Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическая психология






Представители Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Предмет изучения. Уникальная неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Основные теоретические положения Базируется на иерархии потребностей человека: физиологические потребности; потребности в безопасности и защите; потребности в общении и социальных контактах; потребности в признании; потребности в самоактуализации. Непригодность исследования животных для понимания человека.

Практика.Гуманистическая психология - современное направление в психологической науке. Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:

Основные целостные самоaктуализирующиеся личности. Этапы деградации личности.Поиск смысла жизни.

Вклад. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек даже будучи объектом исследования должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Трансперсональная психология

Представители К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Мacлоу, С. Грофф.

Предмет изучения.Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.

Психика - взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними. Транс персональная изучает измененные состояния сознания переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основные теоретические положенияКомплексы - это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Структура личности: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное

Практика. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течении жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но храниться в бессознательной сфере психики, и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств. Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время затрачиваемое на установление связи - вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.

Важной категорией Транс опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия - ZB. Опыт существования вне тела, телепатия. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Вклад.Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».

 

 

РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Педагогика с греческого «пайдос» - дитя, «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогес» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его вшколу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Далее, педагогика в общем смысле обозначала искусство «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Итак – педагогика стала наукой о воспитании и обучении. Именно поэтому ныне предметом педагогики считается воспитание и обучение человека.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, именуется дидактикой.

В современном обществе, совершающем переход от индустриального к постиндустриальному, информационному, особая роль отводится системе образования. Оно становится не только процессом и результатом приобретения знаний, умений и навыков в учебных заведениях или путем самообразования, но и процессом разностороннего развития человека, осознания себя в окружающем мире. Кроме того, приобретение знаний, умений и навыков является не столько важным для практической деятельности человека в настоящем, сколько становится необходимым для обеспечения гарантии устойчивости его положения в будущем, эффективного приспособления к постоянным изменениям в технике, технологиях, организации производства.

В узком смысле образование это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебных заведениях или путем самообразования.

В более широком социальном контексте под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире, творческой и моральной личности.

По утверждению выдающегося немецкого философа М. Хайдеггера, настоящее образование предназначено создавать, удерживать и возобновлять все богатство культурно-исторических и духовных ценностей, охватывать духовность человека в целом, открывать его сущность и достоинство, сохранять истину и тайну бытия.[1]

Таким образом, образование предопределяют не только знания, умения и навыки человека, но и его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Причем гармоническое сочетание знаний с личными качествами является главным моментом в процессе обучения и воспитания.

Выделяют четыре основных содержательных аспекта понятия образования: образование как ценность, образованиекак система (институт); образование как процесс; образование как результат. [2]

Ценность образования состоит в единстве государственной, общественной и личностной составляющих. Действительно, экономический, научный, культурный потенциал любой страны во многом зависит от состояния и развития национальной системы образования. Но в то же время государственная и общественная значимость образования неотделима от личностной ценности образования. Только высококвалифицированная активная личность способна в условиях конкурентной рыночной среды найти интересную высокооплачиваемую работу и обеспечить себе достойную жизнь.

Исходя из этого, переход в республике к новой образовательной парадигме на практике должен быть сориентирован на такие формы и методы обучения, которые бы в наибольшей степени учитывали интересы, способности и познавательные запросы личности. Современный процесс обучения направлен на учащегося (обучаемого), который является главным субъектом учебного процесса, способным к постоянному самообновлению и саморазвитию.

Образование как система включает в себя различного уровня и профиля (государственные и негосударственные) учебно-воспитательные организации и заведения, дошкольные и внешкольные учреждения, различные формы самообразования и другие звенья социальной системы общества. Более того, как отмечает академик Е.М. Бабосов, в широком социальном контексте образование представляет собой культурно-образовательное пространство, которое охватывает своими рамками не только отдельных индивидов, но и семью, группы учащихся, разнообразные учебно-воспитательные и внешкольные учреждения и организации, социально-педагогическую инфраструктуру (издание учебной литературы, специализированных журналов, проведение педагогических конференций, симпозиумов и т.п.), образовательные процессы в системе производства общественно-культурной жизни, разнообразные формы самообразования и др.[3]

Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания. Развитие и функционирование национальной системы образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами «Об образовании», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребенка», а также другими нормативно-правовыми документами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» национальная система образования включает в себя: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, самостоятельное образование граждан, повышение квалификации и переподготовку кадров.

