Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства формы и понятие композиции.






Для того, что бы оценить интерьер, дать его идейно-эстетическую характеристику необходимо знать критерии оценки. Не достаточно сказать, что этот интерьер красив или некрасив, такая оценка не раскрывает даже самого общего эстетического содержания. Необходимо знать какие то категории, критерии оценки, расчленить качество и содержание интерьера на составляющие и уже суммируя их аргументировано говорить о достоинствах или недостатках интерьера. Дизайнер или художник, работая над созданием интерьера также должен руководствоваться этими категориями и знать, что же обуславливает идейно-эстетическую ценность данного интерьера.

Попытаемся выделить какие-то общие характеристики интерьера, исключив всякое практическое и эстетическое его содержание. Такими признаками являются: внешняя форма, соотношения, объемно-пространственное строение и материал, из которого изготовлены элементы предметной среды, стены помещения, интерьер которого мы рассматриваем.

Внешняя форма. Интерьер помещения, предметная среда представляют собой объемно-пространственные формы. Проектирование и восприятие формы основывается на объективных свойствах, присущих любым формам. Это геометрический вид формы, размещение ее в пространстве, закономерности ее восприятия.

Форма интерьера и его составляющих может быть симметричной и асимметричной. Симметрия – известный нам термин. Мы знаем, что симметрия присуща не только элементарному предмету, но и предмету, состоящему из нескольких частей.

Известны, зеркальная и осевая симметрия. Фигура человека – типичный пример зеркальной симметрии. Примерами осевой симметрии могут служить все тела (изделия) вращения, яблоко, груша и т.п. Симметрией мы называем одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств органи­зации формы.

На основе симметрии строится все многообразие ре­ального мира: и органические вещества, и флора, и фауна, и сам человек, а многие и многие орнаментальные моти­вы художники, как известно, заимствуют у природы.

Простейший вид симметрии — зеркальная симмет­рия левого в правом, верхнего в нижнем и наоборот. В этом случае одна половина формы является как бы зер­кальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется осью сим­метрии.

Ось симметрии не следует понимать букваль­но в виде некоей линии, каким-либо образом обязанной присутствовать на поверхности предмета или в плоскости. Эта ось мысленная, ее существование определяется наличием элементов (деталей), тяготеющих к такой воображаемой линии и создающих ощущение оси за счет одинакового расположения элементов по обе сто­роны от нее. Если ось будет выявлена слишком отчетли­во, то общее построение может развалиться на две мало связанных между собой части.

Ось симметрии может иметь различ­ные направления — вертикальное, горизонтальное, диаго­нальное, а также наличие одних и других одновременно.

Главной оси, объединяющей всю конструкцию, могут сопутствовать подчиненные оси, определяющие симмет­рию частей. При частом повторении осей воз­никает ритм. Ритмичные повторения чрезвычайно харак­терны для интерьера. Основная задача при использовании ритма — выбрать частоту повторения под­чиненных осей.

Система сооружения, интерьера, мебели связывается с организацией его функций, например плоскость симмет­рии — ось здания, помещения либо мебели — определяет обычно, местонахождение главного входа и начало основных потоков движения.

Говоря об осевой симметрии, нельзя забывать фигу­ры с центральной симметрией (круг, квадрат), где вся конструкция построена вокруг центральной оси. Один и тот же мотив перемещается несколько раз на определенный угол относительно центра.

Асимметрия — лишь отсутствие симметрии. Состоя­ние завершенности таких конструкций находится путем оптического уравновешивания их частей. Асимметрич­ные решения динамичнее симметричных, но и слож­нее для восприятия и соподчинения.

Асимметричная конструкция может складываться из симметричных частей, связь между которыми не подчи­няется закономерностям симметрии. Такой характер име­ют и многие природные формы — симметрии подчинены части, целое — асимметрично (например, листья и дерево в целом).

Геометрический вид формы определяется характером очертания, и ее размерами. По отношению к интерьеру это квадратные, прямоугольные, криволинейные, цилиндрические, сложные формы поверхности. Размещение формы в пространстве определяется по отношению к координатным осям и к зрителю. Форма в осях координат определяется параметрами интерьера - длиной, шириной и высотой. Зритель может рассматривать форму с разных точек зрения – охватывая взглядом весь интерьер или его часть, может меняться угол зрения, высота расположения наблюдателя и т. п.

