Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живое и мертвое. Анализ. Дальнейшие выводы. 3 страница






Учебник по биологии 25 лет назад написал: «Достижения биологии нашего времени позволили вскрыть новые черты, характерные для живых организмов, и на этом основании дать более подробное определение понятия «жизнь». Одно из таких определений принадлежит советскому ученому М.В. Волькештейну: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Сегодня по истечению этого времени проблем с понятием «жизнь» никак не уменьшилось, а наоборот увеличилось. Определение советского ученого не удовлетворяет многих ученых они приводят аргумент, что сами по себе белки и нуклеиновые кислоты не могут привести к жизни. (Более подробно об этом будет сказано ниже).

В.В. Коштоев в своей работе пишет: «Уже неоднократно делались попытки системного подхода к изучению Живого, т.е. к решению проблемы феномена живой материи. Эта глобальная проблема, как известно, включает в себя ряд также нерешенных до сих пор фундаментальных проблем, таких как возникновение жизни, эволюции живого, природа мышления и т.д. Понятно, что никакой подход не позволяет в настоящее время найти конкретные, исчерпывающие, ответы на все эти вопросы, но, используя системные информационные средства познания, можно попытаться хотя бы более четко сформулировать возможные альтернативные решения и уточнить направления и методы перспективных теоретических и экспериментальных исследований, которые позволили бы в будущем, если не полностью, то хотя бы частично решить проблему феномена Жизни. Но надо иметь в виду, что не исключена возможность того, что в рамках научного подхода, т.е. на формализованном уровне, эта проблема в принципе не поддается решению. Очевидно, что до того, как подойти к проблеме феномена человека, для " начала" надо попытаться понять суть такого феномена как жизнь вообще, понять ее место в Бытие, понять сущность живых систем. В работе делается попытка еще раз показать (с точки зрения автора, более убедительно), что живые системы, т.е. все живое, являются естественными информационными системами, и что живая материя, как и неживая - первична, изначальна, т.к. никакие известные физические процессы развития не могут привести от неживых систем к информационным, т.е. живым.»

