Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-религиозные искания Вл.Соловьева, В.Розанова, Г.Флоровского и др.






Русский религиозно-философский ренессанс начинается на рубеже XIX–XXвв. Предпосылкой этого движения стали: философский элемент православной мысли, творчество русских романтиков и славянофилов, Чаадаева, Гоголя, Достоевского, метафизика всеединства Вл. Соловьева. Существенную роль в становлении этого движения сыграл и социальный фактор: разочарование русской интеллигенции в политическом радикализме и материализме (особенно после революции 1905 г.).

В 1905 г. в Москве было создано Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева. В 1909 г. выходит знаменитый сборник «Вехи», авторы которого ставили перед собой задачу повлиять на настроение интеллигенции, придать ей новые культурные, религиозные и метафизические идеи.

Василий Васильевич Розанов родился в 1856 г. в Костромской губернии в семье мелкого чиновника. Трудное детство. По окончании гимназии поступает в Московский университет на филологический факультет. Почти десять лет преподавал историю и географию в Брянской прогимназии и Елецкой гимназии.

Талант Розанова ярок и многогранен, стиль его произведений неподражаем. Но каково место Розанова в русской философии? Что составляет ведущую тему его размышлений?

Отечественную философию, по мнению Розанова, можно разделить на официальную, т.е. должностную, которой занимаются по службе, и философское сектантство – темные, бродящие философские искания. «Сектантская» ветвь русской философии не имеет научных декораций, но в высшей степени полна жизни и энергии, эта философия тесно связана с нашей литературой. Творчество Розанова всецело в этой философии.

Проблемы пола, семьи, брака, религии, культуры, христианства, иудаизма, язычества возникали у Розанова не из теоретических умозрений, а из собственной его судьбы, его жизненного положения. Из неразрешимой двусмысленности семейного положения (дети не имели прав, поскольку брак был полулегален) начинается жизненный, философский и литературный подвиг чиновника VIIкласса Василия Розанова. Борьба за семью привела к поиску религиозного, священного обоснования семьи. Итог поиска – священной субстанцией семьи может быть только религиозно осмысленный пол. Пол, по Розанову, – не функция, не орган, но всеобъемлющий принцип жизни. Смерть – есть феномен потери пола, кастрация мира. Брак побеждает смерть не иносказательно, а самим фактом.

Пол – это одновременно и теистическое, и космическое жизнеполагающее начало. Если брак религиозен, то потому и при том условии, что «религия» имеет что-то в себе «половое». Связь пола с Богом для Розанова куда бесспорнее, чем связь ума с Богом, Утверждение и освящение связи пола с Богом есть сокровенное ядро Ветхого Завета и всех древнейших религий. Христианство же разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жизни – смерть, на место семьи – аскезу, на место религии – каноническое право и морализирование, на место реальности – слова, рынок слов, газетные потоки слов, в которых обречена на гибель европейская цивилизация.

Духовное движение Розанова ориентированно наперекор фундаментальным ценностям европейской культуры. Он шёл от христианства к языческому «Апокалипсису», от религии «бессменного зачатого», а потому «бесполого» Сына к фаллической, рождающей религии Отца, шёл от идеологий и теорий к семье и быту.

У Розанова так и не сложилось философии в смысле последовательной, логически выверенной системы. Противоречивость собственных высказываний об одном и том же не смущает его. Наоборот, он настойчиво декларирует собственную субъективность. «Я давно про себя решил, что «домашний очаг», «свой дом», «своя семья» есть единственно святое место на земле, единственно чистое, безгрешное место: выше Церкви, где была инквизиция, выше храмов – ибо в храмах проливалась кровь».

Розанов не скрывает, что его позиция – позиция «русского обывателя», для которого эстетика или моралистическое «не нравится» могут спать решающим аргументом по отношению к любым идеям, институтам и событиям. Отсюда и постоянные колебания в оценке событий. Умер Розанов в Сергиевом Посаде в 1919 г. Перед смертью он соборовался и причащался, смерть и христианство для него сливались.

 

22. Эволюция лирического героя поэзии Блока (от «Незнакомки» до «Скифов»)

Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения». Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной период жизни. Блок называл свою трилогию «вочеловечения» романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы. Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период становления души. В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы: воспевание красот природы и поклонение перед женщиной. В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта: «алые зори», «розовые утра», «золотистые долины» и т. д. Герой-поэт ищет свой путь просветления, свою тему. Под влиянием философских идей Вл. Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность. Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры. Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл. Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское ӊ á чаӆ о, способное воскресить «старый мир». Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, «рабом Царицы». Дожидаясь ее прихода, он должен:

Светить в преддверье Идеала

Туманным факелом своим.

Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905–1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал «в храме», то сейчас – «в кабаке». Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки – «красивой и опасной», «влекущей» и «пугающей». Во второй книге трилогии возникает тема города и «страшного мира». Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто «слепых» людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс. Герой убеждается, что мир идет «путями зла». Душа героя «замкнулась в себе». Он оценивает окружающее как «балаган и позорище». Город, с его отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное на смерть, так как в нем нет души. Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит «из мрака» тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта. В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания:

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.