Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон о СМИ об основных обязанностях ж-та.






(Статья 49. Обязанности ж-та, в сокращении)

Ж-т обязан: соблюдать устав редакции;

проверять достоверность сообщаемой информации;

удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об

авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от гражданина или его представителей (за искл.случаев, когда это нужно для защиты обществ. интересов);
при получении информации ставить лицо в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки; ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных требований в связи с распространением подготовленного им сообщения;
отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; предъявлять при осуществлении проф. деятельности по первому требованию редакционное удостоверение (документ, удостоверяющий личность и полномочия ж-та). Ж-т несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о СМИ. При осуществлении профессиональной деятельности ж-т обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

В России существует запрет на учреждение средств массовой информации иностранными физическими лицами (ст. 7 Закона о СМИ). Иностранец как гражданин не вправе выступать учредителем средства массовой информации, но для иностранной компании это не запрещено. В 2001 году в Закон о СМИ были внесены изменения, установившие запрет на учреждение телепрограмм иностранными юридическими лицами. В соответствии с ними иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий также гражданство другого государства, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации, либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России.

У этих изменений много противников. Их позиция основывается на том, что, поскольку целью закона является защита национальных интересов, следовало бы вспомнить о более цивилизованных её путях. Например, Европейская конвенция о трансграничном телевидении, направленная в том числе и на противодействие американской экспансии на европейском рынке, рекомендует правительствам стран Европы поддерживать независимых национальных производителей телевизионной продукции и принимать конкретные меры по наращиванию объёма производства европейских и национальных телепрограмм. Апробированы различные недискриминационные механизмы развития телевидения в национальных интересах: проведение конкурсов среди отечественных производителей, финансирование образовательных и детских программ, организация национальных праздников и фестивалей, наконец, большая открытость национальных органов власти.

Есть 2 направления регулирования деятельности СМИ: правовое регулирование и этическое регулирование.

Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают Конституция РФ

I Конституция России гарантирует свободу поиска, получения и распространения информации в части 4 статьи 29

4. «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным Законом».

Т.е. если информацию украли, то этот пункт не может служить оправданием.

II. Международные соглашения, подписанные от имени Российской Федерации и вступившие в силу на её территории. Нас касаются:

1. Всеобщая декларация прав человека (документ ООН);

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (тоже документ ООН);

3. Европейская конвенция о защите основных прав и свобод человека - документ Евро-Союза, для нас наиболее важен. Журналистов касается статья 10.- Свобода выражения мнения.

Контролирует исполнение Европейской конвенции Европейский суд по правам человека (находится в Страсбурге, во Франции). Туда может обратиться любой гражданин или организация РФ, если у нас исчерпаны все возможные способы защиты (т.е. дело прошло суды 1-ой и 2-ой инстанции).

III. Федеральные Конституционные Законы (ФКЗ) – для того, чтобы их принять, нужно чтобы в Думе за них проголосовало 2/3 депутатов, т.е. квалифицированное большинство. Нас касаются:

О референдуме РФ (глава про агитацию)

О Чрезвычайном Положении (статьи о цензуре)

О Военном Положении (статьи о цензуре)

IV. Федеральные Законы РФ (ФЗ) – для того, чтобы их принять, необходимо простое большинство голосов.

Тех, которые касаются нас около 30.

Главный из них – «Закон о СМИ» (принят 27.12.1991, вступил в силу (14.02.1992). Несмотря на статус Федерального, он называется просто «Закон», потому что когда его принимали ещё не было деления на Федеральные и не Федеральные законы.

V. Указы Президента РФ. Например, у нас нет специального закона о телевидении и радиовещание, поэтому пока все вопросы в этой сфере регулируются президентскими указами (лицензирование и т.п.). Как только Дума примет соответствующие закон – все указы по этим вопросам автоматически утрачивают свою силу. Как-то закон уже пытались принять, но президент (ещё Ельцин) наложил вето.

VI. Постановления правительства РФ (устанавливают регламент исполнения закона или указа)

VII. Приказы Министерства культуры и массовых коммуникаций.

Немного в стороне находится Региональное законодательство о СМИ. Его условно можно разделить на:

• законы, которые устанавливают различные формы поддержки региональных СМИ;

• законы, призванные обеспечить защиту общественной морали и нравственности.

Ныне существует уже значительное число законов, касающихся отдельных видов СМИ или отдельных аспектов их деятельности: «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания», «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и др. В некоторых из них, например, в упомянутом Законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Значительное число норм, в большей или меньшей степени затрагивающих статус СМИ, содержится в законах РФ «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «О рекламе», «О таможенном тарифе», «Об обязательном экземпляре документов», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О референдуме в РФ».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.