В.В. Коштоев делает вывод, что все живое – это информационные системы, что эволюционный процесс живого на Земле является целенаправленным, т.е. информационным процессом. Да, сегодняшняя наука исходит из этого и считает, что в неживой природе не может быть цели (если исходить из этого, то в мире все должно быть хаотическим). Два мира: живого и неживого стоят порознь – в одном все целенаправленно в другом – хаос. А целенаправленно оттого, что живые системы имеют информацию. Почему-то все стремятся одной чертой разграничить живое и неживое: если есть информация, значит это живое. Но что мы понимаем под информацией? Частично в данной работе уже было высказано собственное представление: что такое информация. Здесь, чтобы стало яснее, нужно поставить вопрос: зачем нужна информация, для чего и для кого она служит? По-моему, у нее одна задача – способствовать, чтобы циклические системные движения повторялись, повторялся опыт предшествующей деятельности (повторение само по себе не происходит, поэтому и нужна информация, по которой идет возобновление с помощью участников системы необходимых процессов взаимодействий). Информация – это схема возобновления процессов, возобновление жизни предшествующих систем. Информация служит для того, чтобы можно было перейти к новым системам, так они могут выстраиваться на основании старых, поэтому они должны повториться, а без информации этого не сделаешь. Чтобы поддерживать жизнь новых систем, нужно поддерживать, повторять предыдущие циклические системные движения, чтобы они вышли на новую систему, следующий уровень развития. Новая информация новой системы отображает (фиксирует) схему, по которой будут повторять субъекты системы с постоянной регулярностью определенные движения, деятельность (информация только отображает последовательность определенных действий). Поэтому каждый субъект использует только свою информацию, которая выработалась в определенной системе. Например, у людей своя информация, с помощью которой они передают свой наработанный опыт, определенную схему деятельности (движения). Кроме людей, которые и создали схему (информацию), которым и нужно это повторение, чтобы ими созданная система жила – повторить ее, использовать уже никто не сможет. Информация пришла с человеком, с ним и уйдет. Даже среди людей понимание информации, созданные ими же, представляет затруднения. У каждого народа свой язык, свой образ жизни и он по-своему отображает свою деятельность, создания своих систем, т.е. создавал свою информацию на своем языке (с помощью которого записывалась, сохранялась информация). Язык людей - это их механизм информации, они с помощью языка передают свой опыт действий. Люди, имеющие другой язык, чтобы заполучить информацию, должны перевести ее на свой язык, понять, а потом эту схему движения нужно внедрить в свою деятельность. Информация должна быть воспринята, нужно знать, как ее применить, состыковать в нужную последовательность, чтобы она смогла быть задействованной – тогда она будет иметь силу. Информация только передает последовательность действий тех или иных субъектов, для которых предназначена. Если у людей возникают проблемы с передачей и пониманием информации (здесь самое главное, чтобы информация людей была одного уровня общественного развития, тогда информация будет восприимчива), то с другими субъектами биологического мира эти сложности усугубляются. Животные, живущие с человеком, стараются понять действия человека и некоторые из них использовать для своего блага. Например, кошки, собаки любят погреться у огня, но они никогда его не разожгут, так как эта информация не может быть воспринята животными. Люди миллионы лет передают опыт разведения огня, эта легко восприимчивая информация для всех людей, если не касаться самых современных способов, зажечь огонь с помощью электрических разрядов – далеко не все смогут это сделать, но если субъекты овладеют этой информацией и смогут ее применить, этот способ будет, повторяем, пока будет сохранена информация. А если взять мир, который создал нас и все биологические организмы, который стоит ниже нашего мира, но так сложно устроен, что мы еще многое в нем не понимаем, у них своя информация – очень не доступная для нас, но мы хотим овладеть ее, чтобы повторять некоторые важнейшие действия этого мира – организменного уровня. У этого мира свой язык, свой способ записывания информации, так как это их мир, они должны постоянно возобновлять свои циклические движения, чтобы их система жила (и мы вместе с ней). Они создали эту информацию, она им понятна, а нам нужно еще немало усилий времени, чтобы в ней разобраться. А пока человеку не удается повторить их опыт и создать в колбе биологическую жизнь. Ученые говорят, чтобы создать жизнь, колба должна быть размером с планеты (и не только колба с планету, где должны происходить циклические движения, где могли возобновиться процессы, и еще, чтобы в той колбе оказались те субъекты микромира, которые бы и сделали, повторили создание биологической жизни; здесь человек уже далеко продвинулся и часто использует мивкроорганизмы для создания многих вещей необходимые человеку – человек без них ничего бы не сделал, только микоорганизмы могут выполнить эту работу, это их мир они знают как это делать, потому что они владеют информацией). Но пока мы не расшифруем их информацию создания биологических организмов (жизни), мы не сможем точно сказать, что для этого нужно: где, как, в каких условиях можно повторить их опыт, возобновить их действия. У каждого мира свое обозначение информации, но суть информации у всех одна - служить повторению определенных действий, поддерживать постоянно циклические системные движения, т.е. свою жизнь.

Многие авторы информацию связывают только с живыми (биологическими) системами, потому что они считают, что определяющим свойством информации есть органическая неразрывная взаимосвязь понятия информации с управлением, функционированием самоорганизующихся и самоуправляемых систем. Сторонники этой концепции исходят из того, что информация не существует в неживой природе как таковая, сама по себе. Тем самым информация трактуется не как атрибут всей материи, а как функциональное свойство особого класса высокоорганизованных систем. Согласно этому взгляду, информация возникла вместе с жизнью. С позиций этой концепции и выделяется информационная форма причинности как особого вида детерминации, характерного именно для самоуправляемых систем. Информационная причинность не сводится ни к одному из известных ранее видов детерминации, качественно отличается от любого из них, если исходить из того, что «...информационный процесс представляет собой целенаправленное воздействие функциональной формы организации предметов или явлений, или их систем на другие предметы и явления (системы). Этот процесс не сводится к материальному и энергетическому воздействиям как таковым, хотя он тесно связан с ними» (М. Лейпольт. «К анализу сущности информации»).

