Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности развития новорожденных






Кризис новорожденного

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей.

Признак кризиса– потеря в весе в первые дни после рождения.

Причины кризиса новорожденности:

· физиологические(рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);

· психологические(психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Врожденные формы психики и поведения

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма(дыхания, кровообращения, пищеварения); в частности, сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений). На различные раздражители выделяютсязащитные рефлексы, также можно обнаружить у новорожденных реакции, направленные на контакт с раздражителями – этоориентировочные рефлексы. Легко вызываются иориентировочно-пищевые рефлексы. Есть еще несколько врожденных реакций: сосательный; рефлекс отталкивания (ползания)– при прикосновении к подошвам ног. Некоторые рефлексы являются атавистическими (" цеплятельный") или рефлекс Робинсона – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс ползания– при упоре на подошвы (рефлекс Бауэра); они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.

Ребенок рождается беспомощным. Однако отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами:

· с одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо;

· с другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование– возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. И возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.