Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние цвета на человека






" Жди меня и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди..." Почему в этом стихотворе­нии Константина Симонова, ставшем хрестоматийным, дожди —... желтые? Почему из всей палитры красок поэт вы­брал именно этот цвет? Это становится понятным, когда вспоминаешь народные приметы, ведь желтый цвет — цвет разлуки, измены. Точнее, перемены. И миллионы людей чувст­вуют точно так же. Что оз­начает тот или иной цвет? Ведь никем не выдумано, что красный, желтый, оранжевый цвета — " теплые", а синий, фиолетовый — " холодные". Мы просто так чувствуем. Поэтому нас не удивляет, что паруса у Грина — алые, птица у Метерлинка — синяя, карди­нал, стоящий за спиной монарха — се­рый, а кровь у аристократов — голубая. Можно привести еще десятки приме­ров того, как различные образы, явле­ния, события мы " окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди в раз­ных странах, не сговариваясь, одни и те же явления " раскрашивают" одинако­выми красками. И везде наши физиологические реакции одинаковы. Во всем мире люди от гнева багровеют, от горя чернеют, а от зависти зеленеют. И никак не наоборот!

Как на­учиться понимать логику цвета? В са­мом деле, почему мы — совершенно " нечаянно"! — выбираем ту или иную одежду, помещение, останавливаем взгляд на том или ином человеке? Ма­гия цвета — то, чем мы все пользуемся, хотим того или нет, одеваясь во что-то, покупая покрывала и занавески, выби­рая обои и ковры... Мы видим цвета одежды окружающих нас людей, заме­чаем и тон губной помады, и оттенок камешков в сережках или бусах. И на­ше подсознание принимает все это во внимание, выдавая ответ: " нравит­ся" — " не нравится".

В специальной литературе можно прочитать, что " ме­таболизм клетки контролируется эмис­сией фотонов", что " цвет является спе­цифическим раздражителем глаза и при его воздействии на зрительный ана­лизатор осуществляется фотостимуля­ция рецепторов сетчатки", что глаз " за­водит биологические часы, заложенные в таламусе, гипоталамусе и эпифизе".

Этими вопросами занимались Питер Мандель, Фриц-Альберт Попп, доктор Вендель

 

Рисунок 4.1. Шкала электромагнитных излучений.


Выше было показано, что свет — это набор элек­тромагнитных волн разной длины. Смотри рисунок (4.1.) А длина волны определяет ее цвет. Элект­ромагнитные волны взаимодействуют с нашими энергетическими структура­ми — усиливают или подавляют их виб­рации. Понятно, что волны разной дли­ны (разные цвета!) по-разному влияют на те или иные органы человека, его психику. В специальной литературе можно найти таблицы, схемы и графики воздействия электромагнитных волн разной длины на микроорганизмы и растения, на человека.

Действуя на радужку глаза, цвет возбуждает определенные рецепторы. На этом основана диагно­стика по радужной оболочке глаза, по ней можно " прочитать" болезнь любого из органов. Оно и по­нятно, ведь " радужка" рефлекторно связана со всеми внутренними органа­ми и, разумеется, с мозгом. Отсюда ясно, что тот или иной цвет, действуя на радужную оболочку глаза, тем самым рефлекторно воздей­ствует и на жизнедеятельность органов нашего тела.

Немного о механизме цветотерапии. Здоровая клетка имеет " здоровую" виб­рацию с определенной длиной волны. Когда клетка заболевает, ее вибрация изменяется. Вспомните о резонансе. Именно он и ис­пользуется в цветотерапии — " облуче­ние" клетки соответствующим цветом (то есть электромагнитной волной опре­деленной длины) " навязывает" ей " здо­ровую" вибрацию.

Цвет — это не только физика, но еще и психология, и поэзия. Знание и понимание " азбуки цвета", логики его влияния на нас обогащают и раскраши­вают жизнь, делают ярче палитру на­ших чувств и отношений с людьми.

Пристрастия к тем или иным цветам позволяют лучше понять, что нами дви­жет, как мы мыслим, что лежит в под­тексте тех или иных поступков — в под­тексте, который люди сами порой даже не осознают.

