Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женевская школа психологии о психическом развитии (Ж.Пиаже). Теория Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта.






Адаптация включает два процесса – ассимиляцию и аккомодацию. Эти два процесса взаимодействуют для модификации существующих у ребенка схем. Когда ребенок встречается с новым опытом, он ассимилирует его в уже имеющуюся схему. Аккомодация – это приспособление схемы к новому опыту. Стадии развития в теории Ж. Пиаже

Согласно теории Ж.Пиаже, в развитии интеллекта человека можно условно выделить четыре главных периода развития: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).

I. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет)

Детская концепция мира проходит огромные изменения в течение первой стадий. Ж. Пиаже выделяет в ней 6 субстадий.

Субстадия 1. (рождение – 6 недель). Использование рефлексов. Хотя на стадии 1 наиболее заметным действием является ассимиляция, вместе с тем можно обнаружить зачатки аккомодации.

Субстадия 2 (6 недель-4 месяца). Первичные циркулярные реакции. Циркулярная реакция имеет место, когда малыш случайно совершает какое-то новое действие и пытается его повторить.

Субстадия 3 (4-10 месяцев). Вторичные циркулярные реакции. ребенок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Пиаже иногда называл вторичные циркулярные реакции «продлением интересных зрелищ».

Субстадия 4 (10-12 месяцев). Координация вторичных схем.

На стадии 3 младенец совершает однократное действие с целью достижения определенного результата – например, брыкает ногами, чтобы вызвать движение подвешенных кукол. На стадии 4 действия младенца становятся более дифференцированными..

Стадия 5 (12-18 месяцев). Третичные циркулярные реакции

На стадии 3 младенцы совершают однократное действие для достижения однократного результата– продления интересного зрелища. На стадии 4 они совершают два независимых действия для достижения однократного результата. Теперь, на стадии 5, они экспериментируют с различными действиями с целью наблюдения различных результатов

Стадия 6 (18 месяцев – 2 года). Начало мышления

На стадии 5 дети – это маленькие ученые, варьирующие свои действия и наблюдающие результаты. Однако все свои открытия они делают благодаря непосредственным физическим действиям. На стадии 6 дети, видимо, продумывают ситуации более интервальным путем, перед тем как произвести действие, формируется внутренний план действий.

II. Дооперациональная стадия развития (от 2 до 7 лет)

Основная характеристика данной стадии развития – это становление мышления как системы ментальных операций. Непрерывность между стадией сенсомоторного интеллекта и дооперациональной стадией состоит в том, что в предыдущем периоде у ребенка были развиты сложные координированные действия. Согласно Ж. Пиаже, ментальные операции – это интериоризированные формы действий, которые младенец уже освоил, например, упорядочивая, комбинируя и разделяя объекты в физическом мире. Однако мышление не является еще полностью логическим, потому что детские ментальные действия в репрезентируемом мире должны быть систематизированными и скоординированными.

Ж. Пиаже разделил дооперациональную стадию на две субстадии: доконцептуальную (2–4 года) и интуитивную (4–7 лет).

На доконцептуальной субстадии наблюдается быстрое развитие символических функций: языка, воображения, способности действовать «понарошку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные кормить куклу палочкой, как ложкой, укладывать ее спать на кусочек материи, как на подушку, и т. п.

На интуитивной субстадии ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует. Он применяет операции и не может объяснить причину решения задачи.

Ж. Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта. Это – эгоцентризмдетского мышления ианимизм(одушевление неживой природы).

Эгоцентризм детского мышления на дооперациоиальной стадии проявляется также в неспособности ребенка видеть вещи с точки зрения другого человека. Данная особенность наиболее ярко проявляется в задаче «Три горы».

Ключевой характеристикой мышления дошкольников, согласно мнению Ж. Пиаже, является их центрация на какой-то одной характеристике задачи в данное время, что оставляет мышление дологическим. Эта особенность проявляется в решении разных задач.

III. Стадия конкретных операций (7–11 лет)

В период конкретных операций происходят кардинальные изменения: уменьшается центрация и эгоцентризм мышления; возрастает способность понимания сохранения количества, массы, объема, формируется понятие времени и пространства, растут возможности классификации и сериации и на их основе развиваются характеристики обратимости и транзитивности. Однако на данном этапе возможности ребенка все еще ограничены. Новые символические действия все еще тесно связаны с конкретными предметами, с которыми выполнялись исходные физические действия: ребенок в основном думает о действии с физическими объектами, об их упорядочивании, классификации и т.д. Отсюда и название, по Ж. Пиаже, – «конкретные операции».

IV. Стадия формальных операций (начиная с 11-12 лет)

Переход от стадии конкретных операций к формальным знаменуется иерархической координацией двух логических форм обратимости мышления.

Главным результатом данной стадии является интеграция систем мышления, что позволяет решать задачу, отвлекаясь от непосредственно воспринимаемой реальности, при меньшей зависимости от контекста, опираясь на более системные и формальные основания.

Развивается гипотетическое и абстрактное мышление, позволяющее выходить в гипотетические пространства, созидать.

В поведении подростка упражнение в гипотетическом мышлении выражается в тенденции абстрактных и глобальных рассуждений, освоении абстрактных мировоззренческих понятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.