А.М. Коршунов, В.В. Матвеев в работе «Теория отражения и эвристическая роль знаков» пишут: «Информация есть такое воспроизведение одной системой структуры другой, при котором она функционально выделяется и включается отражающей системой в процессы управления, жизнедеятельности и практики».

Э.П.Семенюк в своей работе «Информационный подход к познанию действительности» утверждает, что акцентирование функционального характера информации, т.е. ее неразрывной связи с процессами самоорганизации и управления, позволяет четко выделить качественную специфику информации, последовательно отличая ее от любого другого феномена действительности. И далее: " По нашему мнению, в неживой природе как таковой, самой по себе, информации нет: она возникает лишь там, где есть не только источник, но и приемник информационных сигналов, т.е. объект с достаточно высоким уровнем организации, возникает в результате их взаимодействия". Согласно Н.Винеру информация - это некое содержание (сведения), полученное из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Он также отмечал, что информация есть информация, а не материя и не энергия, тем самым принципиально противопоставляя информационные процессы физическим. По Семенюку информация - это отличная от вещественно-энергетических факторов сторона отражения, воспринимаемая материальными системами со степенью организации, достаточно высокой для ее хранения, переработки и дальнейшего использования в целях управления, и выражающаяся в упорядоченных сведениях о степени вероятности того или иного события из возможного разнообразия событий определенного вида. Многие авторы наделяют информационные системы специфическим системным качеством, ко-

торое заключается в ее способности воспринимать информацию, благодаря тому, что в ее состав включена информация определенного объема и содержания. Отсюда следует, что для того, чтобы такая реальность как информация проявила себя, необходимо наличие опять же информации, но другой. Иначе говоря, информация проявляет себя только при взаимодействии с другой информацией. Это обстоятельство лаконично охарактеризовал К.Ф. фон Вайцзекер посредством двух взаимно дополняющих тезисов:

- информацией является лишь то, что понимается;

- информацией является лишь то, что производит информацию.

В.В. Коштоев пишет: «С позиций атрибутивной концепции считается, что сама по себе упорядоченность некоторого материального объекта, в данном случае -" носителя" (информации), содержит в себе определенную информацию или является ею. Но всегда надо иметь в виду, что сама по себе любая упорядоченность, организация не яв-

ляется информацией. Организация может проявить себя в качестве информации только при " информационном" взаимодействии материальных объектов. Поскольку информация проявляет себя только в процессах, то можно утверждать, что информация есть характеристика, качество этих специфических процессов, а не той или иной структуры. Одна и та же структура или сигнал в одном случае могут нести информацию, а в другом – нет… Для того, чтобы управлять некоторым объектом (процессом) нужно знать текущие его параметры, знать оптимальные, нужные значения этих параметров, знать способ (способы), алгоритм, приближения текущих значений этих параметров к их оптимальным значениям. Иначе говоря, для реализации управляющих функций, система должна принимать информацию, иметь ее и уметь ее обрабатывать, т.е. система должна быть информационной. Способность к саморегулированию - свойство, противодействующее возрастанию энтропии, т.е. поступление и переработка внешней информации - есть способ борьбы с ростом энтропии».

Но не все воспринимают эту концепцию понимания информации, другие трактуют информацию, как неотъемлемое внутреннее свойство каждого материального объекта, т.е. как атрибута всей материи (атрибутивная концепция). Согласно В.М.Глушкову, " информация в самом общем ее понимании представляет собою меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы...". По утверждению А.Д.Урсула («Природа информации».) «Природа информации заключается в отраженном разнообразии, а количество информации выражает количество разнообразия. Движение этого разнообразия (увеличение или уменьшение) представляет собой информационный процесс».

