Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение земель на фед соб-ть, соб-ть субъектов РФ, муниципальную соб-ть.






 

Ч. 2 Статьи 9 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, гос, мун-ой и иных формах собственности.

Земельный Кодекс (ЗК) РФ

Гос соб-ть на землю 1. Гос соб-тью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юр/л или мун-ых образований. 2. Разграничение гос собственности на землю на соб-ть РФ(фед соб-ть), соб-ть субъектов РФи соб-ть мун-ых образований (муниципальную соб-ть) осуществляется в соответствии с ЗК и ФЗ. (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность на землю имеет два уровня: Земельный Кодекс (ЗК) РФ

Ст. 17. Соб-ть РФ(федеральная соб-ть) на землю 1. В фед собственности находятся зем. уч-ки: А)которые признаны таковыми ФЗ; Б) право собственности РФна которые возникло при разграничении гос собственности на землю; В) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Ст. 18. Соб-ть на землю субъектов РФ В собственности субъектов РФнаходятся зем. уч-ки: а)которые признаны таковыми ФЗ; б)право собственности субъектов РФна которые возникло при разграничении гос собственности на землю; В) которые приобретены субъектами РФпо основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; Г) которые безвозмездно переданы субъектам РФиз фед собственности.

(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ)

В субъектах РФ- городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты гос регистрации прекращения права собственности на него соб-тью соответственно субъекта РФ- города федерального значения Москвы, субъекта РФ- города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта РФ- города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов РФне установлено, что такой земельный участок является соб-тью мун-ых образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

 

На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на

земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ " Об обороне", ФЗ " О государственной границе" и др.

Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

Подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве

федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности. Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно. В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования

правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов

являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Статья 18 ЗК РФ к собственности субъектов Российской Федерации относит земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении

государственной собственности на землю;

- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным

гражданским законодательством.

Использование земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется, как

правило, путем создания государственных унитарных предприятий либо путем передачи земель

частным землепользователям на вторичных правах, например в аренду.

 

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность - имущество, принадлежащее на

праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество,

принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные

земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов

собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная

процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом " О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого

земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 - 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1

Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса

Российской Федерации", вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие

принципы разграничения:

1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно

у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из

публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное

образование):

- нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности

соответствующего публичного образования;

- если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их

территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;

- прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной

собственности, - прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

 

Земельный Кодекс (ЗК) РФ

Ст. 19. Мун-я соб-ть на землю 1. В мун-ой собственности находятся зем. уч-ки:

которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

право мун-ой собственности на которые возникло при разграничении гос собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную соб-ть из фед собственности.

1.1. Если иное не предусмотрено другими ФЗ, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты гос регистрации прекращения права собственности на него соб-тью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории соб-тью муниципального района по месту расположения земельного участка.

3. В соб-ть мун-ых образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, в том числе за пределами границ мун-ых образований.

5. Зем. уч-ки, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут быть переданы безвозмездно в муниц-ую соб-ть в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с ЗК.

Зем. уч-ки, находящиеся в мун-ой собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную соб-ть другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с ЗК РФ.

Зем. уч-ки, находящиеся в собственности субъектов РФ, мун-ой собственности, могут быть переданы безвозмездно в соб-ть субъектов РФ- городов федерального значения Москвы, С-Пб, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с ЗК РФ, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены ЗК, ФЗ.

 

П. 2 Ст. 15 ЗК РФ Соб-ть на землю граждан и юр/ла: граждане и юр/л имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в соб-ть. Зем. уч-ки, находящиеся в гос или мун-ой собственности, могут быть предоставлены в соб-ть граждан и юр/л, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ не могут находиться в частной собственности.

 

14. Право муниципальной собственности на земли: понятие, субъекты, объекты, содержание.

Муниц-ая форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом " О

местном самоуправлении" но, долгое время в отношении муниц-ой собственности был известен только ее субъект - орган местного самоуправления (ОМСу).

Поскольку правом муниц-ой собственности обладают негос-е органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в ФЗ " О разграничении государственной собственности на землю". В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями ОМСу.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними

законами субъекта Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной

собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Помимо муниципальной собственности, крупные муниципальные образования - районы и округа приобрели право распоряжаться неразграниченными государственными землями. Это право предоставлено муниципальным районам и округам, за исключением столиц субъектов и административных центров, порядок предоставления земельных участков в которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Ст. 19. Мун-я соб-ть на землю 1. В мун-ой собственности находятся зем. уч-ки:

которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право мун-ой собственности на которые возникло при разграничении гос собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную соб-ть из фед собственности.

1.1. Если иное не предусмотрено другими ФЗ, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты гос регистрации прекращения права собственности на него соб-тью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории соб-тью муниципального района по месту расположения земельного участка.

3. В соб-ть мун-ых образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, в том числе за пределами границ мун-ых образований.

5. Зем. уч-ки, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут быть переданы безвозмездно в муниц-ую соб-ть в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с ЗК.

Зем. уч-ки, находящиеся в мун-ой собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную соб-ть другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с ЗК РФ.

Зем. уч-ки, находящиеся в собственности субъектов РФ, мун-ой собственности, могут быть переданы безвозмездно в соб-ть субъектов РФ- городов федерального значения Москвы, С-Пб, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с ЗК РФ, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены ЗК, ФЗ.

Помимо муниципальной собственности, крупные муниципальные образования - районы и округа - с

1 июля 2006 г. в соответствии с ФЗ от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ < 1> " О внесении изменений в

Земельный кодекс РФ, ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса РФ", ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" приобрели право распоряжаться неразграниченными государственными землями. Это право предоставлено муниципальным районам и округам, за исключением столиц субъектов и административных центров, порядок предоставления земельных участков в которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.