В образовании как процессе передачи и усвоения знаний, умений и навыков и формирования разносторонней личности выделяют два главных взаимосвязанных структурных компонента: процесс обучения и процесс воспитания.

Первый, базисный составляет процесс обучения. Современный процесс образования должен отвечать таким критериям, как обучаемость, креативность (творчество), интеллект. Это выражается в том, что, во-первых, объем информации, который преподается, обязан соотноситься с индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков. Во-вторых, современное образование должно «конструировать» творческого человека, обладающего совокупностью способностей, знаний, умений, мотивов, благодаря которым он всегда нацелен в своей деятельности на создание новых материальных и духовных ценностей. В-третьих, продуктом современной школы должен быть интеллектуальный человек, отличительной чертой которого является наличие относительно устойчивой структуры умственных способностей.

Особые требования предъявляются также к методам обучения и воспитания. На первый план выдвигаются такие педагогические технологии, как педагогика сотрудничества, для которой характерно равноправное сотрудничество и партнерство между учителем (воспитателем) и учащимся (воспитуемым), и педагогика свободного воспитания, которая направлена на выявление творческих дарований человека. Целью такого обучения и воспитания является целостность развития, т.е. развитие всех человеческих качеств и свойств. Для такой образовательно-воспитательной системы характерно, прежде всего, саморазвитие как главное средство учебно-воспитательного процесса, которое реализуется через самостоятельную работу учащегося.

Эти педагогические технологии и, прежде всего, педагогика свободного воспитания тесно связаны с развитием Я-концепции - такой системы представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие внешних факторов. Индивид выступает при этом в качестве целостной системы, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой в процессе самосознания и самореализации.

Вторым важнейшим компонентом системы образования является процесс воспитания, который может быть изолирован от процесса обучения только в целях более углубленного его изучения. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях усвоения ею ценностей культуры и знаний, социального опыта, стандартов поведения, необходимых для подготовки индивида к активной трудовой, общественной и культурной деятельности. Воспитание является одним из необходимых условий продолжения, возобновления и развития общественного производства, всех сфер существования человека. Оно всегда неразрывно связано со специфическими особенностями каждой конкретно-исторической ступени развития общества, с господствующей в нем системой ценностей, стандартами культуры, морали, повседневного поведения людей.

Образование как результат оценивается на индивидуально-личностном и общественно-государственном уровнях. На индивидуально-личностном уровне результат образования обусловливается достижением обучающимися определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) и удостоверением этого соответствующим документом. На государственном уровне результат образования оценивается опосредованно на основе экономического, научно-технического и культурного прогресса страны.

Изучая систему образования, очень важным представляется вычленение основных социальных функций образовательной деятельности, выяснению их содержания, особенностей и форм проявления.[4]

Одна из основных социальных функций системы образования заключается в передаче подрастающему поколению накопленных знаний.Осуществляется она через деятельность семьи, дошкольных детских учреждений, школы, других типов учебных заведений.

Вторая важная функция системы образования состоит в том, что она обеспечивает преемственность социального опыта. Передаваемые от поколения к поколению знания, умения и навыки предстают перед современниками как предметно воплощенные человеческие усилия, нормы, эстетические вкусы, нравственные ценности, приемы мастерства, транслятором которых выступают обучение и воспитание. Закрепленный в знаниях, умениях и навыках человеческий опыт, осуществляясь в конкретных действиях, остается в настоящем, но одновременно актуализирует в себе прошлое и содействует формированию будущего.

