Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура комплексных занятий по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста






В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказ­кам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Для всестороннего знаком­ства детей с каждой из этих сказок педагогам и родителям предлагается пять конспектов занятий на следующие темы: «Слушаем сказку», «Рассказываем сказку», «Показываем сказку», «Читаем сказку» и «Рисуем сказку».

Задания сопровождаются не только предметными картинками, но и сюжет­ными. На цветной вклейке помещены изображения персонажей сказок и атри­буты, необходимые для проведения игр. Их необходимо вырезать, наклеить на картон или плотную бумагу (для прочности) и вырезать еще раз. Получившиеся фигурки персонажей сказки укрепите на подставках (образец изготовления дан на рис. 1, с. 21).

 

       
 
   
 

 


Цветные декорации подготовьте аналогично. Сделайте необходимые прорези для соединения персонажей сказок и необходимых атрибутов или смены декора­ций по ходу сюжета сказки. Для того, чтобы атрибуты и декорации прослужили дольше, предварительно наклейте скотч на предполагаемые места прорезей.

Первое занятие каждого цикла—«Слушаем сказку»—предусматривает знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Взрослый рассказывает

 

или читает сказку, одновременно выставляя на столе перед детьми де­корации и фигурки персонажей. После знакомства со сказкой необходимо по­говорить с малышами о том, что в ней происходит, уточнить, что они видят на картинках. Если у детей возникли вопросы по сюжету повествования или им оказались непонятны какие-либо обороты речи, взрослый обязательно должен все разъяснить и убедиться, что малыши поняли.

Затем взрослый сам задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки: каков их внешний облик, характер, о чем говорят их поступки? Взрослый может уточнить, кто из героев сказки понравился детям, а кто нет и почему. На этапе первого знакомства со сказкой вопросы взрослого помогут детям лучше запо­мнить сюжет и понять смысл народной сказки.

В первое занятие каждого сказочного цикла обязательно входят загадки. От­гадать их детям будет не очень сложно, так как малыши непосредственно перед этим обсуждали с взрослым характерные черты всех героев сказки. Заканчива­ется занятие игрой, во время которой дети употребляют новые слова или закреп­ляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанных с сюже­том сказки.

Второе занятие —«Рассказываем сказку»—начинается с коллективного пересказа сказки: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, ме­няя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помога­ет рассказчикам — указывает на ребенка, которому следует пересказывать оче­редной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает малышу наводящий вопрос.

Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, спо­собствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, па­мять и мышление. В рамках занятия также проводят подвижные игры, совер­шенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Следует отметить, что все задания и игры, включенные в занятие, непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.

Третье занятие — «Показываем сказку» — включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора.

В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или иг­рушки, посаженные в «зрительном зале». В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора».

После показа сказки на импровизированной сцене дети выполняют несколь­ко учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или арти­куляционная гимнастика. Затем детям предлагаются развивающие игры, в ко­торых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например умение рисовать или копировать голоса разных животных.

На четвертом занятии сказочного цикла— «Читаем сказку» —детей гото­вят к обучению чтению. Малыши знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку русской народной сказки. При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки с на­чальными буквами имен этих героев. После представления дошкольники вы­полняют задание по прописыванию этих букв.

Завершается занятие загадками «волшебного» барабанчика. В этой обучаю­щей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся

 

определять количество слогов в словах. Когда малыши овладеют этим навыком, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загад­ки друг другу.

Последнее, пятое занятие называется «Рисуем сказку». На нем перед деть­ми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения каранда­шом. Малыши помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для это­го разнообразные рисунки и графические работы.

Обязательным заданием на занятии является конструирование из счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.