Чтобы разобраться более глубоко в этом вопросе, нужно определить основные качества такой важнейшей сущности как система. Многие ученые объясняют, что каждый реальный материальный объект имеет определенную внутреннюю организацию: упорядоченность в пространстве и (или) во времени, т.е. структуру. Поэтому в современном понимании материя - есть единство вещества или поля, энергии и организации. Бесконечная совокупность предметов и явлений находится в самых разнообразных отношениях, связях, друг с другом. Связь - есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Любая форма связи имеет свое определенное основание, т.е. существенную объективную причину или причинность, которая обеспечивает образование и существование связи. Выделяются причины: материальные, энергетические и информационные. Тип, вид, причинности - определяет тип соответствующей связи, отношения и взаимодействия. Любые изменения реального объекта вызываются определенными причинами и обуславливают некоторые следствия. Следовательно, связи, вызывающие некоторые изменения реального объекта, являются причинно-следственными или детерминированными и обязательно предполагают определенную последовательность во времени развития этого изменения (взаимодействия). Разделяют причинности силовые, т.е. физические и информационные, которые характеризуются (выделяются) своей физической связи - это связи, причинность которых всегда можно описать известными законами физики и химии, т.е. в основе физических связей лежат физические причины. В информационных связях, естественно, также осуществляется перенос энергии и вещества, но кроме этого считается, что в этих связях переносится еще нечто, что называется информацией. Но что же ученые считают под системой – согласно В.И.Николаева, В.М.Брука существует, по меньшей мере, четыре таких свойства:

1-ое свойство /целостность и членимость/.

Система - это, прежде всего целостная совокупность элементов, т.е. с одной стороны это целостное образование, а с другой - в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты - элементы. Элемент системы - это объект, выполняющий определенные функции в системе, который в условиях данной задачи не подлежит расчленению на части. Элементами системы могут быть не только вещественные объекты, но также свойства и состояния, связи и отношения, фазы, этапы, циклы и уровни функционирования и развития.

2-ое свойство /связи/.

Связь как атрибут системы можно определить как физический канал, по которому обеспечивается обмен между элементами системы, а также между системой и окружающей ее средой, веществом, энергией и информацией, т.е. осуществляется то или иное взаимодействие. С системных позиций значение имеют не любые, а лишь существенные, системообразующие связи (отношения), которые с закономерной необходимостью определяют интегративные свойства системы. Системообразующие связи характеризуют такие взаимодействия между элементами системы, которые предполагают их одновременность существования.

3-е свойство /организация/.

Это свойство характеризуется наличием определенной упорядоченности, организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы - H(S), по сравнению с энтропией системообразующих факторов - H(F), определяющих возможность создания системы.

4-ое свойство /интегративные качества/.

Системе присущи интегративные (системные) качества, т.е. свойства, которые не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности, но зависят от их свойств.

Согласно общей теории систем - ОТС, любой объект есть объект-система! Выделение системы из среды - это акт достаточно произвольный в том смысле, что мир состоит из бесконечного множества иерархических систем и выбор критерия ограничения каждой системы зависит от произвольно выбранного системообразующего фактора или системных качеств. Систему нельзя в достаточной степени понять, не исследовав некоторое ее " окружение", которое вместе с рассматриваемой системой образует некую метасистему, выделенную по тому или иному критерию (критериям). (Г.М.Зараковский, В.В.Павлов. Закономерности функционирования эргатических систем).

В связи с тем, что любой объект есть объект-система, в общем случае каждый элемент системы также является системой, а с позиции рассматриваемой системы - некоторой подсистемой, которая в свою очередь, состоит из своих элементов и т.д. Поэтому в ОТС вводятся понятия членимости и вложенности систем. Любая система имеет не менее двух уровней членения: старший или нулевой - это сама рассматриваемая система, и младший или первый - элементы выделенной системы.