Третьей важной функцией образования является усвоение ценностей господствующей культуры. Т. Парсонс отмечает, что, несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и к созданию культурных элементов, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать культурную систему. Дело в том, что главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколений, их всегда придерживаются относительно большие группы людей, в силу чего они и становятся доминирующей культурой данного общества. Поэтому каждый отдельный индивид, какими бы большими творческими способностями он ни располагал, только научается благодаря действию различных звеньев системы образования доминирующим в обществе образцам культуры, являющимся по существу «высокоустойчивыми структурными органами», органично связанными с «познавательными элементами действия» в сфере образования.[5]

Четвертая функция образования раскрывается в процессе социализации личности, накопления и развития ее духовного, интеллектуального и социального потенциала. Социализирующая функция образования воплощается в том, что вхождение формирующейся личности в мир социума в качестве активного и деятельного члена сообщества (общности) происходит через внедрение в структуру сознания и деятельности индивида распространяемых и усваиваемых в процессе обучения и воспитания знаний, умений, навыков, ценностей культуры и соответствующих им стандартов поведения. Социализирующая роль образования проявляется и в том, что те или иные его виды и ступени становятся особенно престижными на определенных этапах развития общества, побуждая детей и их родителей выбирать определенный жизненный путь формирующейся личности, связанный с приобретением профессии офицера, адвоката, менеджера и т.п.

Здесь мы подходим к вычленению пятой функции образования, которая содействует продвижению индивидов с определенным уровнем образованности к более высокому социальному статусу и оказывает тем самым существенное влияние на социальную мобильность в обществе.

Можно выделить еще одну важную социальную функцию образования, заключающуюся в том, что функционирование образовательной системы представляет собой специфическое капиталовложение в будущее. Определенный уровень образования не является неким предметом или вещью, которую овладевший этим уровнем человек может употреблять немедленно вместе с получением диплома. Такой уровень скорее представляет данному индивиду возможности, которые позволяют ему затраченные в годы учебы усилия реализовать в успешной деятельности по избранной профессии в будущем. Общество же в целом заинтересовано дать подрастающему поколению необходимый для его успешной и самостоятельной деятельности в будущем образовательно-интеллектуальный потенциал. Именно поэтому оно время от времени осуществляет реформирование системы образования в целом или его отдельных звеньев в связи с изменившимися социально-экономическими, социокультурными условиями.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования и воспитания основывается на следующих принципах:

- приоритет общечеловеческих ценностей, приобщение к ценностям мировой истории, воспитание граждан республики, уважающими политические, экономические и социальные права, культуру и традиции всех народов; национально-культурная основа с широким и глубоким приобщением к сокровищнице духовной и материальной культуры с целью развития самосознания и воспитания лучших качеств белорусов;

- гуманизм, обращение к конкретному человеку, уважение его способностей и интересов, возможностей свободной самореализации, а также установление взаимоотношений сотрудничества, заботы, заинтересованности и поддержка стремлений к улучшению жизни общества;

- экологическая направленность;

- научность, что обеспечивает устойчивость и постоянное совершенствование содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с достижениями науки;

- ориентация на мировой уровень образования, изучение и использование опыта развитых стран;

- связь с общественной практикой, что гарантирует взаимодействие образования с производством и социокультурной действительностью, способствует адаптации личности к разным формам жизнедеятельности общества;

- преемственность и непрерывность образования, когда соблюдается согласованность содержания и форм обучения и воспитания, создаются условия для перехода от одной ступени к другой и получения необходимость человеку знаний в любой период его жизни;

- единство обучения, духовного и физическогосовершенствования, которое обеспечивает целостное развитие человека, его физических, социальных и культурных сил;

- демократизм, через который устанавливается уважение и доверие между педагогами, учащимися и родителями, расширяются их права и возрастает ответственность, децентрализуется управление и достигается самостоятельность учебных заведений;

- светский характер, что обеспечивает одновременно обучение и воспитание в государственных учебных заведениях и защиту свободы совести и вероисповедания человека;

- поощрение таланта и образованности, создание условий для выявления и развития способностей людей, использование их на пользу личности и общества;

- обязательность базового образования как необходимого уровня для дальнейшего получения общего и профессионального образования;

- овзаимодействие семейного и общественног воспитания, повышение роли семьи в жизни человека;

- уважение к закону и общественной морали как условие свободной жизнедеятельности человека.

