Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словесные методы обучения психологии






Введение к 26, 27, 28 вопросам

«Метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату.

• методы обучения — это способы передачи учащимся знаний и умений

• в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений.

• методы реализуются в конкретных приемах, действиях, организационных формах.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений:

· Словесные методы

· Наглядные методы

· Практические методы

 

Словесные методы обучения психологии

• занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии.

+ позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию.

Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой

Устные и письменные словесные методы

+ устных методов + письменных методов
• использование неречевых средств(мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя); • своевременное получение обратной связиот студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов); • активизация восприятия и пониманиястудентов. • передача информации происходит быстрее

 

Формы письменных методов обучения:

конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочи­танного;

составление плана текста (простого или сложного);

составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста;

цитирование — написание дословных выдержек из текста;

аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитан­ного;

рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отноше­ния к прочитанному материалу;

составление формально-логической модели — словесно-схематического изо­бражения прочитанного материала;

составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;

составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Классификация словесных методов обучения

Монологический метод

Рекомендации к подготовке текста лекции:

• Короткие предложения

• Формулировка вопросов для учащихся

• Замена терминов

 

Речевое воздействие Невербальное воздействие
связывание с опытом; вопросно-ответная форма изложения мысли; упрощение речи; персонификация; образность, иллюстративность речи; использование прагматических высказываний в дополнение к информативным дистанция в общении; визуальный контакт; мимика; поза; жестикуляция; темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация

Диалогический метод общения

Традиционно устный, но возможен при дистанционном обучении.

+ предполагает большую активность студентов на занятии.

Виды вопросов в диалогическим обучении:

вопросы, побуждающие репродуктивную активность: «вспомните», «расскажите», «опишите», «дайте характеристику», «раскройте», «дополните»;

вопросы, стимулирующие продуктивную активность: «сравните», «сопоставьте», «обобщите», «сделайте вывод», «проанализируйте», «выделите», «как связаны».

Рекомендации использования вопросов:

• вопросы, приучающие учащегося задумываться над сутью психологического понятия, например «в чем отличие любопытства от любознательности»;

• вопросы, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности;

• вопросы, непосредственно связанные с учебной работой и поведением студен­тов, например «какой способ заучивания учебного материала вы считаете лучшим для себя и почему».

Варианты использования диалогических методов:

Эвристическая беседа. В процессе такой беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся знания и опыт студентов, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов.

Групповая дискуссия. Стимулирует вовлечение студентов в активное обсуждение различных точек зрения по определенной проблеме, пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.