Физические системы могут существовать как некоторые целостные образования тогда и только тогда, когда мощность (сила) существенных системообразующих связей между элементами этих систем больше, чем мощность (сила) связей этих же элементов с окружающей средой. Отсюда следует, что мощность системообразующих связей элементов i-го (младшего) уровня членения системы всегда больше мощности таких же связей (i-1)-го(старшего) уровня ее членения.

Еще одной характеристикой системы является ее структура, т.е. устойчивая упорядоченность в пространстве и во времени ее элементов и внутрисистемных связей. Системы, как правило, обладают различными структурами. Порядок вхождения элементов в подсистемы и объединение подсистем в целостную систему образуют структуру членения системы. Структуры систем могут быть редуцирующие и деградирующие, стабильные и нестабильные (лабильные). По временному признаку выделяются экстенсивные структуры, в которых с течением времени происходит рост числа элементов; и интенсивные, в которых происходит рост числа связей и их мощности при неизменном составе элементов.

В общем случае каждый элемент системы обладает системообразующими свойствами, свойствами нейтральными по отношению к системе, а также сис-теморазрушающими свойствами. Последние свойства при вхождении элемента в состав системы обычно подавляются, однако такое подавление, как правило, не бывает полным. Эти свойства элементов и определяют дисфункции элементов, т.е. функции, негативно влияющие на функционирование системы, в которую они входят. Наличие определенных системообразующих факторов - СОФ, обуславливает возникновение системы. Причем, в каждой системе помимо ведущих СОФ основного уровня, как правило, играют роль и СОФ " нижнего" уровня членения. Причины, которые обуславливают возникновение системообразующих свойств элемента системы и подавляющие его системоразрушающие свойства, в общем случае, могут быть как внутренними, так и внешними по отношению к элементу. К системоразрушающим факторам относятся: внешние воздействия, развитие дисфункций элементов, возрастание энтропии.

Одной из самых важных характеристик системы является ее сложность. Понятие сложности почти не поддается формализации, и оценка сложности системы обычно производится существенно субъективно. Среди основных факторов, определяющих сложность системы обычно выделяют: число элементов, связей, разнообразие элементов и связей, число уровней иерархии систем. А.Н. Колмогоровым предложено оценивать сложность системы по объему оптимально-минимизированной программы (в битах), которая полностью описывает систему, т.е. ее структуру и функции.

Так объясняют ученые. А вывод можно сделать один: нефизических (не силовых, возможно в смысле не энергетических) систем в мире не бывают. Но авторы почему-то убеждают, что есть нефизические – т.е. информационные системы. или они может подразумевают, что системы могут быть физические – информационные и физические - неинформационные. Но, что авторы подразумевают под информационными системами, они называют это «нечто - что называется информацией». В.В. Коштоев в своей работе «Информационные системы и феномен жизни» в предисловии пишет, что никакие известные физические процессы развития не могут привести от неживых систем к информационным, т.е. живым. (Здесь не понятно как могут живые, информационные системы обходиться без неживых физических систем, именно на этих системах, а они могут быть только живыми - базируется, основывается, выстраивается биологическая жизнь, биологические системы; хотя автор оговаривает, что «в информационных связях, естественно, также осуществляется перенос энергии и вещества», но какую они роль там играют, т.е. энергия и вещество в информационных системах?). И далее: «Приводятся суждения о том, что основным, существенным качеством живых систем, как естественных информационных систем, является их имманентная системная способность (качество) к информационным, т.е. целенаправленным, взаимодействиям, которые в принципе отличаются от любых других видов взаимодействий: физических, химических и т.д. Этим и только этим живые системы принципиально отличаются от неживых систем. Поэтому естественные информационные (живые) системы, т.е. системы способные к реализации информационных процессов, могут иметь любую физическую природу своих структур, при условии, что эти системы будут термодинамические неравновесные, а, следовательно, динамичные и открытые… Все живое – это в первую очередь - информационные системы, а эти системы - первичны, изначальны, как и неживая материя».

