Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация и общая характеристика русского искусства конца XIX начала - XX века.






1. 1890-1905 -переходное время

2. 1905 г. - искусство авангарда

3. 1905-1907 гг. - искусство русской революции

4. 1907 -1917 гг. - искусство предоктябрьской деятельности

Конец XIX - начало XX века - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию. и науку, и литературу, и искусство. Этот период вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры. В литературе на рубеже веков наблюдается стремление все глубже приоткрыть читателю внутренний мир человеческой личности, используя новые изобразительные средства, и все дальше отходят от критического реализма. Среди литераторов этого направления символисты Д.С. Мережковский, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, футуристы В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский. В архитектуре появляются новые течения — модерн(Ф.И. Щехтель— здание Художественного театра и особняк Рябушинских в Москве, В.Ф. Валькот — гостиница «Метрополь»)и неоклассицизм(Р.И. Клейн — московский Музей изобразительных искусств, И.И. Рерберг— Киевский вокзал). Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместо применения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новую декоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивную основу здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла. В конце 90-х годов XIX века в русской художественной среде складывается модернистское течение, представленное группой " Мир искусства". Ее идейным вождем являлся А.Н. Бенуа, одаренный и тонкий художник и историк искусства. С " Миром искусства" было связано творчество М.А. Врубеля, талантливейшего живописца, скульптора, графика и театрального декоратора. Зарождается в русской живописи и абстракционистское направление (В.В. Кандинский, К.С. Малевич). На рубеже двух столетий работали мастера русской скульптуры – А.С. Голубкина, П.П. Трубецкой, С.Т. Коненков.

*Важнейшими центрами оперной культуры оставались Мариинской театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Большое значение приобрела и деятельность " частных сцен" – прежде всего " Русской частной оперы", которая была основана в Москве известным меценатом С.И. Мамонтовым. Она сыграла значительную роль в художественном воспитании великого певца Ф.И. Шаляпина. К началу XX века все более широкое мировое признание завоевывает русская музыка. В это время продолжал творить великий мастер оперного искусства композитор Н.А. Римский-Корсаков. В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, М.А. Балакирев, Р.М. Глиэр и др. Поистине всемирную известность завоевал русский балет. Особым успехом пользовалась яркая представительница русской школы классического танца А.П. Павлова. Завоеванию отечественным балетным искусством первенства в мировой хореографии содействовали гастроли русских танцовщиц и танцоров за рубежом, в частности, спектакли, устраивавшиеся регулярно С.П. Дягилевым.

 

 

44.Жанровая живопись конца XIX – начала XX века. (С. Иванов, Архипов, Касаткин).

Продолжая передвижническую традицию, художники из так называемого младшего поколения передвижников — С. Коровин, С. Иванов, А. Архипов, Н. Касаткин и другие — правдиво освещали жизнь русской деревни в пору, предшествовавшую революции 1905 года. Глубокое знание народной жизни, душевное сострадание к бедствиям и лишениям деревенской бедноты помогли им создать произведения, преисполненные большой: жизненной правды и острого социального звучания.

С. Иванов свои первые картины посвятил крестьянам-переселенцам. С суровой правдивостью рисует он страшную судьбу бедняков, которых голод сгоняет с их нищенских наделов и заставляет скитаться по стране в поисках куска хлеба. Отчаянное положение переселенцев, смерть переселенцев в степи, арестанты в остроге, беглые каторжники — таковы сюжеты его картин. Но вскоре С. Иванов начинает видеть и другое — начало революционного брожения, все шире охватывающего народные низы. Художник изображает агитатора-народника, тайно раздающего крестьянам нелегальную литературу; зарисовывает студенческие волнения в Московском университете. Ему же принадлежат первые в русской живописи изображения крестьянского бунта («Бунт в деревне») и классовой борьбы пролетариата: «Бегство директора с фабрики во время стачки» и «Забастовка». Естественно, что С. Иванов впоследствии оказался среди тех художников, которые в памятные дни 1905 года запечатлели события первой русской революции.

В традициях передвижников-бытописателей работал и А. Е. Архипов — превосходный живописец, виртуозно владевший манерой широкого, сочного, колоритного письма. Архипов в своих картинах из жизни беднейшего крестьянства трактовал эту тему с большой проникновенностью и теплотой («На Волге»; «По реке Оке», «Лед прошел»). Безрадостная доля трудящихся женщин — таково содержание многих его работ «Поденщицы на чугунолитейном заводе», «Прачки»- с такой впечатляющей силой обрисованы им образы женщин-работниц, измученных непосильным трудом в трущобах капиталистического города. Явственно звучит здесь голос протеста художника-демократа.