Красный — цвет муж­ской энергетики. В алхимии он симво­лизирует " мужской принцип". Между прочим в Древнем Египте богов и муж­чин рисовали красной или красно-ко­ричневой красками, в древних племе­нах мужчины всегда раскрашивали свое тело красным, кирпичным цветом. Они же охотники — им нужна агрессив­ность, активность, сила. А красный — цвет раскаленного солнца и огня. Муж­ская психофизиология " работает в уни­сон" с вибрациями красного цвета. Красный — это гнев, ярость, секс, мощь. Синий же, напротив, — цвет
женской энергетики. По христианским канонам синий — цвет Царицы Небес­ной Девы Марии. Синий мы подсозна­тельно ассоциируем с покоем и беско­нечностью, он успокаивает и расслаб­ляет. Это цвет пассивности. Женщина ведь призвана играть пассивную роль — она поддерживает огонь в оча­ге, воспитывает детей. И в диких пле­менах женщины, как правило, раскра­шивали свое тело именно синими или желтыми красками. Кстати, танцовщиц в Древнем Египте рисовали в голубых прозрачных одеждах.

Каждый чело­век имеет свой хромотип. Проще гово­ря, психофизиология каждого из нас со­ответствует определенному цвету. Ока­зывается, импульсивные холерики — это чаще всего " красные" люди. Сангвини­ки, как правило, желтые. Чувствитель­ные меланхолики обычно " синие", а флегматики " зеленые

Древняя восточная медици­на— аюрведа — делит продукты на " холодные" и " горячие". Пожуйте, на­пример, жгучую перчину — и вам ста­нет жарко, это " горячий" продукт. Вы­пейте в жару стакан сладкой воды — и вы поймете, почему аюрведа считает, что сахар обладает " холодными" свой­ствами. Так стоит ли тогда удивляться, что и его упаковки оформляются са­мым " холодным" из цветов — голу­бым?

Голубые одежды могут помочь при различ­ных заболеваниях кожи, а фиоле­товая посуда... уменьшит аппетит. Специалисты считают, что голубой цвет обладает болеутоляющими, анти­септическими и даже антирвотными свойствами. И поэтому сбивать высокую тем­пературу при заболевании. человека надо " холодными" красками — синей, голубой. А болезни, которые вызваны переохлаждением те­ла, можно лечить теплыми цветами — красным, желтым,

Об использовании синего цвета в лечеб­ных целях можно услышать чаще всего, когда речь идет о необходимости уменьшения каких-то процессов — на­пример, для замедления сердцебиения, для лечения диареи или бес­сонницы. Что касается бессонницы, то, видимо, синий тут способен помочь по­тому, что он умиротворяет и снижает возбуждение.

Логика магии цвета тут понятна: именно у хо­лодных красок надо искать помощь при необходимости что-то " охладить" — температуру, нервное возбуждение или аппетит. Нельзя не вспомнить и о том, что проститутки одеваются отнюдь не в голубое, а в красное белье. Видимо, для того, чтобы не охлаждать, а разогревать чувства?

Синий и голубой обычно вызывают ассоциации с интеллектом, с философ­ским образом мыслей. Понятно, что у аристократов — " холодных", умеющих владеть своими чувствами, и кровь спо­койного, холодного цвета — " голубая". А в жилах плебеев, которые не скрыва­ют вулкан своих страстей, свои ярость и гнев, раздражение и возбуждение, ко­нечно же, течет " красная" кровь, а не голубая водица!

О различиях между правым и левым полушариями головного мозга нам из­вестно еще со школы. Упрощенно гово­ря, правое полушарие — это интуиция, творчество, иррациональность, а ле­вое— логика, рациональные проявле­ния ума. Считается, что у женщин более развито правое полушарие, у мужчин — левое. К каким цве­там склонно правое полушарие мозга? Конечно, к " женским", холодным — си­нему, фиолетовому, белому. А левое полушарие тяготеет более к " мужско­му" — красному цвету. Не случайно в дамских романах томные девицы ждут рыцаря именно на белом (!) коне. А у мужчины-художника Петрова-Водкина мальчик купает коня красного(!).

Мало того, оказывается, полушария мозга психологически по-разному вос­принимают время. Правое — " синее" полушарие мозга несколько недооценивает скорость течения времени, ле­вое — " красное" — наоборот, переоце­нивает. Получается, синий цвет вроде как " медленный", а красный — " более быстрый". Логично предположить, что в окружении разных цветов мы по-раз­ному воспринимаем скорость течения времени. Если сильно упростить, то можно сказать так: в окружении красно­го время бежит, а в окружении синего оно медленно бредет.

Значит, если стены закусочной по­красить в красный цвет, то она за день " пропустит" больше посетителей. Мно­гие владельцы бистро знают это, однако они не понимают, почему так происхо­дит, полагая, что в окружении красных стен у посетителей просто возбуждается нервная система и повышается аппетит. На самом деле среди красных стен лю­дям кажется, что время бежит слишком быстро, что они опаздывают, что надо спешить-спешить-спешить... вслед за временем. Поэтому люди начинают бы­стрее жевать — они стремятся скорее проглотить пищу и бежать дальше по своим делам.

