Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические рекомендации по организации профилактической деятельности с детьми группы риска в условиях сельской школы






 

Опираясь на вышеизложенные материалы, нами были разработаны практические рекомендации для педагогического коллектива школы.

Для педагогического коллектива при работе с детьми группы риска необходимо использовать методики и упражнения, которые помогают расположить ребенка к общению с педагогом, например, сдержанные и доброжелательные фразы, обращения по имени к ребенку, отсутствие эмоциональных реакций на ребенка, а так же отсутствие привязанности, навязчивости, советов. Непринужденные беседы на различные темы, поиск интересов ребенка. Подчеркивание положительной деятельности ребенка, корректное объяснение ошибок. Создание для детей ситуаций успеха в образовательном процессе.

При работе с детьми социальный педагог руководствуется должностной инструкцией, в которую включены следующие виды помощи:

Социально – информационная; социально - правовая; социально – реабилитационная; социально – экономическая; медико – социальная; социально – психологическая; социально – педагогическая [35].

Своевременно и качественно проводить диагностику обучающихся с целью выявления возможных возникаемых проблем и при выявлении незамедлительно проводить профилактическую работу. Проведение профилактических занятий с детьми нацеленных на здоровый образ жизни, сохранения ценностей и соблюдения социальных норм принятых в обществе.

При работе с родителями социальный педагог выполняет информационную функцию, т.е. донесение необходимой информации до родителей на родительских собраниях или в дополнительно указанное для этого время. Информация которую социальный педагог доносит до родителей касается о развитии их детей, документации и льготах которые могут получить семьи. Так же в зависимости от ситуации привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, которая может выражаться в тренингах и мероприятиях. Тестирования и анкетирования для более точного анализа семейных отношений и взаимоотношений между родителями.

Выводы по II главе. Таким образом, профилактическая работа начинается социальным педагогом с изучения состояния проблемы. В этом социальному педагогу помогут существующие методы исследования такие как: методы наблюдения, опроса, тестирования и изучение документов, продуктов деятельности.

Перед началом проведения исследования необходимо учитывать системный подход, необходимо организовывать взаимодействие с узкими специалистами, например педагогом - психологом, инспектором полиции и т.д. Учитывать возрастные особенности детей, знания учащихся. Для выявления наиболее эффективных форм профилактики необходимо использовать в программе мероприятия, способствующие развитию компетентностей обучающихся направленных на улучшение девиантного поведения.


Заключение

 

Деятельность социального педагога с детьми группы риска в образовательном учреждении сельской местности проходит эффективнее при своевремнной диагностики, проведению профилактических и информационно - познавательных мероприятий по профилактике.

В связи с ростом социальных проблем, остро стоят вопросы профилактики детей группы риска. Совместная деятельность социального педагога и других специалистов работающих в профилактическом направлении будет эффективной при своевременном выявлении детей группы риска и незамедлительной работы по каждой из категорий.

В каждой конкретной профилактической ситуации социально- педагогической деятельности перед социальным педагогом стоит не только проблема выбора оптимальных и эффективных технологий и методов решения проблемы, но и предотвращения или ограничения негативных социальных явлений и их последствий.

Целью профилактики является не только предупреждение проблем и негативных явлений, но и создание условий для полноценного функционирования общества и жизнедеятельности детей группы риска.

На основе изученного опыта нами сделан вывод, что профилактическая работа социального педагога общеобразовательного учреждения сельской местности включает в себя: индивидуальное изучение ребенка, то есть выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей; оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Изученная нами тема исследования на примере профилактической деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении сельской местности вносит определенный вклад в развитие социально- педагогических знаний.


 

 

Библиографический список литературы

 

1. Богуцкая, Т. В. Социальное воспитание детей и молодежи в современных условиях / Т. В. Богуцкая // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012 г. / Алтайская государственная педагогическая академия [и др.; редкол.: С. Д. Каракозов и др.]. — Барнаул, 2012. — С. 31-33.

2. Болдырева, О. Девиантное поведение: социология, диагностика, профилактика / О. Болдырева, А. Гребенникова // Методико – библиографический сборник ресурсов. – М.: 2010. –196 с.

3. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. — М.: SvR-Аргус, 1994. — 208 с.

4. Валуевич, О. А. Ранняя профилактика социальных неблагополучий у детей " группы риска" в условиях малого города / О. А. Валуевич // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. — 2015. — № 4. — С. 73-89.