Закономерности зрительного восприятия формы. Видимое человеком качество предметно-пространствен­ной среды не всегда соответствует действительности. Это связано с оптическими иллюзиями, причиной которых яв­ляются как физические свойства предметов, так и особен­ности бинокулярного зрения человека, его первичные ори­ентировочные навыки. При взгляде на сложное предметное образование че­ловек стремится свести эту сложность к какой-либо бо­лее простой, упорядоченной системе. Так, симметричные близко расположенные элементы воспринимаются как единое целое, асимметричные — как отдельные формы. Можно сказать, что симметрия обладает группирующим свойством. Восприятие объемно-пространственных форм во многом зависит от положения зрителя относительно этих форм. Нормальный угол зрения не должен превышать 50-60°, иначе будут искажаться размеры интерьера. Очень важно также выбрать точку зрения, т. е. положение на­блюдателя относительно предмета.

Соотношения. Как интерьер, так и любой предмет его составляющий, обладает размерами и реальной величиной. Они характеризуются и своими внутренними соотношениями. Например, в колонне улавливаем соотношение диаметра и высоты, в картине на стене ее размеры по отношению к размерам стен. Соотношение тесно связано с понятиями контраста и нюанса. Здесь контрастные или нюансные соотношения можно применить к любому предмету материального мира. Например, большой и маленький мяч - контрастны по размеру, контрастны по цвету красный и синий и т.п. В нюансных соотношениях, степень сходства или несходства, напротив, сближены. Например, по цвету: темно - синий, синий, светло - синий, голубой и т. д. или русские матрешки, постепенно уменьшающиеся по размеру.

Сопоставления могут быть разнообразны по величине, по пластической форме, по фактуре, текстуре и т. д.

Материал. В оформлении интерьера применяются разнообразные материалы, в большинстве своем, знакомые нам, узнаваемые. В последние годы появилось много новых отделочных материалов, иногда совершенно незнакомых, по внешнему виду не всегда узнаваемых. Иногда, чтобы определить материал приходится к нему прикоснуться, более внимательно рассмотреть. Поверхность каждого предмета отличается какими-то своими качествами, она может быть гладкой или шероховатой, полированной или рифленой. Более подробно о материалах, применяемых в оформлении интерьера, рассказано ниже.

Зная основные признаки, присущие любому предмету, любому интерьеру вне зависимости от его эстетических качеств мы приблизились к основной нашей цели - познанию того, что такое гармоничная форма, каковы ее признаки, как она создается.

Процесс создания гармонической формы, гармоничного произведения носит название «композиция»

Композиция (от лат. Compositio - сочинение, составление, соединение, расположение), представляет собой научную дисциплину, рассматривающую закономерности формообразования, расположения отдельных составляющих образа, его элементов и частей в определенной системе и последовательности – средство раскрытия идейно-художественного образа произведения.

Приемы и средства композиции известны давно и широко применяются в художественной практике: в архитектуре, литературе, живописи, музыке. дизайне.

Мастерство построения произведения, композиции состоит в умении художника организовать отдельные разрозненные элементы в единое целое.

Например, художник, намереваясь написать натюрморт, подбирает составляющие и располагает их в определенном порядке. Уже составление этого натюрморта является композицией. Установка света, выбор фона и, наконец, написание самого натюрморта с его корректировкой также является композицией.

Или, другой пример - художник на пленере, пишет пейзаж, мысленно убирая одни деревья, заменяя другими, переставляя элементы, то есть, добиваясь завершенности произведения, его органичности, также работает над композицией. Этой работе художника помогает не только внутренняя интуиция, но и знание законов композиции.

Для успешного проектирования интерьера, необходимо знать основные закономерности композиции, и уметь пользоваться ее средствами.

Говоря о закономерности формообразования необходимо, прежде всего представлять свойства формы, ее положение в пространстве и т. п.

Интерьер помещения, предметная среда представляют собой объемно-пространственные формы. Проектирование и восприятие формы основывается на объективных свойствах, присущих любым формам. Это геометрический вид формы, размещение ее в пространстве, закономерности ее восприятия. Смотри выше.

При оценке или разработке интерьера можно выделить два вида композиций: фронтальную и пространственную.

Фронтальная композиция. Она характеризуется раз­витием формы по горизонтальной и вертикальной коор­динатам. Фронтальная ком­позиция воспринимается при движении зрителя по направлению к ней или вдоль нее. Это фронтальная проекция одной из стен интерьера.