Правда, окрашивая стены в пурпур, владельцу закусочной надо подсчитать, стоит ли овчинка выделки, не придется ли в результате тратиться еще и на до­полнительную охрану заведения: ведь этот цвет может увеличить подсозна­тельную агрессию посетителей и коли­чество... драк.

Понятно, что в престижном дорогом ресторане более выгодны оттенки сине­го, голубого цветов. Ведь это заведение предназначено для неспешного отдыха. Чем медленнее будет течь время, тем дольше посетители засидятся в рестора­не, тем больше закажут еды...

О возбуждающем действии красно­го, наверное, знают все. Он усиливает беспокойство, волнение, нервное на­пряжение. Под воздейст­вием этого цвета действительно учаща­ется пульс, увеличиваются артериальное и внутриглазное давление, учащается дыхание. Очевидно, что именно этим цветом лечат ме­ланхолию, апатию, депрессию, " упадок сил". Считается, что белье красного цвета очень полезно при различных женских заболеваниях — уменьшает боли и напряжение. Психо­лог обращает особое внимание на то, что " чистый" красный цвет встречается не так уж и часто. Его нередко " подпус­кают" в черный, например. Мы порой и не замечаем, что очень стильное и со­блазнительное черное белье на самом деле — не совсем черное. Если пригля­деться, в таком черном " расплавлено" много пурпура, нередко под черный цвет " маскируется" темно-бордовый. Профессиональный художник покажет, как, например, из синего получить зеленый, а из желтого — синий. Профес­сионал высокого класса может назвать сразу несколько красок, при смешении которых получается тот или иной цвет". Это очень важное замечание для люби­тельниц выискивать в дамских романах " символы" цветов. Не все так однознач­но, как пишут в романах... Конечно, нельзя отрицать того, что красный — это " животная страсть". Но вот багряно-красный будет символизировать уже гнев, а светло-малиновый — любовь. Здесь мы переходим в категорию нюансов

Специалисты утверждают, что крас­ный цвет помогает вырабатыванию красных телец в печени при потере кро­ви, способствует выведению ядов из ор­ганизма. Считается, что красный цвет убивает вирусы, снижает воспаления в организме.

На древних китайских рисунках, ил­люстрирующих методы восточной ме­дицины, наши' внутренности — разно­цветные. Как узнать цвет того или иного органа?

Эзотерики различают в человеке не­сколько энергетических центров, кото­рые называют чакрами. Самая нижняя находится чуть выше промежности, верхняя — в районе " третьего глаза". Считается, что каждая чакра имеет свой цвет. Для того, чтобы определить его, достаточно вспомнить фразу, по кото­рой мы в детстве учили цвета радуги — " Каждый Охотник Желает Знать, Где Си­дят Фазаны (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый). Распределите эту радугу по телу снизу вверх. Самая нижняя чакра — красная, верхняя — фиолетовая. Если у вас хорошее воображение, вы сможете таким образом " увидеть" или просто приблизительно " высчитать" цвет каж­дого внутреннего органа. При этом ло­гично предположить, что самые " низ­шие" наши проявления, самые " гру­бые" чувства, в том числе сексуальные, должно быть, окрашены в красный цвет. А самые " духовные", самые " воз­вышенные" — в фиолетовый.

Не стоит " диагностировать" характер, настроение или намерения человека только по цвету его одежды. Конечно, если женщина предпочитает платья или костюмы какого-то одного цвета, возможно, она подсознательно пытает­ся добавить к своему характеру то, чего ей не хватает. Например, очень застен­чивая натура может одеться в ярко-красный костюм, стремясь таким обра­зом " зарядить" себя агрессивностью, на­пором. Но чаще бывает по-другому: де­ятельные, энергичные люди любят крас­ные, бордовые оттенки в одежде, по­скольку они соответствуют их характеру. Если хочешь понять окружающих, надо, конечно, обращать внимание на то, как они одеваются. Но куда полезнее на­учиться использовать цвет для коррек­ции собственного настроения и поведе­ния.

Учитывая особенности цвета, его влияние на человека, можно дать некоторые рекомендации по применению цвета в оформлении интерьера предприятии питания.

От удачно выбранного цветового решения торгового зала во мно­гом зависит психологический климат интерьера, тот эмоциональный настрой, который передается посетителю. К условиям, влияющим на выбор цвета торгового зала, можно отнести: ориентацию по стра­нам света и географическую широту; уровень естественной освещен­ности; пропорции помещения; возрастной, национальный состав посетителей; тип предприятия общественного питания.

