Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигофрении






Олигофрения (врожденная умственная отсталость, врожденное слабоумие, умственное недоразвитие) – группа различных патологических состояний, аномалий развития с врожденным и рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности. Термин “олигофрения” предложен E.Kraepelin.

Олигофрению в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития принято делить на идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия (греч. idiotea – невежество) – наиболее глубокое врожденное слабоумие. Больные с самого раннего возраста обнаруживают резкое отставание в развитии, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Научившись ходить, они передвигаются неуклюже, без содружественных движений рук и ног. Выражение лица у них обычно бессмысленное, иногда с оттенком довольства или гримасой злобы. Идиоты не различают близких, совершенно необузданны.

Имбецильность (лат. imbecilis – слабый) – тупоумие. Начальные периоды развития у этих больных свидетельствуют о значительном отставании. Ходить больные начинают в 2-3 года, у них постепенно, хотя и с большой задержкой, формируется речь. Речь взрослого имбецила отличается крайней бедностью словаря, аграмматизмами, затруднением в построении простых фраз, в некоторых случаях у таких больных отмечаются расстройства сексуального влечения, хотя в целом оно снижено. В период сексуального возбуждения они могут нападать на женщин с целью изнасилования, но особенно часто совершают сексуальные действия в отношении малолетних девочек и мальчиков.

Дебильность (лат. debilis – слабый, хилый) – легкая степень олигофрении. Такие больные с детства обнаруживают отставания в развитии, позже начинают ходить, говорить. Фразовая речь формируется к 3-4 годам, зачастую у них долго отмечаются дефекты артикуляции. Иногда они поступают в массовую школу, но учатся очень плохо, не могут полноценно осмыслить даже простой учебный материал. Будучи легко внушаемы, они нередко становятся участниками противоправных действий в различных социальных группах, участвуют в хулиганствующих группировках.

Выделяют также, преимущественно за рубежом, пограничную умственную отсталость. В советской психиатрии и дефектологии предпочитают говорить о задержке психическогоразвития, подчеркивая обратимость, возможность компенсации интеллектуального дефекта в этих случаях.

Психозы. Кроме декомпенсаций, у олигофренов иногда возникают заболевания с психопатологической симптоматикой. У больных олигофренией описывались психозы.

Реактивныесостояния. Особое место среди психозов при олигофрении занимают реактивные состояния. В их происхождении имеет значение взаимодействие патологически измененной психики и психической травмы. Олигофрения предрасполагает к психогенным расстройствам и накладывает отпечаток на их клиническую картину.

Судебно-психиатрическая оценка

 

Лица, страдающие олигофренией, составляют около 8% направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу. Обычно это обвиняемые, но могут быть и потерпевшие, истцы и ответчики.

Экспертиза обвиняемых и осужденных. При судебно-психиатрической экспертизе больных олигофренией чаще всего требуется определить вменяемость обследуемого. Идиотия и имбецильность всегда обусловливает невменяемость, но такие больные встречаются в практике экспертизы исключительно редко. Эксперту-психиатру приходится иметь дело лишь с дебильными личностями.

Оценка вменяемости при дебильности сложна и неоднозначна, вместе с тем среди правонарушителей умственно отсталые встречаются нередко.

Аггравация при олигофрении. Еще А.В.Говсеев (1894) обратил внимание на парадоксальный факт, когда действительно слабоумные при случае симулируют слабоумие. Возможны случаи истинной симуляции, при которых умственно отсталые изображают симптомы, обычно не свойственные олигофрении (жалуются на “голоса”, “припадки” и т.д.).

Меры медицинского характера в отношении невменяемых олигофренов должны быть дифференцированными. Следует учитывать глубину интеллектуальной недостаточности, выраженность и характер эмоционально-волевых расстройств, особенности и повторность правонарушения. Лица с эксплозивными, дисфорическими нарушениями склонны к повторным опасным действиям, их поведение плохо корригируется, поэтому следует рекомендовать направление таких больных на принудительное лечение в специальные психиатрические больницы. Такие же меры следует принимать в отношении дебильных личностей с расстройствами влечений, особенно сексуальных, поскольку опасные действия они зачастую совершают многократно при явном снижении способности регулировать свое поведение. При иных типах нарушений эмоционально- волевой сферы применяют принудительное лечение в общих психиатрических больницах и иногда лечение на общих основаниях.

