Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод SPACE






(Strategic Position and Action Evaluation – оценка стратегического положения и действий). Этот метод представляет собой комплексный подход, предназначенный для диагностирования ситуации и выбора варианта стратегии для средних и малых предприятий. Он позволяет установить стратегическое положение предприятия на основе двух групп факторов: внутреннего состояния предприятия и внешнего положения предприятия.

Каждая из этих двух групп факторов состоит из множества переменных. Поэтому осуществляется их упорядочение в группы и присвоение им конкретных оценок (весов) в рамках условно принятой шкалы.

В методе SPACE выделяют четыре группы критериев оценки предприятия:

• финансовая сила предприятия (Ф) (факторы финансового потенциала (FS));

• конкурентные преимущества (К) (факторы промышленного потенциала (IА));

• привлекательность отрасли (П) (факторы конкурентных преимуществ (СА));

• стабильность отрасли (С) (факторы стабильности обстановки (ES)).

В рамках этих групп приводится перечень основных критериев. Каждый из критериев, перечисленных в рамках одной группы, состоит из некоторого количества факторов, которым приписываются оценки по десятибалльной шкале (от 1 до 10).

Для каждого фактора в пределах заранее установленной шкалы приписывается оценка, которая после умножения на вес дает окончательную значимость (ценность) оценки для каждого конкретного критерия. Вес определяет значимость данного критерия по отношению ко всей совокупности критериев и представляет число в диапазоне от 0 до 1. Сумма значений всех весов для отдельных конкретных критериев оценки должна равняться 1. После вычисления окончательных оценок определяется сумма оценок для каждой группы критериев

Полученные результаты наносятся на прямоугольную систему координат, в которой каждая из полуосей служит представлением общего критерия по группе (рис. 4)

 

Привлекательность отрасли (П)

 

Рис-. Группы критериев оценки в методе SPACE

где П – сумма окончательных оценок для критерия «привлекательность отрасли»;

К – сумма окончательных оценок для критерия «конкурентоспособность предприятия»;

С – сумма окончательных оценок для критерия «стабильность отрасли»;

Ф – сумма окончательных оценок для критерия «финансовая сила предприятия».

 

Возможны следующие 4 варианта состояния СОБ:

- если максимально удаленной от центра координат является сторона FS – IS, то компания находится в агрессивном состоянии;

- если максимально удаленной является сторона IS - ES, то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии;

- если максимально удалена сторона в квадранте CA - FS, то компания находится в консервативном стратегическом состоянии;

- если максимально удалена сторона в квадранте CA - ES, то компания находится в оборонительном стратегическом состоянии.


Понятие, назначение и цели бизнес-планирования на предприятии

 

Бизнес-план представляет собой документ, который комплексно, системно описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия, анализирует возможные проблемы и определяет способы их решения.

Основная цель разработки бизнес-плана — составить план хозяйственной деятельности организации на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов; донести деловую информацию до всех заинтересованных лиц и организаций.

Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков.

Бизнес-план составляется как для внутренних, так и для внешних пользователей. Внутренними пользователями бизнес-плана является руководство предприятия.

Внешними потребителями бизнес-плана (в зависимости от его назначения) могут быть банки, инвестиционные фонды, администрации СЭЗ, иностранные инвесторы, Государственный комитет имущества, областные исполнительные комитеты администраций, Городские центры занятости и др.

Бизнес-план необходим для решения следующих задач.

1. Обоснования эффективности будущего бизнеса

2 Обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки

3. Совершенствования производства и поиск путей снижения его издержек

4. Обоснования возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств

5. Получения статуса резидента свободной экономической зоны (СЭЗ)

6. Получения разрешения на приватизацию предприятий государственной формы собственности

Классификация бизнес-планов

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, и в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.


 

 

tD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAE2oUzYoHAABVVQAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA8SHSmuEAAAAKAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAADkCQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAPIKAAAAAA== ">

Бизнес-план
Инвестиционного проекта
Предприятия
По бизнес-линиям (продукция, технологические решения)
Создание предприятия (нового)
Действующее предприятие
Финансовое оздоровление
Развитие
Производственное подразделение
Вся фирма
Рисунок – Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса

 


Бизнес-план инвестиционного проекта. Инвестиционные проекты представляют собой совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации. Задача бизнес-плана – дать целостную системную оценку перспектив конкретного инвестиционного проекта.

Бизнес-план предприятия. Бизнес-план является программой эффективного управления предприятием, направленной на повышение его конкурентоспособности и устойчивого финансового положения. Б изнес-план развития (финансового оздоровления) предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке (в соответствии с Постановлением № 186), имеет свою структуру и логику изложения. Он служит:

- для выработки стратегии выживания предприятия;

- составления плана проведения реорганизационных процедур;

- организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

- для обоснования направлений совершенствования форм организации производства и сбыта.