Но, что же понимается под информационными системами? В.В. Коштоев в главе 2 «Информационные системы» пишет: «При попытке сформулировать строго формализованное определение понятия информационной системы - ИС, выявляется, что в настоящее время отсутствует общепринятое, исчерпывающее определение понятия информации». Далее он старается объяснить: «Все информационные системы есть целеустремленные системы, т.е. управляющие… Наиболее важные качества информации: как ценность и объем, также тяжело поддаются четкому определению. Как ценность, так и объем информации в большей степени, если не в основном, обусловлены поставленной субъект-системой целью. Эти качества, как и сама информация, как некото-

рая сущность, возникают (проявляют себя) только в процессе достижения системой некоторой поставленной ею цели. С позиций целеполагания эти качества допускают процедуру количественной оценки, но такая процедура редко бывает строго формализованной.

Детальный анализ всех способов проявления такой сущности как информация позволяет выделить два самых существенных момента.

1. Информация не может существовать в отрыве от некоторого материального носителя.

2. Информация может проявить себя только в результате функционирования некоторой информационной субъект-системы.

Основываясь на этих выводах, попробуем дать " очередное" определение понятия информации. Итак:

- упорядоченность в пространстве некоторых параметров двух взаимодействующих подсистем некоторой системы проявляет себя как информация тогда и только тогда, когда своеобразие и результат этого взаимодействия зависит от характера, специфичности этой упорядоченности.

Отсюда следует, что сама по себе организация, как некоторое качество объект-системы, не есть информация. Она может проявить себя как информация только в определенных, специфических процессах. Следовательно, можно утверждать, что только в процессе функционирования ИС (информационня система), как специфической формы существования материи, выявляется (наблюдается) такой специфический атрибут (качество) материи, как информация. И наоборот, наличие в данной системе подсистем с этим качеством материи, позволяет реализоваться информационной системе, как специфической форме существования материи.

ИС - это система, которая в ответ на воздействие внешней среды совершает действие (или совокупность действий), характер которого не объясняется (полностью или частично) всем множеством известных физических причин. Отсюда следует, что информация - это нефизическая причина любого движения материи

Поскольку информация является причиной специфических, информационных процессов, то, как уже отмечалось, безусловно между информацией и энергией должно существовать определенное сходство. Поэтому можно считать, что информация, как фундаментальная сущность, также обладает некоторыми, аналогичными в какой-то степени, характеристиками или свойствами».