ПСИХОПАТИИ

Психопатия - стойкая аномалия личности с дисгармонией эмоционально- волевой сферы и своеобразным, преимущественно эффективным, мышлением. Психопатические особенности проявляются в детстве или юности и без значительных изменений сохраняются в течение всей жизни, они пронизывают всю личность, определяют ее структуру и обычно препятствуют полноценному приспособлению личности к окружающей среде. Так называемая триада признаков психопатии П.Б. Ганнушкина - тотальность, стойкость характерологических нарушений и изменения социальной адаптации - имеет особое значение в судебной психиатрии, где диагностические критерии должны быть особенно четкими.

По данным Б.В.Шостаковича с соавторами (1982), психопатические личности составляют около 7% учтенного в районном психо- неврологическом диспансере контингента. Они составляют 4-5% госпитализированных в психиатрические больницы.

Среди направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу психопатические личности составляют от 8 до 12%. При этом частота отдельных форм психопатий различна: истерическая психопатия – 42, 7%, возбудимая – 29, 2%, тормозимая – 10, 8%, паранойяльная – 4, 2% и остальные варианты – около 13%. Имеются данные о преобладании среди психопатических личностей мужчин – от 2: 1 до 3: 1.

Классификация психопатий

 

Собственно ни одна классификация полностью не удовлетворяет современным воззрениям, что свидетельствует о сложности и противоречивости проблемы. Можно говорить лишь о главных принципах группировки психопатий, которые, на наш взгляд, сводятся к трем положениям: во-первых, она должна опираться на клиническую основу и избегать социально-оценочных градаций типа “моральный-аморальный”, “лжец”, “мошенник” и т.д.; во-вторых, не имеется особых оснований стремиться к максимальной дискретности группировок, необходимо учитывать положение О.В.Кербикова о зыбкости границ между патологическими состояниями в области “малой” психиатрии; в-третьих, целесообразно пытаться объединить всевозможные мелкие бесчисленные варианты патологического характера в достаточно крупные образования, поддающиеся клинической и статистической характеристике.

Клинические особенности основных форм психопатий

 

Возбудимые психопатии. Ведущими характерологическими чертами этих людей являются повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злобностью, злопамятностью, склонностью к колебаниям настроения с преобладанием угрюмо-злобного его фона, мстительностью, вязкостью эффективных реакций; этим людям свойственна склонность к бурным проявлениям аффектов, часто по незначительным поводам, что проходит красной нитью через всю жизнь. Это чаще всего “недовольные всем и вся” люди, постоянно ищущие повода для придирок. Колебания настроения у них обычно обусловлены внешними причинами, может наблюдаться и повышенное настроение, но оно не достигает степени радостного отношения к жизни. Обычно возбудимые психопатические личности злобны, им недостает разумности и хладнокровной оценки ситуации. Многие психопатические личности этой группы становятся сварливыми спорщиками, вступают в спор по любому поводу, проявляют излишнюю горячность, стараются доказать свою правоту не столько логическими доводами, сколько попытками “перекричать” оппонентов. Свойственная им прямолинейность, отсутствие гибкости выливаются в непреодолимое упрямство. У некоторых вырабатывается своеобразная поза “борца за справедливость”, за “попранные права”.

Кроме этих основных свойств личности, характерных для возбудимой психопатии, возможны некоторые дополнительные черты, позволяющие выделить различные варианты. В одних случаях это дефензивные (эпилептоидные) черты: льстивость, педантичность, аккуратность, ханжество, злопамятность, жестокость, в других - несдержанность. отсутствие попыток скрывать свои чувства, некоторая театральность эксплозивных проявлений, склонность к слезам в состоянии возбуждения, т.е. особенности, внешне напоминающие истерические.