Пространственная композиция характерна не только для интерьера помещений, но и для архитектурных, садово–парковых ансамблей, зон отдыха. В пространственной композиции элементы могут располагаться и, соответственно, восприниматься зрителем по вертикальной, фронтальной и глубинной координатам. Она является наиболее сложной из всех видов композиции, так как кроме композиционного решения составляющих элементов интерьера (мебели, оборудования, деталей озеленения и пр.) требует соблюдения закономерности их организации в единое композиционное целое.

Свойства и качества композиции. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: с одной стороны, как процесс дизайнерско­го творчества (формообразования), с другой — как резуль­тат этого творчества, т. е. готовую форму, образец.

Соот­ветственно, в процессе работы над формой дизайнер использует приемы и средства композиционного формо­образования, а для оценки хода проектирования или го­тового изделия пользуется свойствами и качествами ком­позиции.

К качествам композиции относят, объем­но-пространственную структуру, пропорциональность, мас­штабность, композиционное равновесие, симметрию и асим­метрию, статичность и динамичность формы, единство стиля, колористическое и тональное единство. Во всех определе­ниях композиции всегда выделяют единство и целостность формы, которые проявляются в таком качестве, как гар­моничность.

В процессе проектирования необходимые качества композиции обеспечиваются с помощью композиционных средств. К ним относят пропорции, масштаб, контраст, нюанс, тождество, метрические и ритмические повторы, пластику, а также группу средств, основанных на исполь­зовании цвета и тона, фактуры и текстуры материала.

К средствам композиции относят также и качества — состояния формы, такие как тектоника, объемно-простран­ственная структура, симметрия и асимметрия, статичность и динамичность.

Таким образом, средства композиции используются в процессе проектирования формы, при этом необходимо учитывать закономерности проявления каждого из них. При оценке композиции средства выступают и в роли критериев качества (масштаб оценивается масштабнос­тью, пропорции — пропорциональностью, симметрия — симметричностью и т. п.). В качестве объективных кри­териев оценки формы могут использоваться и такие фак­торы формообразования, как функции изделия, материал и его свойства, соответствие эргономическим и другим требованиям.

В процессе работы над формой изделия одновремен­но используется не одно, а несколько композиционных средств, так как они взаимообусловлены и связаны друг с другом. Например, симметрия, как правило, связана со статичностью, пропорции — с масштабом и т. п. Гармо­ничность и целостность формы достигаются обычно с по­мощью многих композиционных средств.

В методических целях суть каждого качества и сред­ства композиции лучше рассматривать отдельно.

Гармоничная целостность и образность формы. Гармоничность и целостность достигаются взаимо­связью и соподчиненностью законов и свойств компози­ции. Это пропорциональность, масштабность, композици­онное равновесие, единство характера формы всех элементов, колористическое, и тональное единство. Все это дает гар­моничную целостность формы, художественную вырази­тельность и эстетическую ценность.

Что же такое целостность?

Целостность формы — понятие, родившееся в сфере искусства, для которого естественен образный, метафори­ческий язык. Закон целостности вытекает из основного закона о целостности мира и его материальности.

В дизайне, находящемся на стыке искусства и техники, оно наполнено конкретным содержанием. Все элементы композиции находятся во взаимной связи и зависимости — это первое. Каждый элемент должен быть сам композиционно организован — это второе. Вместе все элементы должны составлять сис­тему, т. е. целостность.

Система — это соподчинение элементов главных, ме­нее значимых и второстепенных. Целостность художе­ственной вещи дает возможность сразу охватить ее еди­ным взглядом и одновременно определить в ней основную часть, вокруг которой размещаются менее значительные, но также необходимые элементы.

Главное и второстепенное в композиции. Основным законом композиции является выделе­ние главного композиционного центра. Выразительность предмета повышается художественным выделением в нем главной части, детали, которая легко становится за­метной на общем фоне окружающих или примыкающих к ней частей. Этот глав­ный элемент или группа элементов условно называется центром композиции.

Существует ряд приемов для выделения главного элемента либо группы элементов:

1 — главное по месту положения формы в простран­стве;

2 — главное по размеру формы;

3 — главное по структуре формы;

4 — главное по цвету.

Второй важной задачей является нахождение места расположения главного элемента в композиции. Центр происходящего размещается в наиболее видном месте (плоскости, пространстве). Он должен в первую очередь привлечь внимание зрителя. Это сюжетно-композиционный центр. В нем выражено идейное содержание всей композиции. При нахождении места сюжетно-композиционного центра важно найти соотношение сюжетного центра с размером плоскости либо с размерами простран­ства, в котором решается композиционная задача. Как выделить композиционный центр?