Различают общее и специальное (профессиональное) образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования.

Профессиональное образование представляет процесс и результат овладения на определенном уровне знаниями, умениями и навыками профессионально-трудовой деятельности, развитие специальных способностей и воспитание качеств личности, необходимых для этой деятельности.

Система непрерывного профессионального образования включает:

- профессиональный отбор - определение соответствия общеобразовательной подготовки, психологических данных и специальных способностей человека требованиям конкретной профессионально-трудовой деятельности. Осуществляется в диагностических центрах, профконсультациях и профориентационных пунктах.

- начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку рабочих массовых несложных профессий и младшего обслуживающего персонала в учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, профильных классах и школах, профессионально-технических училищах, на предприятиях.

- базовое профессиональное образование является основным видом подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах, лицеях, гимназиях и т.д.

- среднее профессиональное образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных рабочих по особо сложным профессиям или группам профессий и специальностей средней квалификации и осуществляется в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях.

- высшее образование направлено на подготовку специалистов высшей квалификации. Осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах, высших колледжах).

- подготовка научных и научно-педагогических кадров (послевузовское профессиональное образование) осуществляется через такие формы обучения как аспирантура, соискательство, докторантура.

- дополнительное профессиональное образование (переподготовка и повышение квалификации) - это образование, направленное на развитие творческих способностей и культуры личности, постоянное повышение квалификации и профессиональную подготовку граждан в соответствии с дополнительными образовательными программами на основе требований к профессиям и должностям.

Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляется для получения дополнительных профессиональных знаний и навыков, освоения передового опыта и получения новых профессий и специальностей в связи со структурными и технологическими изменениями на производстве, а также с учетом индивидуальных запросов граждан.

Руководители организаций и предприятий обязаны обеспечивать повышение профессиональной квалификации работников, поддержание их деловой квалификации, подготовку к новым видам профессиональной деятельности. Эта работа проводится на базе учебных заведений, где готовятся соответствующие кадры, а также в специальных заведениях или непосредственно на производстве.

В нашей республике профессиональное обучение непосредственно на предприятиях и организациях включает в себя:

1) повышение квалификации и переподготовку руководителей и специалистов;

2) подготовку, переподготовку (переобучение), обучение вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации рабочих.

Подготовка новых рабочих - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии (специальности).

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям - это обучение лиц, уже имевших профессию с целью получения новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Подготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации работников - это обучение, направленное на совершенствование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков какого-либо конкретного вида деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Обычно под обучением понимается деятельность преподавателя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать без активного участия в этом процессе самого учащегося. Поэтому в современных парадигмах образования обучение трактуется как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются творческие способности.

В ходе обучения, как конкретного вида педагогического процесса в тесной взаимосвязи реализуются не только общественные задачи образования личности, но и ее воспитания и развития.

С обучением связаны такие понятия как «учебная деятельность», «учение», «обучаемость» (научение).

Учебная деятельность - процесс приобретения человеком новых или изменения существующих у него знаний, умений и навыков, а также совершенствования и развития своих способностей.

Учение - собственные учебные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

Обучаемость - способность человека к научению.

Научение - процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. Успех научения зависит от многих факторов и прежде всего, психологических: мотивации учебной деятельности, внимания, воображения, памяти, мышления, наличия волевых усилий и т.д.

Есть несколько видов научения. Первый вид - научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни, с использование практически готовых с рождения форм поведения.

Через механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты (двигательные, сенсорные и др.).