Особенностью бизнес-планов развития является использование внутренних ресурсов для финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению

Правовая основа составления бизнес-планов в Республике Беларусь

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ$ МИНИСТ$ЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» с изменениями и дополнениями от 7 декабря 2007 г. № 214, и от 29 февраля 2012 г. № 15. Этот документ устанавливает единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов, основные рекомендации по их составлению, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований.

2. Постановление Министерства экономики от 30.10. 2006 г. № 186 «Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» с изменениями и дополнениями от 30 октября 2007 г. № 190 и от 21 ноября 2012 г. № 99. В этом постановлении определены структура и содержание бизнес-планов развития коммерческих организаций, правила их оформления.

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» с изменениями и дополнениями - последнее от 29 марта 2013 г. № 232 (касается государственных коммерческих организаций).

Постановление определяет состав планов, назначение прогноза, порядок разработки 5-летнего прогноза. Главным назначением прогноза развития является обоснование целей и задач, важнейших направлений и приоритетов развития организации исходя из долгосрочной стратегии развития данной отрасли промышленного комплекса республики.

4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 13 января 2006 г. № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» с изменениями и дополнениями от 10 июля 2008 г. № 383 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 1/9874). В Указе представлены меры реструктуризации задолженности и финансового оздоровления убыточных государственных организаций, условия их применения.

5. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 августа 2006 г. № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» с изменениями и дополнениями от 27 марта 2008 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 80, 1/9573. В Указе представлены меры по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ, которые предприятия отражают в финансовой стратегии, и условия их применения.

Основанием для разработки бизнес-плана на предприятии является директивный документ, изданный руководителем (приказ, распоряжение).

Бизнес-план может разрабатываться самостоятельно или с привлечением консалтинговых фирм, специализированных организаций или специалистов.

Перечень организаций, оказывающих услуги по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 № 873:

· Научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «ЦНИИТУ», г. Минск

· Научно-исследовательское арендное предприятие «Стройэкономика», г. Минск

· различные организации инфраструктуры бизнеса (центры поддержки предпринимательства, центры маркетинга, союзы нанимателей и предпринимателей и др.).

Прогнозы развития разрабатываются коммерческими организациями один раз в пять лет в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей программы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.

Бизнес-планы развития разрабатываются коммерческими организациями ежегодно в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год.

Бизнес-планы инвестиционных проектов разрабатываются коммерческими организациями в случаях, установленных законодательством, не позднее чем за три месяца до начала реализации этих проектов.

 


Структура и содержание разделов бизнес-плана

 

Для инвестиционных проектов, в соответствии с Правилами Министерства экономики № 158 предусмотрены следующие требования к подготовке основных разделов, таблиц и приложений бизнес-плана.

1. В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

2. На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта, организации - инициатора проекта (инвестора), организации - разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителей организации - инициатора проекта (инвестора) и организации-разработчика бизнес-плана, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления, в ведении которого находится организация - инициатор проекта, заверенная печатью, дата утверждения (согласования) бизнес-плана, требования конфиденциальности документа.

3. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

4. Описательная часть бизнес-плана инвестиционного проекта должна состоять из следующих основных разделов:

1. " Резюме";

2. " Характеристика организации и стратегия ее развития";

3. " Описание продукции";

4. " Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга";

5. " Производственный план";

6. " Организационный план";

7. " Инвестиционный план";

8. " Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности";

9. " Показатели эффективности проекта";

10. " Юридический план".

11. «План по энергосбережению ».

5. В бизнес-планах развития в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденными Постановлением Министерства экономики от 30.10. 2006 г. № 186 структура несколько отличается. Такие бизнес-планы должны содержать следующие разделы:

1. «Резюме»;

2. «Характеристика организации и стратегия ее развития»;

3. «Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

4. «Производственный план»;

5. «Организационный план»;

6. «Инвестиционный и инновационный план»;

7. «Энергосбережение»;

8. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

9. «Показатели эффективности деятельности организации».

6. Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчетов в полном объеме. В полном объеме бизнес-планы разрабатываются для проектов, предусматривающих оказание мер государственной поддержки, независимо от их стоимости и для проектов стоимостью свыше 1 млн. долларов США. Если бизнес-план составляется для собственных целей, то его размер не регламентируется.

7. При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение. Основная информация об организации отражается в паспорте организации.

8. В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, индивидуальных предпринимателей информация о разработчиках бизнес-плана отражается в сведениях о разработчике бизнес-плана.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.