаточные из них окажутся в выгодном положении, хотя бы потому, что имеют больше возможностей для того, чтобы оплатить услуги налоговых консультантов. В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций [19].

При установлении новых налоговых льгот или иных преференций, целесообразно четко определять цели, которые требуется достичь с применением указанных налоговых механизмов. Также необходимо учитывать, что любые исключения из общего режима налогообложения требует дополнительных мер по их администрированию налоговым органом, так как существуют риски неправомерного их использования. Важным резервом дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации является оптимизация существующей системы льгот и преференций. В 2012 году объем предоставленных льгот и преференций составил более 6, 0 трлн. рублей. Однако недостаточно эффективно и активно проводится работа по инвентаризации и систематизации налоговых льгот и преференций. До настоящего времени в законодательстве отсутствует определение понятия «налоговая преференция», не определены четкие критерии разграничения понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция». Нет утвержденной методики оценки эффективности налоговых льгот. При этом в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах сохраняются нормы, приводящие к недопоступлению доходов в федеральный бюджет [20]. Применение ряда налоговых льгот является неэффективным, экономически не оправданным, повышает затраты на осуществление налогового администрирования, приводит к налоговым спорам и судебным искам. Оценка эффективности предоставление налоговых льгот и освобождений является одной из мер государственного управления, предусматриваемых в государственных программах Российской Федерации. Вместе с тем социально-экономические последствия таких мер в части предоставления льгот и преференций оцениваются не в полной мере, большинство государственных программ содержит лишь их поверхностную характеристику. До настоящего времени Правительством Российской Федерации не внедрены и не реализованы системы комплексного учета налоговых льгот, не разработаны методики оценки их эффективности, что не позволяет определить, достигаются ли заявленные цели при их предоставлении. Таким образом, последствия предоставления налоговых льгот могут иметь как отрицательный, так и положительный эффект. С одной стороны налоговые льготы стимулируют экономические процессы, и являются эффективно действующим механизмом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, а с другой предоставление налоговых льгот зачастую фальсифицируется и используется в корыстных целях. В целом хочется дать последствиям предоставления налоговых льгот положительную оценку. Однако обязательным условием должно быть законодательное регулирование компенсационных процедур, обеспечивающих восполнение соответствующих потерь бюджета, которые могут выражаться как в дополнительных расходах, так и в недополученных доходах бюджета.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.