Более простым способом является геометрический центр:

1 — на пересечении радиальных линий в круге;

2 — на пересечении диагоналей в квадрате;

3—в прямоугольной форме центр, как правило, не­много смещен вверх относительно середины. Это связано со зрительным восприятием. Если компози­ционный центр будет совпадать с геометрическим, то со­здастся иллюзия падения. Расположение центра зависит от характера действия, направления движения, а также от общего идейного за­мысла. В то же время надо учитывать, что композиционный центр может находиться в любом месте пространства или плоскости, но единственным условием является то, что он должен быть уравновешен любым предметом (объе­мом), подходящим по смыслу, теме, стилю.

В сложной композиционно развитой форме наряду с главным композиционным центром, могут иметь место свои центры, но по силе выразительности они должны быть менее значительными, чем общий центр.

Можно сделать вывод, что объемно-про­странственная структура являются важнейшим началом, которое определяет качество всей композиции. Гармонич­ное решение будущего изделия и целостность компози­ции закладываются уже на стадии формирования объем­но-пространственной структуры. Добиться высокого уровня композиции дизайнер может лишь в том случае, если он вникнет в самую суть конструкции. Поэтому работа над формой должна осуществляться в начале проектирова­ния, когда выявляются конструктивная схема изделия, принцип его компоновки, т. е. размещение и взаимоувяз­ка основных элементов изделия.

Объемно-пространственная структура, являясь свойствами композиции, служит также и важны­м ее средством, так как с ее помощью закладываются основы качества формы.

Композиционное равновесие. Важным свойством композиции является ее равно­весие. Равновесие — такое состояние формы, при кото­ром все элементы сбалансированы между собой. Оно за­висит от распределения основных масс композиции относительно ее центра (центр — понятие условное). Равновесие может достигаться одинаковостью пра­вых и левых частей формы, основанной на симметрии, а также более сложным способом. Сущность его заклю­чается в том, что уравновешиваемые элементы компози­ции или группы их получают такую форму и обработку, что их выразительность выравнивается. Так, элемент не­большой площади, темной, глухой окраски может быть уравновешен другим — большой площади, светлой ок­раски и с наличием мелких деталей. Этот при­ем лежит в основе равновесия предметов с внутренней асимметрией. В ней отдельные элементы, имеющие свое композиционное построение (оси, ритм, центр), уравнове­шивают друг друга таким образом, что общее целое полу­чается зрительно устойчивым и статичным.

Композиционное равновесие не обязательно соот­ветствует лишь глубокой статической устойчивой не­подвижности. Оно может быть и динамичным, где внут­ренняя динамика или движение частей может создавать и впечатление неустойчивости, но не выходящей за рамки целого, и обязательно остановлено деталями, которые успокаивают внутреннее движение и не дают деталям вырваться за рамки композиционного простран­ства.

Композиции могут быть также статические, т. е. та­кие, где нет внутреннего движения. Как правило, впечат­ление устойчивости создается использованием совершен­ных геометрических фигур — равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов, арок, трапеций, а в объемных композициях — кубов, пирамид, прямых призм.

Эллипс, круг, шар, лежащий цилиндр придают компо­зиции динамику, так как эти формы неустойчивы.

Статичность и динамичность формы. Расчленение всего предметного мира на движущи­еся и неподвижные объекты обусловило наличие ста­тичной и динамичной композиции. Для статичной ком­позиции характерны закономерности симметрии и метрического строя, для динамичной — асимметрия и ритм.

В динамичной композиции всегда присутствует глав­ное направление движения — ось. Лишь вдоль нее может развиваться динамика движения. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных на­правлениях.

Приемы композиционного формообразования. Приемы композиции сами по себе не имеют абсолют­ной эстетической ценности. Средства композиции еще в древности служили не поверхностному украшению, а орга­низации материала в произведении, построению целесооб­разной, прочной, удобной формы. Композиция изделия — это художественно-выразительная система их формы и декора, обеспечивающая эстетически воспринимаемое пра­вомерное размещение всех частей и элементов (объемов, поверхностей, линий, цветов).

Если дизайнер пытается использовать один и тот же композиционный прием в проектирова­нии различных по назначению изделий, то его непремен­но постигнет творческая неудача. Форма изделия долж­на отражать его назначение, конструктивную основу и технологию производства. Носителями композиционных закономерностей являются: объемность, пространственность, прочность, массивность, плотность.