Истерическая психопатия. Истерические психопатические личности стремятся во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, поэтому их поведение демонстративно, театрально, лишено простоты и естественности. Им необходимо быть в центре внимания, чтобы о них говорили, ими восхищались, и для достижения этого они не брезгуют никакими средствами. Они не способны к длительному волевому напряжению во имя целей, не обещающих им немедленных лавров и восхищения окружающих. Истерическим психопатическим личностям свойствен “художественный тип мышления”. Их суждения крайне противоречивы, вместо логического сопоставления фактов и трезвой оценки действительности их часто занимают беспочвенные выдумки на основе по-детски богатой и необузданной фантазии. При кажущейся полной убежденности истерических психопатических личностей в своих фантазиях грань между реальным и фантастическим не исчезает полностью.

Паранойяльная психопатия. Лица с паранойяльной психопатией особенно склонны к сверхценным образованиям, что сочетается с малой гибкостью психики, подозрительностью и, как правило, с повышенной самооценкой. Выраженные сверхценные идеи и первые типичные паранойяльные реакции появляются обычно лишь к 20-25 годам. Однако и в более раннем возрасте обнаруживаются патохарактерологические особенности, указывающие на своеобразие эмоционально-волевой сферы. С детства им свойственны односторонние увлечения, сочетающиеся с упрямством, прямолинейностью. С возрастом эти конституциональные особенности обычно усиливаются. Психопатические личности становятся более косными, консервативными, ригидными; нетерпимость к чужому мнению перерастает у них в открытую враждебность. На фоне конфликтных отношений у психопатических личностей паранойяльного типа особенно обостряются недоверчивостью, подозрительностью, мнительностью. Таким образом, у психопатических личностей в неблагоприятных условиях по катативным механизмам может развиться паранойяльный бред, содержание которого тесно связано с психотравмирующими обстоятельствами (сутяжно-паранойяльное развитие, бред ревности. изобретательства и пр.).

Тормозные психопатии. В эту группу объединены психопатии с ведущими астеническими, психастеническими и шизоидными патохарактерологическими проявлениями; основанием для такого объединения являются тормозные, пассивные реакции на различные психотравмирующие события. У астенических психопатических личностей с детства наблюдается повышенная робость, нерешительность, впечатлительность. Присущие тормозимым психопатическим личностям патохарактерологические особенности часто препятствуют их адаптации в коллективе и способствуют созданию конфликтных ситуаций в семье, на работе и др. При конфликтах наступает психопатическая реакция с обострением чувства неполноценности, отказом от дальнейших действий, фиксацией на ипохондрических переживаниях.

Шизоидная психопатия. У этих личностей наряду с ранимостью, робостью, застенчивостью, некоторой инертностью в жизненных коллизиях отмечаются необщительность, интровертированность, склонность к внутренней переработке своих переживаний, затруднение контакта с лицами ближайшего окружения, склонность к фантазированию на далекие от реальности темы, некоторая холодность и сухость в отношениях с близкими, угловатость, чопорность в поведении. Выявляются также отсутствие чувства юмора, излишняя серьезность или сентиментальность, мечтательность и чувствительность. Они проявляют склонность к самоанализу, рефлексии.

Компенсация и декомпенсация патологического состояния - наиболее общие проявления динамики психопатий. Понятие декомпенсации имеет и судебно- психиатрическое значение, поскольку нередко определяет невменяемость.

Компенсация – благоприятный этап динамики психопатий, когда в результате развития вторичных факультативных характерологических черт, играющих защитную роль в отношении первичных облигатных особенностей, обеспечивается временная адаптация личности к микросреде. Это состояние отличается минимальными проявлениями патологических черт характера и удовлетворительными показателями ее социальной приспособленности. Следует подчеркнуть, что большинство психопатических личностей совершают противоправные действия в состоянии компенсации, что и определяет их вменяемость.

