Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, признаки и классификация государственных органов.






 

Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделённая компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

Признаки государственного органа:

1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.

2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своём составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.

3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.

4. Каждый государственный орган создаётся для выполнения определённых государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).

5. Наличие материальной базы – бюджетное финансирование, счёт в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.

6. Создаётся и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В свой деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено всё, что не разрешено».

Классифицируют государственные органы по следующим критериям:

1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

- законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);

- исполнительные органы: создают условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

- судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

 

 

2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

- федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

- органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Правительство Москвы, Законодательное Собрание Кировской области).

3. По порядку формирования:

- выборные (первичные) органы: избираются на определённый срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

- назначаемые (производные) органы: назначаются на определённый срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4. По способу принятия решений:

- коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

- единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

5. По месту в системе государственных органов:

- вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

- нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областное министерство образования перед правительством области).

Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (областное УВД является вышестоящим органом по отношению к районным УВД, но нижестоящим по отношению к МВД).

6. По территориальному масштабу деятельности:

- центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (ФСБ);

- территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

7. По характеру компетенции:

- органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

- органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определённой сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).

 

8. По времени функционирования:

- постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.);

- временные: создаются на определённый срок с определённой целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

 

Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

 

6. Форма государства: понятие и элементы.

 

Форма государства – это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из 3-х элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства:

1. Форма правления – это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передаётся; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет 2 формы правления – монархию и республику:

- монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передаётся по наследству, разделение властей не существует, монарх не несёт политической ответственности перед народом;

- республика: государственная власть принадлежит народу, передаётся представителям народа через выборы на определённый срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несёт политическую ответственность перед избирателями.

2. Государственно-территориальное устройство – это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет 2 формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную:

- унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция);

- федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют 2 уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и 2 уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3. Государственно-правовой режим – это элемент формы государства, который отражает совокупность приёмов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть:

А) демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм;

Б) антидемократические режимы:

- тоталитарный режим – предполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государственной власти, жёсткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарный режим – является переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970 гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определённую форму правления, государственно-территориальное устройство и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

 

7. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления – это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передаётся; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет 2 формы правления – монархию и республику:

1. Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передаётся по наследству, разделение властей не существует, монарх не несёт политической ответственности перед народом.

Виды монархий:

- абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх ни кем и ни чем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV);

- сословно-представительная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове);

- дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представитель-ного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 – 1906 гг.). Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время; монарх наделён правом вето;

- ограниченная – дуалистическая и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии – Великобритания, Испания, Голландия).

2. Республика - государственная власть принадлежит народу, передаётся представителям народа через выборы на определённый срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несёт политическую ответственность перед избирателями.

Виды республик:

- президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчётно, не имеет права роспуска парламента (США);

- парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчётно парламенту, характерно наличие должности премьер-министра как главы исполнительной власти (ФРГ, Италия);

- смешанная: содержит элементы парламентской и президентской республик (Россия);

- суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчётно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);

*советская – отсутствует разделение властей (СССР).

Таким образом, существуют различные виды монархий и республик.

 

8. Формы территориального устройства: понятие и виды.

Государственно-территориальное устройство – это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.

История государства выделяет 2 формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную.

1. Унитарное государство: территория состоит из административно-территориальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства, одноуровневая налоговая система (Франция).

Унитарное государство может иметь в своём составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания).

2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют 2 уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и 2 уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.

Виды федераций можно выделять по различным основаниям:

А) по принципу формирования субъектов федерации:

- национальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учётом проживания представителей определённой национальности или с учётом языка (Индия, Бельгия);

- территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учётом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);

- смешанные (национально-территориальные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия).

Б) по разграничению предметов ведения и полномочий:

- кооперативные федерации: имеют 3 сферы предметов ведения и полномочий – сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия);

- дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США).

В) по роли федерального центра:

- относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр – большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);

- относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр – большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).

Г) по статусу субъектов федерации:

- симметричные федерации: субъекты федерации равноправны (Бразилия, Австралия);

- асимметричные федерации: субъекты федерации не равноправны, некоторые из них обладают высоким правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто).

Конфедерация не является формой государственного устройства, т.к. не имеет в своём составе суверенные государства. Это форма межгосударственного союза.

Таким образом, унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство имеет различные виды.

 

9. Политический режим: понятие и виды.

Государственно-правовой режим – совокупность приёмов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть в рамках права. Виды государственно-правовых режимов: парламентаризм, абсолютизм, министериализм.

? Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно-правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни; опирается не только на право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

1. Демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентаризма). Это современные Россия, США, западноевропейские государства.

Формы демократии:

- прямая демократия: непосредственное участие населения в принятии государственных решений путём проведения всенародных выборов и референдумов;

- представительная демократия: деятельность выборных органов и выборных должностных лиц от имени и в интересах народа.

2. Антидемократические режимы.

А) Тоталитарный режим предполагает:

- всеобщий (тотальный) контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь);

- отсутствие реальных прав и свобод человека;

- террористические методы осуществления государственной власти;

- жёсткую цензуру;

- господствующую государственную идеологию и, как следствие, однопартийность;

- милитаризацию общественной жизни;

- выход государства за рамки закона, исходя из политической целесообразности.

Виды тоталитарных режимов:

- фашизм: полная ликвидация прав и свобод, уничтожение оппозиции, уничтожение инакомыслящих (Италия при Б. Муссолини);

- нацизм: дискриминация вплоть до физического уничтожения по признаку национальности (Германия при А. Гитлере);

- расизм: дискриминация по признакам расы (режим апартеида в ЮАР в 1970-е гг.).

Б) Авторитарный режим является переходным между тоталитарным режимом и демократией (СССР в 1970-е гг.), имеет следующие черты:

- ограничение реальных прав человека;

- ограничение роли выборных органов государственной власти;

- усиление роли исполнительных органов;

- отсутствие разделения властей в целом;

- наличие цензуры;

- может допускаться подконтрольная государству оппозиция.

Таким образом, политические режимы достаточно разнообразны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.