Работа над гармонизацией формы ведется после уточ­нения конструктивной схемы изделия, выбора материа­лов, установления функциональных размеров и эргоно­мических требований. С самого начала работы над формой дизайнер выявляет идею композиции, т. е. тот компози­ционный прием, который будет положен в основу, а затем последовательно развит.

Пропорции и пропорционирование. Пропорция, масштаб, контраст, нюанс представляют собой следующую качественную ступень закономерной организации формы и характеризуют эстетические досто­инства формы.

Под пропорциями форм понимают гармонические соотношения размеров частей, сторон, площадей и т. д. Пропорции определяют соотношение деталей между со­бой и предметом в целом. При определении пропорций границами отсчета являются места перелома формы, если она решается на основе светотени, либо линии стыков де­талей, если плоскостная композиция строится на основе контраста составляющих частей. Размерные от­ношения между элементами формы, т. е. пропорциональ­ность между частями и целым, служат важной основой, на которой строится вся композиция.

Форма элементов интерьера, в боль­шинстве случаев, представляет собой простые геометри­ческие фигуры. Для композиции элементов интерьера очень важно иметь выразительное соотношение длины и ширины, особенно если они повторяются неоднократно. При поиске соотношений длины и ширины элементов интерьера за ис­ходную фигуру может быть принят квадрат. Но квадрат­ная форма слабовыразительна, в ней нет контраста. Более выразительная форма — прямоугольник. Его можно стро­ить на основе квадрата и получать различные соотноше­ния длины и ширины.

Рассматривая практику пропорционирования, следует отметить метод построения прямоугольников со сложным соотношением сторон. Наиболее распространена и популярна пропорция или метод «олотого сечения» Метод «золотого сечения» («золо­тая пропорция», гармоническое деление) это деление отрезка АС на две части таким образом, чтобы большая его часть АВ относилась к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ, т. е. АВ: ВС = АС: АВ.

 

Следует заметить, что пропорциональные отношения являются важным средством композиции, влияя на со­подчинение элементов формы, ее динамичность или ста­тичность, зрительную устойчивость.

Масштаб и масштабность. Важным условием достижения гармоничности ком­позиции является определение правильной масштабности. В широком значении масштаб — это отношение, по­зволяющее определить неизвестную величину в соотно­шении с известной.

Под масштабностью предметного мира понимают со­размерность или относительное соответствие формы и раз­меров предмета его назначению и размерам человека.

Чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо, хотя бы подсознательно срав­нить размеры вещей с чем-то хорошо известным. В своей деятельности человек выступает как мера всех вещей. Поэтому архитектор при проектировании здания рядом с фасадом изображает фигуру человека в масштабе чер­тежа. Аналогично, создавая предметы быта, мебель, мы связываем их размеры с антропометрическими данными человека, а также средой, в которой они находятся. На­пример, немасштабными будут кровать для взрослого в детской комнате, низкие стулья в комнате с высокими потолками, крупногабаритные предметы в тесной комна­те и т. д.

Контраст, нюанс, тождество. Необходимым условием достижения гармонии яв­ляется соблюдение меры контраста, создание плавных пе­реходов между контрастирующими элементами.

Контраст-это наиболее распространенное средство выделения и повышения выразительности композицион­ного элемента. Он представляет собой резкое противопо­ставление характеристик, например темное и светлое, боль­шое и малое, простое и сложное, прямое и кривое, гладкое и шероховатое, плоское и рельефное, легкое и тяжелое, а также контраст по положению элементов в про­странстве позволяет избежать вялости и однообразия в худо­жественных решениях. Соединение нескольких противоположных характе­ристик может усиливать контраст. Так, светлая гладкая поверхность будет выглядеть более контрастной к тем­ному рельефу, чем светлая поверхность к светлому ре­льефу.

Выбор степени контраста определяется художником исходя из его чутья и художественного опыта. Очень силь­ный контраст может визуально разрушить предмет. По­этому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления види­мого.

В решении композиции большую роль играет нюанс, сущность которого заключается в плавном переходе ха­рактеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления. Он предполагает небольшое различие свойств. В композиции он неразрывно связан с контрас­том. Если контраст не дополняется тонкими нюансными переходами, он может огрубить форму, разрушить ее цело­стность. Нюанс — это последовательный переход от одно­го свойства к другому, например, от светлого к темному, от большого к малому, от простого к сложному. Художники используют также нюанс по форме, по положению в пространстве и т. д.

Если нюанс усилить, он может перейти в контраст. Если же его сильно ослабить, он окажется зрительно не­различимым, т. е. станет тождеством. Тождество — это равенство.