Декомпенсация психопатии характеризуется явным обострением, обнажением всех основных патологических свойств личности, временным или длительным нарушением имевшейся прежде социальной адаптации. Вместе с тем в это понятие обычно вкладывается не столько клиническая характеристика определенного состояния, сколько представление о механизме патологического сдвига. Как правило, декомпенсация становится следствием внешних психотравмирующих воздействий на психопатическую личность. Ее возникновение связано также с типологическими особенностями психопатии: условия, декомпенсирующие для одних вариантов личностной патологии, могут быть вполне адекватными и даже компенсирующими для других.

Психопатические (характерологические) реакции как форму динамики психопатий впервые выделяли П.Б.Ганнушкин (1927), Я.П.Фрумкин (1928), Е.К.Краснушкин (1929). Под психопатическими реакциями подразумеваются такие изменения личности, значительно усиленные характерологические черты становятся основным реактивным комплексом (Фрумкин Я.П., 1928).

По клиническим особенностям реакции можно разделить на два варианта. Одни из них полностью укладываются в определение психопатических реакций как изменений характерологических черт в пределах ресурсов личности (Фелинская Н.И, 1968). Это реакции, однозначные типу психопатий. У тормозимых усиливается отгороженность, вплоть до граничащей с аутизмом, с уходом в мир собственных переживаний и фантазий. У истеричных проявляются утрированная театральность поведения, демонстративность притязаний и домогательств с плаксивостью, склонностью к бурным эмоциональным проявлениям, самовзвинченностью и самопопустительству.

Второй вариант – неоднозначные типу психопатии реакции – заключается в том, что на фоне заострения постоянно присущих черт личности появляются иные формы реагирования, чаще истерические, агрессивно-взрывчатые, иногда астенические. Нередко возникают реакции, контрастные основному типу психопатии, например, астенические у возбудимых или агрессивно-взрывчатые у тормозимых.

Наряду с описанными вариантами психопатических реакций встречаются своеобразные формы реагирования, обозначенные М.Г.Ревенко (1967) как реакции по типу “смещения эффекта” (реакции – мимо). При большом эмоциональном напряжении возникают эффективные реакции, которые не сопровождаются осознанием потребности действия, ясностью представлений об условиях и средствах, необходимых для достижения цели, борьбой мотивов.

Расстройства влечений при психопатиях

 

В настоящее время встречается несколько синдромов нарушения влечений. Это сексуальные перверсии, патологические влечения к поджогам (пиромания), бродяжничеству (вагабодаж) и самоубийству (суицидомания). Указанные формы расстройства влечения нередко наблюдаются в судебно-психиатрической практике и создают значительные экспертные трудности. Рассмотрение липсомании и клептомании в качестве расстройств влечений клинически несостоятельно.

Судебно-психиатрическое значение

 

Проблема соотношения преступления и личности преступника существует с глубокой древности. Оставаясь криминологической, она затрагивает и судебную психиатрию, в первую очередь случаи психопатии. При биологизаторском подходе психопатия рассматривается как биологическое, конституциональное явление, результат неблагоприятной наследственности анте- и постнатальных повреждений мозга. Преступление тесно связывается с глубоко личными причинами.

Вторая точка зрения расценивает психопатию как следствие неблагоприятных влияний окружающей среды. Преступное поведение тоже обусловлено отрицательными внешними условиями.

Судебно-психиатрическая оценка

 

Психопатические личности, совершившие правонарушения в состоянии компенсации, а таких абсолютное большинство, признаются вменяемыми. Эта общепринятая точка зрения обусловлена представлениями о психопатии как аномалии личности, а не болезни.

В то же время до 3% подэкспертных психопатических личностей признаются невменяемыми. При разных формах психопатий число невменяемых различно: реже всего невменяемость бывает при истерической психопатии – около 1, 5%, чаще всего – при тормозимой, достигая 20%. Психопатические личности могут быть невменяемыми только в состояниях динамических сдвигов психопатии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.