Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы социальной экологии.






человечество, как и любая популяция, не может развиваться беспредельно;

общество в своем развитии должно учитывать меры биосферных явлений;

устойчивое развитие общества зависит от своевременности перехода к альтернативным ресурсам и технологиям;

любая преобразующая деятельность общества должна основываться на экологическом прогнозе;

освоение природы не должно уменьшать разнообразия биосферы и ухудшать качество жизни людей;

устойчивое развитие цивилизации зависит от нравственных качеств людей;

каждый несет ответственность за свои действия перед будущим;

единство природы обязывает человечество к сотрудничеству.

Под окружающей человека средой чаще всего подразумевается совокупность условий и влияний. Если окружающую среду понимать широко, то к ней можно отнести многое: и планету Земля, и атмосферу, и даже космическое пространство. Жизненная среда охватывает совокупность физических, химических и биологических образований, а также социальных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на все живые существа и деятельность людей. Однако в литературе по социальной экологии — совокупность естественных условий и общественных творений, в которых человек живет как природное и общественное существо. Среда человека имеет две взаимосвязанные части: естественную (природную) и общественную. Первая - атмосфера, гидросфера, литосфера, растения, животные, микроорганизмы, с которыми человек связан не только физически, но и духовно. Вторая - общество, общественные процессы и формирования, благодаря которым человек реализует себя как общественное существо. Одним из ключевых понятий в социальной экологии является «качество среды» - обывательское представление не имеет никакого отношения к социальной экологии, поскольку игнорирует вопрос об экологическом равновесии. Равновесия можно достичь, если при освоении природы в процессе производства исходить из осознания ограниченности возможности биосферы, т. е. существования невозобновляемых ресурсов, без которых жизнь людей становится невозможной. Понятие «качество среды» ассоциируется с качеством не только природной, но и общественной среды. В конце XX во многие миллионы людей страдают от кризиса нравственных устоев, неуверенности, ощущения постоянной зажатости, неудовлетворенности самой жизнью и т.

Социально-экологическое образование представляет собой процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и пространственно обусловленных мер, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, среду жизни для будущих поколений. Социально-экологическое образование как личностная ценность проявляется в уровне подготовленности личности к установлению оптимальных взаимодействий со средой, к социально-экологической гармонии. Общественная ценность предполагает высокую образованность населения в области взаимодействия со средой, «сдвигает» общественное сознание в сторону гармонизации социально-экологических отношений, повышает уровень социально-экологической культуры. Государственная ценность этого образования проявляется в подготовленности граждан к их включению в социально-экологические отношения, успешному функционированию в них. Основным средством развития ценностного потенциала личности выступает содержание социально-экологического образования школьников. Сущность этого содержания в самом общем виде заключается в системе социально-экологических знаний, умений, опыте творческой деятельности в окружающей среде, эмоционально-ценностном отношении к ней.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.