Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Графические коммуникации в жизни мирового сообщества






Язык графики в силу ряда своих свойств является уникальным в коммуникативном процессе. Этот древнейший из языков мира является международным языком общения: он точен, нагляден и лаконичен. Наглядное представление информации в любой области человеческих знаний осуществляется средствами графического языка. В условиях сегодняшнего мира массовых коммуникаций, необходимости уплотнения огромного объема информации и возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, графическая культура обретает роль второй грамотности.

Предмет “Инженерная графика” появился в образовательных программах высших технических учебных заведений в 70-е годы XX века. Он вобрал в себя имена трех графических дисциплин: начертательной геометрии – ядра теории графического отображения, черчения и технического рисунка. Традиционные цели дисциплины – развитие пространственного мышления, творческих способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе их графических отображений, приобретение знаний и умений инженерного документирования, остаются актуальными и сегодня.

Современные информационные технологии пополнили этот список новой составляющей – компьютерной графикой, которая меняет не только технологию проектирования, но и его идеологию.

Коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя получателю через среду, в которой передаваемая информация одинаково понимается обоими участниками. «Коммуникация» в переводе с английского означает связь, средства связи, общение. Какое из понятий считать первичным - коммуникацию, общение или информацию и, в каком соподчинении они находятся – вопрос конвенциональный. Ряд отечественных и зарубежных ученых, таких как Выготский, Леонтьев, Курбатский, Черри, Парсонс и др. отождествляют понятия «коммуникация» и «общение». М. Каган трактует коммуникацию как одностороннюю передачу сообщений, а общение, определяет, как двусторонний обмен информацией. Мы будем считать коммуникацию синонимом общения в широком смысле слова, а информацию – несомым сообщением.

Процессы общения могут осуществляться через устную речь и письмо, передаваться и приниматься посредством визуализации изображений, предметов, жестов (движений), а также через непосредственные контакты с предметами и людьми. Чтобы понять, что такое визуальные коммуникации, необходимо разобраться, что такое общая система коммуникаций. Так же мы должны учитывать, что речь идёт об искусственно созданных человеком коммуникациях. Общую систему коммуникаций можно разделить на три основных вида, рисунок 1:

1 Вербальные коммуникационные виды;

2 Визуальные коммуникационные виды;

3 Тактильные коммуникационные виды.

В свою очередь виды коммуникаций подразделяются на процессуальные типы. Под процессом здесь понимается метод воспроизведения коммуникативного вида.

Например, Вербально-фонетический тип, вербально-графический тип; Визуально-предметный тип, визуально-графический тип, визуально-динамический тип; Тактильно-предметный тип, тактильно-динамический тип.

 

Рисунок 1. Общая система коммуникаций

 

Общую систему визуальной коммуникации можно описать в следующей схеме: Субъект (Автор) – Вид коммуникации (Идея) – Тип коммуникации (Процесс) – Результат коммуникации (Объект).

Коммуникативный вид визуально-графической системы выстраивается в следующую цепочку: Автор (Дизайнер-график) – Коммуникативный вид (Визуальный) – Процессуальный тип (Визуально-графический) – Объективный результат (Графика). Так же не составляет труда выстроить другие визуально-коммуникативные системы.

Визуальные коммуникации часто относят к области графического дизайна, так как в большинстве случаев в процессе работы над созданием визуальных элементов в коммуникативной среде проектировщиками используются графические материалы, приёмы и техники. Рассмотрим, к примеру, визуально-графический процессуальный тип визуальных коммуникаций. В данном случае элементами визуальной коммуникации будут графические элементы:

- Пиктограмма (от лат. pictus –рисовать и греч. γ ρ ά μ μ α – запись) – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

- Индекс (лат. index – список, реестр, указатель) – комбинация символов, указывающая место элемента в совокупности или характеризующая состояние последовательной системы.

- Символ (лат. Symbol – Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет качественный характер символа.

Семиотика, согласно теории Ч.С. Пирса, тоже классифицирует знаки на три основные группы: Пиктограмма (качественный знак), Индекс (индивидуальный знак), Символ (обще-смысловой знак).Под семиотикой, согласно Ю.М. Лотману, следует понимать науку о знаках и коммуникативных знаковых системах, используемых в процессе общения. Здесь следует отметить два основных понятия, которые и являются ключевыми в подходах и принципах единых для семиотики и проектирования визуальных коммуникаций – это коммуникативные знаковые системы и процессы общения, рисунок 2.

 

Рисунок 2. Семиотика графических средств визуальных коммуникаций

 

В общей системе коммуникаций графического дизайна можно описать следующим образом:

1. Создание графического символа: Автор (Дизайнер-график) –Коммуникативный вид (Вербальный) – Процессуальный тип (Вербально-графический) – Объективный результат (Пиктограмма, Индекс, Символ).
2. Создание графических средств визуальных коммуникаций: Автор (Дизайнер-график) – Коммуникативный вид (Визуальный) – Процессуальный тип (Визуально-графический) – Объективный результат (Графика, Типографика, Фотографика или Графическая система, которая объединяет в себе все объективные результаты).

Визуальная коммуникация – это система композиционных элементов, объединённых коммуникативными связями. Из данного определения выходит, что процесс проектирования визуальных коммуникаций состоит из двух основных частей, составляющих суть проектирования.

Первая часть – это проектирование элементов визуальных коммуникаций, которые являются составляющими визуальной системы и используют такие понятия семиотики как пиктограмма, индекс и символ.

Вторая часть – это проектирование коммуникационных связей, которые объединяют композиционные элементы визуальной системы, и использует такие аспекты семиотики, как семантика, синтактика и прагматика.
В основе проектирования графических элементов визуальной системы (пиктограмма, индекс, символ) лежит решение нескольких композиционных задач. В первой степени композиция определяет особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта. Элементы визуальной системы, в отдельности, проектируются по законам композиции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.