Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некрасов Н. А.






(1821-1877)

В основе поэмы " Кому на Руси жить хорошо" — мысль, которая преследовала поэта в пореформенные годы: народ свободен, но принесло ли это ему счастье? Поэма настолько многопланова, что рассматривать ее легче по частям. Во второй части в главе " О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос: можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он " голову снес полюбовнице и есаула засек", а потом " старцем в одежде монашеской" вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.
Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:
Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире чту только женщину,:
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника " скатилося... бремя грехов"...
Некрасов вторично, как и в эпизоде с Савелием, где мужики подняли бунт, вступает в спор с христианскими принципами всепрощения. От имени крестьян он оправдывает поступок раскаявшегося разбойника, считая, что в народной душе живет " искра сокрытая", которая вот-вот разгорится в пламя... В какой-то мере выразителем перемен, подспудного бунтарства является Гриша Добросклонов. Его нельзя назвать героем поэмы, поскольку он пришел из другой жизни, из мира грядущего, но именно он возвещает о новой жизни " всесильной матушки-Руси" и призывает жить не ради смирения, а во имя счастья -и справедливости.
Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей XIX и XX столетий, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастьем.

Тема любви: - Я не люблю иронии твоей (Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим, - Нам рано предаваться ей!)

 

Тема о назначении поэзии:

-О, муза, я у двери гроба! («На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу...»)

Тема народа:

-Тройка («Что ты жадно глядишь на дорогу», красивая, « На тебя заглядеться не диво», поживешь вволю, выйдешь за неряху-мужика, будет бить, не гляди на дорогу)

-Железная дорога В произведении народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе!
В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Сон Вани
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
Иное — картина пробуждения. Если ранее автор был патетичен, то здесь проявляется явная ирония. “На сцену” выходит папаша-генерал в довольно необычной для него роли — защитника эстетических ценностей!
Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Вот в каком почти в европейском плане предъявляет генерал обвинение уже не народу, а народам. “Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители
Вдруг появились - и он мне сказал:
“Вот они — нашей дороги строители!..”
Захохотал генерал!
Именно согласно генеральскому пожеланию и пониманию показывает автор “светлую сторону”: забитый и ограбленный народ везет на себе подрядчика, торжествующую скотину с этими его “шапки долой — коли я говорю! ” и “поздравляю”. Самая “светлая” картина оказывается в стихотворении самой мрачной...
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком “ура! ” по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
- В дороге Настоящая драматическая повесть открывается перед барином и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать. (Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!)
И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока он только слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения. ППУШКИН А.С. романтизм ( 1799-1837) – юность (лицейские годы, начало творческого пути), болезнь и лечение на юге (кавказский цикл), 1824-1826-сослан в Михайловское, 1830-сватовство к Н. Гончаровой, 1837-дуэль и гибель поэта. Политическая лирика, вольнолюбивая: Деревня (против крепостного права, любуется природой, но люди несчастны под гнетом «неумолимого владельца», «И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?»), -К Чаадаеву (вольность и борьба с самодержавием «Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой», или «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» или «И на обломках самовластья Напишут наши имена!») -Во глубине сибирских руд (посвящено декабристам «Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут» -Узник (сравнивает себя с орлом «Мы вольные птицы; пора, брат, пора! -Свободы сеятель пустынный («Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь») Судьба поэта: Поэт («Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел») -Пророк (" Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей») -Разговор книгопродавца с поэтом («И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра») -Туча (Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.)
Пейзажная лирика: К морю («Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой») -Зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный!» Любовь и дружба: Няне («Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»)
-К*** («Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты») -19 октября (Пущину, Дельвину, Вильгельму, Горчакову «Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет») -На холмах Грузии лежит ночная мгла («печаль моя светла; Печаль моя полна тобою») -Я вас любил («Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим») -Я памятник себе воздвиг (И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал) О смысле жизни: Зимняя дорога («Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик») -Анчар («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом») -Бесы (о тяготах жизни «Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне...») -Погасло дневное светило («Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило») ПАСТЕРНАК Б.Л. 1890-1960 -Февраль. Достать чернил и плакать (« И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.»)- Определение поэзии (« Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок.»- Во всем мне хочется дойти (« Во всем мне хочется дойти
До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.» -Гамлет (« Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.»
Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.) -Зимняя ночь

-Никого не будет в доме (« Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Не задернутых гардин.»)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.