Особое место в русском искусстве занимает творчество Н. А. Касаткина.В своих произведениях этот художник охватил целую полосу в жизни русского рабочего класса, вплоть до первых его боев против самодержавия в декабре 1905 года. Но не только темы каторжного труда углекопов, не только бедственное положение тяжко эксплуатируемого трудового люда составляют содержание картин Касаткина. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на некоторые его работы-«Шахтерку» или на «Шахтера-вагонетчика»; написанные суровыми красками рабочие, в их жалких рубищах, покрытых угольной пылью, для художника прежде всего — люди, люди волевые, полные силы духа, несломленного человеческого достоинства. Центральная картина этой серии «Углекопы. Смена» отражает возрастающую мощь российского пролетариата; прямая угроза поработителям видна в горящем взгляде главного героя картины — чернобородого великана-забойщика. В картине «Тяжело» выведен молодой рабочий, посвятивший себя революционной борьбе за право своего класса; этому произведению сам художник первоначально дал название «Буревестник. Для Касаткина вполне закономерным было обращение во время первой русской революции к темам вооруженной борьбы рабочего класса.

 

45.Историческая живопись конца XIX – начала XX века. (Иванов, Рерих, Нестеров, Рябушкин и др.).

45.Историческая живопись конца XIX – начала XX века. (Иванов, Рерих, Нестеров, Рябушкин и др.).

Конец XIX – начало XX веков в России представляет собой эпоху, переломную во всех сферах духовной и социальной жизни. Аналитический метод реализма 1850-х годов изживает себя. Изменяется манера письма. Все это в определенной мере сказалось и на развитии истори-ческого жанра живописи.

Картины на историческую тематику создавал Сергей Васильевич Иванов (1864–1910), больше известный своими жанровыми полотнами 1890–1900-х годов.Большинство же исторических картин Иванов посвятил быту, укладу жизни московской Руси XVI–XVII веков. В прошлом он ищет, прежде всего, характерные черты облика русской жизни. Его полотна выделяются глубоко заинтересованным отношением к событиям, выраженным и закрепленным в художественной форме. К лучшим историческим произведениям относится картина «Приезд иностранцев в Москву XVII века».В живописи Иванова получает развитие эмоционально-декоративное начало, выразительность которого адресуется непосредственно к ощущениям зрителя и формирует их в том тоне, который был задан переживаниями и настроениями художника.В конце XIX – начале XX вв. в русском искусстве размываются границы между отдельными жанрами. Следствием этого процесса стало появление историко-бытового жанра. К лучшим его образцам принадлежат картины Андрея Петровича Рябушкина (1861–1904) «Московские женщины XVII века в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», «Московская улица ХVП века в праздничный день.» – это бытовые сцены из жизни Москвы XVII столетия. Рябушкина особенно привлекал XVII век, с его пряничной нарядностью, полихромией, узорочьем. В исторических картинах Рябушкина предстают сцены повседневного быта, только относящегося к далекому прошлому.Другой путь преобразования традиционного исторического жанра пролегал через развитие пейзажного начала в картине. Михаил Васильевич Нестеров(1862–1942)-стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства. «Призвание М. Ф. Романова на царство» «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.» и другие.

Более высокой и значительной была в искусстве рубежа XIX–XX веков роль Валентина Александровича Серова (1865–1911).Исторические композиции составляют отдельную линию в его творчестве. В серии «царских охот» начала 1900-х годов показаны увеселительные прогулки Елизаветы и Екатерины II, охотничьи забавы молодого Петра I. Позже художника влекло к синтезу в области формы и, соответственно, к поискам первоистоков поэтически-целостного взгляда на мир. С этим связан и интерес Серова к античной мифологии, «Похищению Европы» и к «Одиссею и Навзикае»К исторической тематике обращались и деятели знаменитого «Мир искусства». Возникнув из кружка молодых «любителей изящного», «Мир искусства» вырастает в крупное явление русской художественной культуры.искусства» вырастает в крупное явление русской художественной культуры.

46.Творческое объединение «Мир искусства», его особенности, наиболее яркие представители, значение объединения.