По Павлову, подобные формы поведения называются безусловными рефлексами (инстинкты). Такие формы поведения обычно генотипически запрограммированы и мало поддаются изменению.

Второй вид научения - условно-рефлекторное. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. При этом стимулы, которые способны породить условнорефлекторную реакцию организма должны восприниматься им.

Условные стимулы обычно являются нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но он научается реагировать на них, прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии в данном процессе условные стимулы начинают выполнять сигнальную (ориентирующую) роль.

Третий вид научения - оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из возникающего комплекса реакций (инстинктивных, безусловных, условных) и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т.е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте.

Все 3 метода научения характерны как для человека, так и для животных.

Но у человека есть особые, высшие способы научения (редко или почти не встречающиеся у животных).

Во-первых, научение через прямое наблюдение за поведение других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется вакарным и представлены у человека в наиболее развитой форме. Он напоминает импритинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.

Во-вторых, это вербальное научение, т.е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно, достаточно подробно и понятно для обучаемого.

Различие между обучением и научением состоит в следующем. Несмотря на то, что учение и обучение - почти всегда сознательные процессы, но в то же время научение может происходить и на бессознательном уровне (например, человек нередко обнаруживает у себя привычки, высказывания, действия и движения, свойственные другим людям, которые сформировались бессознательно). Разница между этими понятиями видна также в том, что готовность к этим видам присвоения информации обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарные видам научения: импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное - человек оказывается практически готовым с первых дней жизни.

Обучаемость как способность к осознанному целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков, появляется у человека к 4-5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает у него к 7-8 годам.

Процесс обучения как деятельность реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов: а) формирование ассоциаций (установление связей между отдельными частями опыта); б) подражание (выступает в качестве основы для формирования, главным образом умений и навыков); в) различие и обобщение (посредством их происходит преимущественно формирование понятий); г) инсайт (догадка) представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту; д) творчество (служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцам).

Очень важной стороной обучения является его мотивированность. Мотивированность учения - это психологическая характеристика интереса учащегося к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к собственному развитию.

Мотивация может быть ситуационной, когда в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения и навыки в какой-либо конкретной ситуации. Личностная мотивация связана с потребностью самосовершенствования человека, с реализацией его духовных целей, ценностей и идеалов, непосредственно направленных на развитие его личностных качеств, способностей, на моральный и интеллектуальный рост.

Различают также мотивации учения релевантную и иррелевантную.

Релевантной («относящейся к делу») учению является такая мотивация, которая связана с наличием у учащегося непосредственного интереса к самим приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Иррелевантной называется мотивация, основанная на иных побуждениях, вынуждающих человека приобретать соответствующие знания, умения и навыки (например, ученик приобретает знания потому, что получает вознаграждение от родителей).

Учебная деятельность имеет свою структуру, в которой можно выделить следующие части: а) внешняя, б) внутренняя, в) ориентировочная, г) исполнительная, д) система действий и операций.

Внешняя сторона учения как деятельности состоит из практических действий учащихся с предметами, которые вовлечены в учебный процесс в качестве его материальных средств, способствующих научению: учебники, пособия, вспомогательные материалы и т.п.

Внутренняя сторона учебной деятельности - это те умственные действия и операции, которые выполняет учащийся в процессе учения. Она включает восприятие, запоминание, мысленную переработку, воспроизведение материала и многое другое.

Ориентировочная сторона деятельности содержит внешние и внутренние действия и операции, выполняемые учащимся с целью предварительного знакомства с составом усваиваемых знаний, умений и навыков, с целями и критериями научения.

Исполнительская сторона учебной деятельности характеризует сам процесс усвоения и использования соответствующих знаний, умений и навыков.

Внешняя, внутренняя, ориентировочная стороны учебной деятельности осуществляется при помощи разнообразных учебных действий и операций.

Как отмечалось выше, обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и т.д.

