Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила композиции






 

Простота решения. Правило простоты требует максимального ограничения в средствах выразительности и неукоснительного следования главной идее. У этого правила два аспекта.

Во-первых, дизайн, как правило, должен определяться единственным контрастом. Например, если основной контраст строится на крупном и мелком шрифте, то не стоит добавлять контраст по цвету. Контраст " работает" только тогда, когда он ясно читается. А множество контрастов взаимно гасят друг друга.

Во-вторых, дизайн должен быть " прозрачен", то есть, зрителю умело преподносится содержание, а не обилие технических приемов.

Уместность элементов. Из принципа единства стиля следует уместность, которой нужно руководствоваться при выборе элементов. Удачный рисунок или декоративный элемент могут оказаться " чужими" в конкретной композиции. Уместность исходит, прежде всего, из назначения графического произведения и касается всех элементов дизайна (иллюстраций, цвета и шрифта). Для официального документа предпочтительны сдержанные, строгие цветовые соотношения, а для рекламного буклета вполне допустимо цветовое буйство.

Число элементов в композиции должно составлять 7±2. При количестве элементов менее 5 – композиция скучна, если же их количество больше 9 – не воспринимается в целом.

Следует учитывать значимость элементов. Различают главный элемент, олицетворяющий функцию композиции (ради него она и создается), и центральный элемент, объединяющий все элементы. Остальные элементы – второстепенные. В картине, например, центральным элементом является прямоугольное поле, а главный элемент всегда тяготеет к центру. Хорошо, если главный и центральный элементы композиции имеют пропорции, близкие к 2: 3.

Внимание к деталям. Самый тщательный отбор деталей и строгое отношение к их размещению - одно из руководящих правил. Коварство мелких деталей состоит в том, что незамеченная опечатка, неравномерные отступы и другие " мелочи" могут испортить в целом удачно решенную композицию.

Равновесие компоновки. Правило равновесия состоит в том, что каждый элемент имеет " визуальный вес", который создается сложным сочетанием размера, цвета и положения.

Размещение элементов внутри композиции должно создавать у зрителя впечатление устойчивости, уравновешенности. Имеется в виду уравновешенность относительно центральной вертикальной оси. Различают два варианта размещения:

a) Симметричное – когда элементы размещены симметрично относительно вертикальной оси симметрии, совпадающей с центральной осью композиции. В этом случае композиция уравновешенна.

b) Асимметричное – когда ось симметрии элементов отсутствует и требуется специальная работа по уравновешиванию композиции.

Для начала представим, что “вес” каждого элемента пропорционален его площади. Тогда вращающий момент, создаваемый каждым элементом, равен произведению его площади на плечо (расстояние от центра элемента до центральной вертикальной оси). Очевидно, что для равновесия композиции необходимо, чтобы сумма моментов, вращающих по часовой стрелке, была равна сумме моментов, вращающих в другую сторону.

Кроме того, необходимо учесть, что на “вес” элемента влияют его форма и цвет. Например, треугольник острием вверх кажется нам легче такого же треугольника, но острием вниз, а светлое пятно – легче такого же по форме пятна, но темного, и т.д.

Одним из способов достижения равновесия является симметричное расположение элементов (такая композиция считается не самой выразительной). Но соотношение элементов по горизонтальной линии, как правило, должно быть одинаковым (" равновесным"). Если композиция имеет визуальный центр, то, скорее всего, это должен быть оптический центр листа (на 1/8 выше физического центра).

Пропорциональность. Она заключается в четкости замысла и точности исполнения, когда каждый элемент занимает свое соразмерное место. Достижение пропорциональности - конечный этап работы над графической композицией. Показателем пропорциональности является ситуация, когда нельзя изменить размер или положение какого-либо элемента без того, чтобы это не повлияло на размеры и положение других элементов.

Композиция, в том числе визуальная, является структурой, сочетающей в себе различные части. Плоская визуальная композиция состоит из основных частей – элементов, более мелких частей – деталей и т.д. К группе элементов относятся части композиции, линейные размеры которых составляют не менее 1/7 от размеров всей композиции (см. рис., где А – горизонтальный размер композиции, В – вертикальный размер композиции; а/А и в/В должны быть ≥ 1/7).

 

Рисунок 1 - Хорошо воспринимаемая композиция

Композиция элемента должна создаваться по тем же правилам, что и общая композиция (число составляющих частей (деталей), их значимость, уравновешенность). В этом случае зритель от созерцания общей композиции плавно переходит к восприятию ее элементов.

 

Контрольные вопросы:

1 Что такое цвет?

2 Какие цвета относят к холодным?

3 Какие цвета относят к теплым?

4 Какие основные цветовые круги используют для подбора гармоничного сочетания цветов?

5 Что является характеристикой цвета?

6 Что обозначает цветовая символика для белого цвета, зеленого и т.д.?

7 Что такое шрифт?

8 Назвать основные элементы начертания шрифтов.

9 Дать классификацию шрифтам.

10 Назвать основные требования, предъявляемые к работе над шрифтами.

11 Что такое композиция?

12 Какое количество элементов рекомендовано в составе композиции?

13 Назвать варианты размещения композиции.

14 Назвать основные правила для создания композиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.