«Мир искусства» — творческое объединение художников, существовавшее с конца 1890-х гг. до 1924 (с перерывами). В основное ядро объединения входили А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин. К «Миру искусства» примыкали К. А. Коровин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, С. Ю. Судейкин, Б. И. Анисфельд и др.Программа «Мира искусства» была противоречивой. Противопоставляя свою деятельность передвижникам и Академии художеств, «Мир искусства» был сторонником «чистого искусства». Вместе с тем художники объединения не порывали с реализмом, многие из них откликнулись на Революцию 1905, а в 1910-х гг. «Мир искусства» противостоял декадентству и формализму. В творчестве художников «Мира искусства» была сильна ретроспективная тенденция, увлечение культурой 17-18 вв.Наиболее сильные стороны деятельности «Мира искусства» — книжная графика и театральная декорация. Отстаивая содержательность и целостность решения спектакля, активную роль в нем художника, «Мир искусства» продолжил реформу театрально-декорационного искусства, начатую декораторами оперы С. И. Мамонтова.Декорационным работам художников «Мира искусства» свойственны высокая культура, обогащение театра достижениями современной живописи, художественная целостность решений, тонкий вкус и глубина истолкования сценических произведений, в т. ч. балетных.Большая роль принадлежала художникам «Мира искусства» в оформлении спектаклей Русских сезонов за границей, организованных С. П. Дягилевым, который был одним из руководителей и идейных вдохновителей «Мира искусства». В 1899-1904 Дягилевым издавался в Петербурге одноименный журнал. Объединение оставило глубокий след в истории русского искусства прежде всего тем, что люди этого круга по-новому обратили внимание на проблемы художественной формы и изобразительного языка.Вклад «Мира искусства» в историю русской культуры Серебряного века неоценим. Это не только живопись, графика, поэзия и проза, но научные работы по истории искусства и культуре Серебряного века.

 

47.Пейзажная живопись конца XIX – начала XX века. (К. Коровин, К. Юон, И. Грабарь и др.).

В конце XIX—начале XX века в пейзажной живописи окончательно закрепились те процессы, которые зародились еще во второй половине XIX века. Отныне пейзаж привлекает самых разных художников, становится почти непременным компонентом бытовой картины, исторической, портрета, даже натюрморта. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Очень значителен вклад в пейзаж В. А. Серова, К.А. Коровина М. В. Нестерова, А. Е. Архипова, М. А. Врубель, представителей «Мира искусства», В.Э.Борисова-Мусатова, К. Ф. Юона и, конечно, живописцев следующего поколения: Н. П. Крымова, П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна, отдельных участников объединения «Бубновый валет», а также И.И.Бродского. В русской живописи шло дальнейшее утверждение и развитие принципов пленэризма, закладывались некоторые существенные черты пейзажа последующего времени. Кроме того, в разного рода эстетических утопиях, распространенных в эту сложную эпоху, полную идейных метаний, пейзаж выступал в его мнимой асоциальности, приобретал особый смысл, казался какой-то идеальной средой бытия. Распространенные в конце XIX—начале XX века романтические настроения вызвали особый интерес к изображению дикой природы, свободной стихии,

а тем самым и увлечение Севером. Особая красота «бледного Севера», свойственных его природе серебристых гамм вдохновила в начале 1890-х годов К. Коровина и Серова, совершивших поездку с экспедицией С. И. Мамонтова. Подобную гамму можно видеть и в северных пейзажах Архипова и многих других современников. Наконец, и городской и архитектурный пейзаж представляют изображения старой русской провинции, Первенствуют здесь К. Ф. Юон, Б. М. Кустодиев и М. В. Добужинский. Уже в ранних пейзажах Константина Алексеевича Коровина (1861—1939) решаются чисто живописные проблемы—написать серое на белом, черное на белом, серое на сером. лю-бимым его жанром оставался пейзаж. Он принес в искусство прочные реалистические традиции Наиболее интересным среди пей-зажистов был Константин Фёдорович Юон (1875—1958). Лучше всего ему удавались лирические зимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), в которых он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба

Юон легко превращает скромный пейзаж в неповторимый, легко воспринимаемый зрителем сюжет, насыщенный своей поэтичностью и лирикой.До конца своих дней Юон работает с пейзажной темой, иногда уделяя особенно в последнее время внимание индустриализации («Московская окраина»).Любопытными поисками отмечено творчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871—1960). Его мягкий и поэтичный по настроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) свидетельствует о знакомстве художника не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодного зимнего солнца, написаны короткими мазками и напоминают технику пуантилистов. Очень эмоциональны пейзажи Аркадия Александровича Рылова (1870—1939), ученика А И. Куинджи. В картине «Зелёный шум» (1904 г.) листва, колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размашистыми мазками, а уходящая вдаль панорама кажется такой же яркой, как и передний план, что создаёт ощу-щение декоративности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.