5. Вальце, М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска / М. Вальце // Развитие личности: Для профессионалов науки и практики. — М., 2003. — № 3 (июль-сент.). — С. 145-149.

6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога – М., 2001.

7. Василькова, Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов [педагогических] вузов / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. — М.: КНОРУС, 2010. — 230 с.

8. Воробьева, К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. — 2013. — № 4. — С. 45-49.

9. Гавриш, Е. М. Работа школьного социального педагога с неблагополучными семьями / Е. М. Гавриш // Социальная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 113-114.

10. Гиенко, Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения в процессе социально-педагогической деятельности / Л. Н. Гиенко // Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: коллективная монография / [авт. коллектив: Л. Н. Гиенко и др.]; Алтайская государственная педагогическая академия, Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий; [под ред. П. А. Шептенко]. — Барнаул, 2013. — Гл. 2. — С. 12-70.

11. Гиенко, Л.Н. Превентивные технологии в работе с подростками [Электронный ресурс] / Л.Н. Гиенко, С.Г. Притворова // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – № 1 Sp; URL: www.es.rae.ru/mino/157-452 (дата обращения: 18.09.2013).

12. Дементьева, И. Ф. Факторы риска современного детства / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. — 2011. — N 10. — С. 108-114.

13. Дементьева, И. Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И. Ф. Дементьева, С. А. Сопыряева // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 43-47.

14. Дементьева, И. Ф. Отношение молодого поколения к семье как жизненной ценности / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. — 2012. — № 1. — С. 97-103.

15. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 351 с.

16. Дронова, Е. Н. Социально-педагогическая деятельность по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних / Е. Н. Дронова // Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: коллективная монография / [авт. коллектив: Л. Н. Гиенко и др.]; Алтайская государственная педагогическая академия, Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий; [под ред. П. А. Шептенко]. — Барнаул, 2013. — Гл. 4. — С. 133-184.

17. Дронова, Е. Н. Формы работы с приемными семьями в Алтайском крае / Е. Н. Дронова //Современные социально-психолого-педагогические технологии в профессиональной подготовке в условиях модернизации высшего педагогического образования: материалы 4-й международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В. А. Сластёнина, 30-31 мая 2012 г. / Алтайская государственная педагогическая академия, Институт психологии и педагогики; Семипалатинский государственный педагогический институт; [под ред П. А. Шептенко; редкол.: С. Д. Каракозов и др.]. — Барнаул, 2012. — С. 174-179.

18. Думов, С. Б. Введение в педагогику отклоняющегося поведения: Учебное пособие / С. Б. Думов; Волгоградский государственный педагогический университет; Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Научно-исследовательский центр современных проблем воспитания; Под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 72 с.

19. Думов, С. Б. Проблемы становления системы социально - педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних / С. Б. Думов // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. / Рос. акад. образования (РАО). Южн. отд-ние; Волгоград. гос. педагогический ун-т. — Волгоград, 2004. — Вып. 17. — С. 78-81.

20. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская.-М.: Академия, 2004.

21. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах.- М.: Новая школа, 2009.- 368 с.

22. История социальной педагогики: Хрестоматия- учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 544с.

23. Клыгина, О. В. Основные программы деятельности социального педагога / О. В. Клыгина // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. — 2015. — № 4. — С. 4-41.

24. Ковалева, А. С. Создание толерантной образовательной среды в контексте реализации социально-педагогической деятельности / А. С. Ковалева // Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: коллективная монография / [авт. коллектив: Л. Н. Гиенко и др.]; Алтайская государственная педагогическая академия, Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий; [под ред. П. А. Шептенко]. — Барнаул, 2013. — Гл. 3. — С. 71-132.

25. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года).

26. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска (учебно-методическое пособие). - Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.

27. Крылова, Т. Работа социального педагога по защите прав ребенка: лишение родительских прав / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. — 2009. — № 5. — C. 33-44.

28. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса/А.С.Макаренко. – М.: просвещение, 1988. – 190с.

29. Мардахаев, Л. В. Подготовка социальных педагогов в России: опыт и проблемы / Л. В. Мардахаев // Социальная педагогика. — 2011. —№ 1. — С. 11-19. — Библиогр.: с. 19

30. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 797с.

31. Матвеева, О. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V- VI классов // Психол. наука и образование. — 2001. — N 3. — С. 57-79.

32. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

33. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп.- М.: Издательский центр “Академия”, 2005.- 200 с.

34. Овчарова, Р. В. Истоки трудного детства: учебное пособие / Р. В. Овчарова; Российская академия образования, Московский психолого-социальный университет. — Москва: МПСУ, 2014. — 248 с.

35. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 480 с.

36. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов вузов / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — 2-е изд., стер. — Москва: Академия, 2004. — 254 с.

37. Перечень нормативных документов социального педагога ИНФОУРОК– [Электронный ресурс] – Режим доступу URL: https://infourok.ru/perechen-normativnih-dokumentov-socialnogo-pedagoga-461905.html

38. Перечень нормативных документов, информационно- правовой портал ГАРАНТ. РУ – [Электронный ресурс] – Режим доступу URL: https://base.garant.ru/12116087/ 24, 05, 16

39. Попова, А.С. Воспитание толерантности у детей начальной школы как основа межкультурных отношений / А.С. Попова // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений материалы Всероссийской научно- практической конференции, Министерство внутренних дел Российской Федерации Барнаульский юридический институт, Барнаул, 2016.- С. 79-80.

40. Попова, А.С. Историческая память о Великой Отечественной войне в процессе воспитания младших школьников / А.С. Попова // Всероссийская научная конференция с международным участием “Историческая память молодежи о Великой Отечественной войне: социально- гуманитарные и психолого- педагогические аспекты исследования и формирования”, Барнаул, 23-24 апреля 2015. –С. 36-39.

41. Попова, А.С. Социальное воспитание детей группы риска: теоретический аспект / А.С. Попова // Пятая Всероссийская научно- практическая конференция молодых ученых, магистрантов, студентов с Международным участием “Актуальные вопросы педагогики и психологии образования”, Барнаул, 24-25 апреля 2014.- С. 202-203.

42. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: Учебное пособие / Под науч. ред. А. Б. Фоминой. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 126 с.

43. Сапрыкина, О. В. Подростки и родители с алкогольной зависимостью: особенности взаимоотношений в семье / О. В. Сапрыкина, Е. Н. Дронова // Социально-педагогические технологии в процессе подготовки педагога-воспитателя, социального педагога, педагога-психолога: сборник научных статей. Вып. 3 / Барнаульский государственный педагогический университет, Кафедра социальной и педагогической технологий, Лаборатория социально-педагогических технологий; [редкол.: Г. А. Калачев, А. Н. Орлов, П. А. Шептенко]. — Барнаул, 2008. — С. 141-146.

44. Свиридов, А. Н. Социально-педагогическое сопровождение программ социализации учащихся / А. Н. Свиридов // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы третьей международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 6 ноября 2014 года / Алтайская государственная педагогическая академия; [редкол.: И. И. Макарова, Е. Э. Кригер, Н. А. Сапронова]. — Барнаул, 2014. — С. 7-10.

45. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012.- 405 с.

46. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 416 с.

47. Стариков, В. Б. Специфика работы социального педагога с неблагополучной семьей в условиях сельской местности / В. Б. Стариков, П. А. Шептенко // Социально-педагогические технологии в процессе подготовки педагога-воспитателя, социального педагога, педагога-психолога: сборник научных статей. Вып. 3 / Барнаульский государственный педагогический университет, Кафедра социальной и педагогической технологий, Лаборатория социально-педагогических технологий; [редкол.: Г. А. Калачев, А. Н. Орлов, П. А. Шептенко]. — Барнаул, 2008. — С. 133-138.

48. Федяева, О. В. Документальное обеспечение работы социального педагога с детьми " группы риска" / О. В. Федяева // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. — 2015. — № 4. — С. 103-115.

49. Фомина, А. Б. Потенциал сельских поселений / Анеля Борисовна Фомина, Светлана Михайловна Гололобова // Народное образование. — 2011. — №3. — С. 88-90.

50. Шептенко, П. А. Семья, как ресурс социализации детей и подростков в деятельности социального педагога / П. А. Шептенко // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012 г. / Алтайская государственная педагогическая академия [и др.; редкол.: С. Д. Каракозов и др.]. — Барнаул, 2012. — С. 287-289.

51. Шептенко, П. А. Социально-педагогическая деятельность в условиях общеобразовательной школы / П. А. Шептенко // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы третьей международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 6 ноября 2014 года / Алтайская государственная педагогическая академия; [редкол.: И. И. Макарова, Е. Э. Кригер, Н. А. Сапронова]. — Барнаул, 2014. — С. 3-7

52. Шульга, Т. И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением / Т. И. Шульга, Х. Спанияярд, В. Слот // Социальная педагогика. — 2010. — № 3. — С. 109-121.

 


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.