Тождество используется в случаях, когда имеют мес­то повторы одинаковых элементов, поэтому оно связано с теми средствами композиции, которые основаны на по­вторах.

Метрический повтор. Неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим рядом, или метром. Это средство композиции широко ис­пользуется при проектировании мебели, особенно корпус­ной.

Повтор как некий порядок начинает воспринимать­ся с того момента, когда количество элементов не улавли­вается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более воспринимаются как груп­па. Следовательно, при шести и более элементах на вос­приятие воздействует закономерность многократного по­втора.

Восприятие метрических рядов во многом зависит от сложности самих элементов. Например, объемные или слож­ные элементы вызывают ощущение многократного повто­ра раньше, чем плоскостные и простые.

Метрические ряды могут иметь различную слож­ность. Простые ряды основаны на одинаковых повторах одного элемента, в более сложных могут сочетаться, на­пример, три, четыре ряда или сразу развиваться несколь­ко метрических повторов.

При слишком большой протяженности метрическо­го ряда с одинаковыми элементами для достижения ком­позиционной выразительности отдельные элементы можно скомпоновать в группы. Тогда ряд усложнится и будут чередоваться не только элементы, но и их группы. На метрических повторах основано построение орнаментов.

Законы ритма проявляются в строении дерева, дея­тельности человека, работе машин и т. д. Именно поэто­му ритм и метр также относятся к основным средствам композиции формы.

Ритм может быть простым, основанным на повторе­нии одной и той же формы или слож­ным, основанным на повторении групп форм. Сложные ряды могут быть также образованы сочетани­ем нескольких простых рядов. Внутри ритмической сис­темы можно сформировать метрические ряды. Коли­чество мыслимых комбинаций бесконечно.

Активность ритма в композиции зависит от силы проявления самой ритмической закономерности. Если изменения чередований незначительны, ритм будет вы­ражен слабо. Наоборот, при остром изменении ритм мо­жет служить главным началом в композиции. Многое зависит и от протяженности ряда. Если он слишком ко­роткий, то не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Три элемента не создают впечатления закономерного повтора, поскольку воспринимаются как начало или фрагмент ряда.

В то же время чрезмерная длина ряда утомляет. Ощущение угнетающей монотонности нарастает особен­но быстро, когда ритмический порядок прост, а его акцен­ты активны.

Чтобы снять ощущение монотонности, используется прием остановки ритма, нарушения непрерывной после­довательности его ряда.

Ритмический повтор, или ритм, — это закономерность композиции, которая основана на постепенных количе­ственных изменениях в ряду чередующихся элементов.

Пластика формы. Пластичность, или скульптурность, — свойство любой формы. И то, как «вылеплена» эта форма, может оказать решающее влияние на облик предмета. Поэтому, сохраняя одну и ту же объемно-пространственную структуру, мы име­ем еще много возможностей видоизменять, варьировать эту внешнюю форму.

Мобильный телефон, например, может быть и круглым, и состоящим из плоскостей, «аморфным» и «кристалличе­ским» — и это при совершенно одинаковом его внутреннем устройстве.

Пластика характеризует особенности объемно-про­странственной структуры, определяет ее рельефность, на­сыщенность тенями и светом, форму перехода образую­щих поверхностей и линий. Пластичная форма имеет мягкие, плавные переходы образующих линий. Грани у такой формы заовалены или скруглены. Форма, у кото­рой нет пластичности, резкая, рубленая, аскетичная. Пластика связана и с тенями. У сложной формы часть поверхностей или элементов находится в зоне глубоких теней и контрастирует с освещенными, придавая объему графическую выразительность

Пластика формы и тенесветовая структура имеют особенно важное значение при достижении цельности ма­лых и миниатюрных форм.

 

Контрольные вопросы

1. Значение изучаемого курса для студентов технологов?

2. Что такое эстетика и как она соотносится с интерьером?

3. История возникновения эстетики как науки.

4. Модульные системы и пропорции в древнегреческой архитектуре.

5. Перечислите основные стили в архитектуре и искусстве.

6. Дайте характеристику основным стилям в архитектуре, искусстве.

7. Охарактеризуйте гармоничное произведение.

8. Что такое композиция, и ее значение в создании интерьера?

9. Что понимают под главным и второстепенным в композиции?

10. Что такое композиционное равновесие?

11. Опишите приемы композиционного формообразования.

12. Приведите примеры пропорций и пропорционирования?

13. Что такое масштаб и масштабность?

14. Что такое контраст, нюанс, тождество?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.