Такая логика рассуждения В.В. Коштоева. С одной стороны информация - это нефизическая причина движения материи, а с другой – между информацией и энергией существует определенное сходство. На мой взгляд, информация это не движение материи, а ее лишь отражение. Информация это не самостоятельная субстанция, которая сама по себе что-то определяло бы. Поэтому она и будет оставаться – «нечто» под названием информация. Коштоев не мог отрицать связь информации с физическими системами, так как она на самом деле существует. Но Коштоев не смог сделать переход к пониманию, что физические системы – это тоже живые информационные системы, что неживых систем не бывает. Н. Винер по сравнению с Коштоевым принципиально противопоставил информационные процессы физическим, объясняя, что информация – это есть информация, а не материя и не энергия. Как получается просто! Но ничего не понятно, это практически такое же объяснение, что информация есть «нечто». Э. Семенюк дает похожее определение информации, что и Винер - информация, это не вещество, не энергия – это отражение, воспринимаемая материальными системами, поэтому они такие организованные – хранят, перерабатывают, используют информацию в целях управления. Если так понимать автора, то получается все поставлено с ног на голову - информация не есть отражение действия материального мира, а материальный мир есть отражение действия самой информации. Здесь вновь вознесли, но уже информацию, до Бога (хотя это понятно, почему так делается – что мы не знаем, мы говорим:: это так сделал Бог или природа). Но информация - это не Бог и не божественная сила. Информация не воспринимается теми, кому она не предназначена, а только теми, кто может продолжить работу системы, ее функционирование, возобновить ее циклические движения. Язык информации очень разный, способ (механизм) отражения физического мира, его взаимодействий, которые действуют (функционируют) в системе, только свой – это их созданная система, поэтому у них своя схема действий направленных взаимодействий, которые сами по себе не могут совершиться, а приводят их согласно схеме, т.е информации. Информация не может быть нечто иным, кроме отражения физического мира, и не может производить саму себя. Информация не проявляет себя через другую информацию (но, что понимать под другой информацией: у людей она своя, в молекуле ДНК - своя и эти информации абсолютно обособлены, и никак не действуют друг на друга, совершенно не восприимчива друг другом; а информацию так называемого физического мира мы вообще не представляем в какой она форме существует, мы даже не знаем что она существует и поэтому мы информацию относим только к биологическим системам). Информация воспринимается только через свой язык. Информация разных субъектов разного по уровню не воспринимается, она воспринимается одним полем действия, развития, субъекты которого смогут продолжить взаимодействия, которые они и установили в системе.

Коштоев утверждает, что сама по себе организация (упорядоченность в пространстве), как некоторое качество объект-системы, не есть информация. С одной стороны у Коштоева - информация не может существовать в отрыве от некоторого материального носителя, с другой стороны - информация может проявить себя только в результате функционирования некоторой информационной субъект-системы. С автором можно и согласиться, и не согласиться. Некоего материального носителя информации, который сам по себе, как объект нес ее, – нет. Нет упорядоченности, организации, которая несла сама по себе информацию. Носителем информации может быть только определенный субъект системы, которую он создал и для которой нужна информация (отражения определенных взаимодействий), но не может быть информация проявлением функционирования некоей информационной субъект-системы. Еще раз повторяю, что информация – это не субстанция, она не может быть самостоятельным субъкт-системой, т.е.информация не может сама по себе, самостоятельно совершать действия и обеспечивать всех некоей информацией.

Но без упорядоченности физического мира, когда был бы хаос, не могла бы никак проявиться, существовать информация – нечего было бы отражать. Отражать можно только порядок, последовательность циклических движений, которые нужно было устанавливать в своей системе и использовать в своем круговороте жизни. Информация – это есть отражение и повторение определенного порядка (упорядоченности), последовательности системных циклических движений. В этом и есть ее суть. Коштоев пишет: «…Информация это процесс " воспроизведения особенностей отражаемого объекта или процесса" в ФС (мертвая материя) и ИС (живая материя) происходит принципиально по-разному, подчиняется принципиально разным объективным законам. Это разные сущности Бытия, разные атрибуты материи. Поэтому процесс формирования образа (модели) в ИС корректнее было бы назвать отображением. Некоторые авторы отождествляют понятия: информация и отражение. Иногда термины " отражение", " отображение", " образ", " информация" понимаются как синонимы, используемые для обозначения одного и того же понятия. Очевидно, что такой подход к этой проблеме совершенно некорректен. Другие исследователи этой проблемы стараются так или иначе подчеркнуть качественное различие между понятиями отражения и информации. Например, это различие понимают как различие между субстратным и функциональным взаимодействием: " отражение как всеобщее свойство материи представляет собой субстратное взаимодействие, а отражение как информация (т.е. отображение, К.В.) является взаимодействием функциональным" (В.Д.Жирнов. Некоторые вопросы отражения и информации в биологии и медицине, Философские и социальные проблемы медицины.). Обсуждение этой проблемы подробно приведено, в частности, в книге Э.П. Семенюка «Информационный подход к познанию действительности», где автор приходит к выводу, что информация есть сторона, аспект тех видов отражения, которые связаны с управлением».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.