Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты и субъекты государственного регулирования экономических и социальных процессов






Цели государственного регулирования экономики

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

· минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

· создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

· обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

· на прямые (или дирижистские);

· косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

· административно-правовые инструменты;

· финансовая (налоговая) система;

· кредитно-денежная система государства;

· государственная собственность;

· государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

Объекты и субъекты государственного регулирования экономических и социальных процессов

Субъекты – это участники государственного регулирования, к ним относятся:

а) социальные группы, отличающиеся между собой имуществом, доходом, профессиональным составом, отраслевой принадлежностью, местом жительства, социальным составом, т.е. социально-экономическим положением.;

б) объединения и различные ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, и других профессий, политические партии;

в) три ветви власти: законодательный (Государственная Дума), исполнительный (правительство), судебные органы государственной власти, а также Центральный банк страны (ЦБ РФ); в странах с федеративным устройством сюда будут отнесены региональные и местные органы власти.

Объекты государственного регулирования – это то, на что идет воздействие со стороны государства. Объектами государственного регулирования являются определенные группы людей, предприятия, отрасли, регионы, социально-экономическая ситуация страны и пр. т. е. ситуации, явления, условия, при которых возникают или могут возникнуть проблемы, неразрешимые рыночным механизмом

4. Смешанная, социально ориентированная экономика: специфика регулирования

Социально-ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: " социальность" и " смешанность". Они сформировались (и тем более объединились в единую систему) не сразу и в некотором роде представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической систем хозяйства.

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

В определении понятия " смешанная экономика" у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Так, Клас Эклунд в известной книге " Эффективная экономика. Шведская модель" пишет, что смешанная экономика – это та, которая " обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства". Здесь налицо указание на два начала: " план" и " рынок". С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи замечают: " Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами... Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике".

Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – " рынок" и " государство". Оппонентом такой точки зрения выступает О. Ю. Мамедов. По его мнению, " рынок" и " государство" являются логически непротивопоставимыми элементами: " рынку" можно противопоставить только " нерынок", т.е. " рыночной" организации производства – " нерыночную", а " государственному" (общественному) –

Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании " рыночного" и " нерыночного" секторов экономики, в выяснении соотношения между " невидимой рукой рынка" и " регулирующей рукой государства", в изучении возможности использования " плана" и " рынка". Так, на микроуровне применяется внутрифирменное планирование. В макроэкономике осуществляется государственное регулирование.

В процессе планирования на микроуровне большая роль отводится маркетинговым исследованиям, позволяющим полно и точно выявить потребности и определить спрос на продукцию фирмы.

Государственное регулирование экономики дает возможность скорректировать спрос и предложение на макроуровне.

В отличие от классического капитализма для смешанной экономики характерным является господство коллективной частной собственности в форме акционерных и других обществ.

Теперь рассмотрим сущность " социальности".

Методологические основы теории " социального рыночного хозяйства" были заложены еще в 1930–1940-х гг. авторами теории порядка. Ими являются В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее известен профессор Фрейбургского университета, основоположник Фрейбургской школы В. Ойкен. Он ввел в научный оборот понятие " хозяйственный порядок" и определил два его идеальных типа: " централизованно управляемое хозяйство" и " рыночное" (меновое). По мнению Ойкена, в чистом виде они никогда не существуют, а только в форме некоторой " смеси" с преобладанием одного из них. Существенна величина этой " смеси". Если доминирует рыночный тип, то колебания рыночной конъюнктуры проявляются в колебаниях занятости. Если же доминирует централизованно-административный тип, то изменение хозяйственной конъюнктуры проявляется в колебаниях потребления. Это выражается в том, что руководящие органы могут вкладывать инвестиции в строительство фабрик и заводов, а не жилья, продуктов питания и других потребительских благ, что означает принудительное сокращение потребления. По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным. Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.

Теория порядка явилась предтечей концепции " социального рыночного хозяйства", одним из основных авторов которой стал Л. Эрхард. Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим " централизованно-управляемое хозяйство" – рухнул, а " меновое (рыночное) хозяйство" уже успело породить анархию и " черный рынок".

Термин " социальная" означает, что экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных задач.

Эффективное функционирование любой модели экономической системы достигается на основе создания благоприятной институциональной среды, которая представлена набором правил, учреждений, организаций.

Так, социальная рыночная экономика невозможна без соблюдения экономического и социального порядков.

Экономический порядок включает:

• порядок, регулирующий право собственности;

• денежный и валютный порядок;

• конкурентный порядок;

• порядок, регулирующий внешнеэкономическую деятельность.

 

Таким образом, экономический порядок – это правила, регулирующие организационное строение экономики, а также совокупность институтов, ответственных за придание экономике определенной организационной формы.

Социальный порядок – это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения.

Социальный порядок охватывает:

• порядок в сфере труда;

• порядок в системе социального страхования и социальной помощи;

• имущественный порядок;

• жилищный порядок;

• экологический порядок и т.д.

Социально-ориентированной смешанной экономике присущи различные модели, обусловленные национальной спецификой, некоторые из них будут рассмотрены ниже.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.