Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие возрастной психологии в дореволюционной России и в 20-годы ХХ века






В качестве главных областей исследования психического развития в этот период выделились: изучение психического и физического развития ребенка в их взаимосвязи, исследование учебно-познавательной деятельности школьников, анализ психологии и воспитания личности.

Существенный вклад в исследование вопросов психофизического развития детей внес известный педагог и психолог П. Ф.Лесгафт. Руководствуясь представлением о неразрывной связи между физическим и духовным развитием, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась «сознательная физическая работа». Он считал важным развитие не мышечного аппарата самого по себе, а умения сознательно им управлять. Воспитание ума и воспитание тела - это один процесс, а не два.

С конца 70-х гг. сформировались два основных типа исследования детства: наблюдение ученых за детским развитием по определенной программе и наблюдение родителей за своими детьми, результаты которого фиксировались в дневниках.

Авторитетным исследователем развития ребенка раннего возраста являлся И.А.Сикорский. Он провел длительное наблюдение за собственными детьми и за развитием детей в воспитательных и медицинских учреждениях. Его программа наблюдений охватывала все стороны психического развития ребенка. Среди условий умственного развития особое значение И.А.Сикорский придавал игре: играя, ребенок приобретает и конкретизирует знания о внешнем мире, в игре развивается его самосознание. Данные собственных наблюдений он сопоставлял с результатами наблюдений и исследований ведущих зарубежных ученых. В результате он наметил целостную картину нормального хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания детей.

Большую работу по изучению и обобщению данных исследований детского развития проделал П. Ф.Каптерев. Он создал достаточно полное представления о ребенке первых четырех лет жизни. В основу описания психофизического развития ребенка каждого из годов жизни им был положен характерный признак, определяющий своеобразие развития ребенка. Он одним из первых отечественных психологов писал о том, что игра является мощным фактором, необходимым как для физического, так и для психического развития ребенка. П.Ф.Каптерев рассматривал в своих работах, как отдельные аспекты игровой деятельности, так и роль игрушек и семейного воспитания в ее развитии.

Исследование проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин, выдающиеся теоретики и организаторы отечественной науки - В.М.Бехтерев, П.Ф.Лесгафт, И.П.Павлов, А.Ф.Лазурский, А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.