Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество К. Сомова.






Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге 18 ноября 1869 года. Он был сыном хранителя Эрмитажа и редактора " Вестника изящных искусств", знатока живописи и гравюры А. И.Сомова.

Сомов получил художественное образование в Академии художеств, в течение трех лет занимался в мастерской И.Е.Репина. Но в 1897 году он бросает Академию. Действительно, в эти годы он уже вполне самостоятельный художник. Среди его ранних работ - свежий, пленэрный " Портрет Н.Ф.Обер" (1896) и уже в чем-то только " сомовский" " Портрет отца" (1897), где модель странно застыла, а зеркало, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент: за спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает.

Еще в гимназии тесная дружба связала его с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, а позднее с С. Дягилевым - организаторами общества " Мир искусства".

" Мир искусства" был неоднородной организацией, противоречивой по идейным установкам, как и многие другие художественные группировки, возникшие на рубеже XX века. Для Сомова в живописи важнейшим и драгоценнейшим был " культ красоты", который ассоциировался с созерцательным отношением к миру и, прежде всего, к миру вещей. Он наблюдал жизнь из какого-то искусственно созданного им " прекрасного далека". Он лишь '" любовался" ею, будучи тонким знатоком старины, человеком высокоразвитого вкуса.

В ранней работе " В августе" (1898, местонахождение неизвестно) изображены влюбленные, сидящие у пруда. Пейзаж и фигуры поданы в таком необычном аспекте, что возникает ощущение призрачного сна, причудливой фантазии, ирреальности происходящего. Картина вызывает чувство тревоги и щемящей тоски. Здесь проявляется близость Сомова к поэзии символистов.

Художник создает свой особый " сомовский" мир. В его маленьких полотнах изображены усталые, забывшиеся в сновидениях дамы в розовых, серебристых шелках, в пышных кринолинах. Влюбленные говорят шепотом, осторожно и незаметно передают записки, украдкой целуются. Сомов любуется и иронизирует над этой жизнью, над этими " игрушечными" чувствами

Прошлое просвечивает сквозь настоящее. Та же идея вызывает к жизни и " ретроспективные портреты", героини которых примеряют на себя платья и позы прошлых веков: " Портрет А.К.Бенуа" (1896), " Дама в голубом (Портрет Е.М.Мартыновой)" (1897-1900).

Еще в академические годы появляются у Сомова первые " галантные жанры" (" Отдых на прогулке", " Дама у пруда", 1896).

Круг их сюжетов крайне ограничен, содержание подчеркнуто незначительно. Все это вызывало известное раздражение у Репина, который никак не мог понять, зачем его талантливый ученик напускает на себя " детскую глупость зеленой травки". Репин, однако, прекрасно понял намеренность этой ограниченности сомовских жанров.

Сомов - далеко не единственный среди художников рубежа веков, кто превращает человека в марионетку, отказываясь изображать его во всей полноте жизни и души. Но у Сомова такое бессилие искусства предстает как глубоко осознанный, драматический, но неизбежный факт, которому он бесстрашно следует, все больше подчеркивая кукольность своих персонажей.

В знаменитом портрете-картине " Дама в голубом" (1900, ГТГ), где изображена рано умершая художница Е. М. Мартынова, Сомов поднялся до глубокого психологизма. Погруженная в раздумье молодая женщина с книгой в руке стоит на фоне декоративного пейзажа. Художник укладывает свою героиню в схему, в которой у нее нет возможности выразить свою печаль иначе как в условных, изысканных жестах. Контраст горестно сжатых губ дамы в голубом и бессловесной красноречивости ее взгляда и жеста создают здесь образ трагической немоты.

Герои сомовских портретов и композиций скованны, замкнуты в оболочке лица или позы. Взгляды их часто направлены на зрителя, а губы плотно, в ниточку сжаты - они обречены на молчание.

В картине " Эхо прошедшего времени" (1903, ГТГ) изображена элегантная дама в платье, похожем на пенистую волну, с газовой наколкой на голове. Она сидит в несколько искусственной позе и напоминает куклу с большими застывшими глазами, с тонко очерченными бровями и губами. В ее поблекших щеках, припухших веках, в сухой пергаментной коже притаилась старость. " Эхо прошедшего времени" - не ирония, а горечь и печаль.

Среди наиболее значительных работ Сомова - серия графических портретов, в числе которых портреты А.А.Блока (1907), Е.Е.Лансере (1907), М.А.Кузмина (1909), М.В.Добужинского (1910). В них художник достигает вершины своего мастерства. Но чем больше внимания уделяет он самой оболочке, " скорлупке" лиц, тем больше они выглядят пустыми, лишенными выражения. Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность.

В портрете Е.П.Олив (1914) модель с пальцами, сплетенными в замок, напоминает рядом стоящую фарфоровую статуэтку.

Но мир Сомова и действительно все больше погружался в мечту. В двадцатые годы жизнь его становится трудной. Возможности частных заказов резко уменьшаются, в театре он не работает, на какую-либо службу не способен. Настроения печали и ностальгии все чаще прорываются у него рядом с сугубо эротическими сюжетами, к числу которых относятся знаменитые иллюстрации к " Книге маркизы" (1918). В картине " Фейерверк" (1922) чувством отстраненности и легкой печали, которое раньше внушал Сомов зрителю, наделены уже сами персонажи: так смотрят они на огни и вспышки празднества, к которому сами непричастны, смотрят на другой берег реки.

В 1923 году Сомов уезжает в Нью-Йорк с выставкой руского искусства. В Россию он уже не вернулся, остался в Париже. Парижский период творчества художника все еще недостаточно известен.

Он иллюстрирует книги, пишет портреты, любовно и тщательно перебирает предметы в натюрмортах. В эти годы натюрморт для него - жанр почти центральный. В картине " Натюрморт. Окно. Пейзаж" (1934) само название перечисляет удаляющиеся вглубь объекты изображения. Стол, на котором сверкают стеклянные флаконы, часы и даже переплеты книг, загораживает дверь-окно, верхняя застекленная створка которого распахнута в солнечный свет и зелень листвы.

Сомов скончался в Париже 6 мая 1939 года на руках у близкого друга. Он давно уже был тяжело болен и почти беспомощен. Ему повезло: он не дожил до объявления войны, начала которой так боялся.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.