Часто определяющим в выборе колорита становится замысел художника, его творческая манера, стилистические особенности его творчества.

Ориентация по странам света чаще всего сказывается на выборе цветовой гаммы торгового зала при избытке или отсутствии солнеч­ного освещения. Северная, восточная ориентация зала делает поме­щение сумрачным, в этих случаях более уместна теплая гамма. При юго-западной ориентации помещения обычно оно сильно пере­гревается солнечными лучами, что делает предпочтительным приме­нение цветов холодных оттенков.

Недостаточная естественная освещенность нередко имеет место в торговых залах некоторых крупных предприятиях питания. Так, только 50/о пло­щади торгового зала на 500 мест по форме, приближающимся к квадрату, имеет естественную освещенность в пределах, требуемых нормами. В связи с этим интерьеры таких предприятий стремятся вы­светлять, используя цвета с высоким коэффициентом отражения. Применение светлых «отступающих» тонов для потолка также спо­собствует смягчению неприятных пропорций больших помещений с низкими потолками. Зрительно «исправить» пропорции в этих слу­чаях можно путем окраски торцевых стен «выступающими» теплыми, насыщенными тонами, а продольных стен — «отступающими» свет­лыми, нейтральными или холодными.

Для предприятий питания с молодежным контин­гентом постоянных посетителей можно рекомендовать более разно­образные и насыщенные цвета интерьера. Если же преобладают по­жилые посетители, например в диетических столовых, желателен более сдержанный колорит торгового зала.

При выборе цветовой гаммы интерьера необходимо учитывать тип предприятия общественного питания. Так, в рабочей столовой надо создать цветовой климат, радикально отличающийся от цве­тового климата производственного помещения. Это способствует лучшему отдыху во время обеденного перерыва. Если рабочий тру­дится в ярко освещенном и шумном цехе, в обеденный перерыв ему необходима спокойная обстановка. Интерьер предприятия должен иметь нейтральный колорит без резких цветовых акцентов. Освещение желательно неяркое, лучше — рассеянным светом. Возбужденных напряженным ритмом работы людей могут утомлять пестрые кра­сочные сочетания.

Если рабочий выполняет однообразные, монотонные операции или же в цехе преобладают холодные и нейтральные тона, обуслов­ленные характером труда, то во время обеденного перерыва или после работы рабочим полезно побыть в ярком, насыщенном цветом помещении торгового зала столовой. В этом случае оформление за­водской столовой должно быть радостным, праздничным, а осве­щенность более высокой. Не случайно в шахтерских столовых ин­терьер делают ярким, красочным.

Необходимо заметить, что красочность интерьера должна дости­гаться не только за счет окраски стен, потолка, пола интенсивными цветами, но и путем использования ярких штор и портьер, броских декоративно-художественных изделий, обивкой мебели «звонких» цветов.

В интерьере столовых, обслуживающих трудящихся, занятых на работах в запыленной среде (угольная, коксохимическая, металлур­гическая промышленность), следует использовать цвета, которые бы подчеркивали чистоту. Такое впечатление производят поверхности с гладкой фактурой, окрашенные несмешанными красками или сме­шанными красками, но близко расположенными в цветовом круге. Применение чистых, насыщенных цветов рекомендуется также в общедоступных столовых и кафе, где эти цвета хорошо сочета­ются с разнообразной одеждой посетителей.

Выбор колористического решения интерьера ресторана или ве­чернего кафе в большой степени зависит от вкуса, творческой манеры дизайнера. Чаще всего цветовая гамма торгового зала этих предприятий питания сдержанная. Здесь широко применяются для отделки естественные материалы — дере­во, камень. На спокойном, близком к ахроматическому фоне хорошо смотрятся нарядные вечерние костюмы. Преобладание в интерьере цвета естественных материалов нейтральных тонов особенно умест­но в кафе и ресторанах, где хорошо просматривается окружающий пейзаж, а собственно интерьер лишь дополняет его.

В многозальных ресторанах часто используется прием «цветовой связи». Если в одном зале доминирует один цвет, например цвет стен, и его дополняют два других — цвет штор и пола, то в соседнем зале в качестве основного цвета используют один из двух последних.

Ремонт помещения торгового зала отнюдь не обязательно должен включать изменение цвета интерьера. Постоянство облика извест­ных ресторанов служит как бы символом стабильности высокого уровня обслуживания. Иного подхода требуют интерьеры столовых с постоянным контингентом посетителей (рабочие, студенческие, школьные). Здесь периодическое обновление цвета служит сред­ством устранения цветового однообразия, способствует более пол­ноценному отдыху во время обеденного перерыва.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.