В любом педагогическом процессе можно выделить три взаимосвязанные и взаимодействующие структуры: педагогическую, методическую и психологическую. [6]

Собственно педагогическая структура включает в себя следующие элементы: 1) цель; 2) принципы; 3) содержание; 4) методы; 5) средства; 6) формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся обучающий и обучаемый. Принципы определяют основные направления достижения цели. Содержание образования включает систему знаний и умений, отобранных обществом (государством), которые необходимо усвоить обучающемуся для его успешной деятельности в определенной сфере. Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используется в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность и законченность.

С педагогической структурой педагогического процесса тесно связана методическая структура, которая представляет собой последовательные этапы деятельности педагога и учащихся при достижении определенной цели педагогического процесса.

Психологическая структура включает: 1) процессы восприятия мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, способностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического, нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Все перечисленные элементы психологической структуры можно выделить три психологические подструктуры: 1) познавательные процессы; 2) мотивация учения; 3) напряжение.

Процесс обучения должен строится на определенных принципах. Можно выделить следующие наиболее важные дидактические принципы обучения:

- обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

- обучение должно развивающим и воспитывающим;

- обучение должно характеризоваться проблемностью;

- обучение должно быть наглядным;

- обучение должно быть систематическим и последовательным;

- обучение должно быть доступным;

- обучение должно быть активным и сознательным;

- обучение должно способствовать развитию теоретического мышления;

- обучение должно быть направлено на развитие качеств личности к самообразованию.

Форма применительно к деятельности определяет характер деятельности. Форма обучения - это организованное взаимодействие преподавателя (учителя) и учащегося с целью передачи и получения определенных знаний, умений и навыков. При этом следует подчеркнуть, что в основе любой форме лежит ведущий метод обучения.

Выделяют следующие формы обучения:

общие (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная);

конкретные (урок, лекция, семинар, практические занятия, консультации, дополнительные занятия, факультативные занятия, домашняя работа, экскурсия, производственная практика, зачеты, экзамены и т.д.)

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1) урок изучения новых знаний (материал излагается учителем, либо осуществляется в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой);

2) урок формирования новых умений;

3) урок обобщения и систематизации изученного материала;

4) урок контроля и коррекции знаний и умений (проверка домашнего задания, различного рода опросы (устные и письменные), контрольные работы и т. п.);

5) урок практического применения знаний и умений (лабораторные, практические занятия и др.)

6) комбинированный (смешанный) урок

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства преподавателя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время в педагогической литературе нет единой точки зрения относительно роли и сущности понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.И. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко определяют метод обучения как «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала».

Метод (греч. - путь к чему либо) - способ достижения цели. Применительно к обучению - способ приобретения знаний. Главное отличие метода от формы обучения заключается в том, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.

В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций методов обучения. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

а) Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». Однако словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Кроме того словесные методы активизируют воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

содержать только достоверные и научно проверенные факты;

включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

иметь четкую логику изложения;

быть эмоциональным;

излагаться простым и доступным языком;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует:

точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

использования сравнения, сопоставления, аналогии;

привлечения ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному учащемуся (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельными группами учащихся. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются преподавателем всей группе, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль учащегося. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет». В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

активизирует учащихся;

развивает их память и речь;

делает открытыми знания учащихся;

имеет большую воспитательную силу;

является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:

требует много времени;

содержит элемент риска (учащийся может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому вниманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в высших учебных заведениях. Урок-лекция может применяться в старших классах школы, ПТУ и ССУЗ. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучаемыми учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современных учебных заведений позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

Составлениепланатекста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.

Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.

Составлениетематическоготезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

б) Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через графопроектор). Внедрение новых технических средств в учебный процесс телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих обучаемых к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

в) Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Уупражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения;

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устныеупражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности учащихся, при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно - трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться и за пределами учебного заведения.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами-тренажерами и репетиторами.

Традиционное обучение, которое представляет собой формирование знаний, умений и навыков по схеме: изучение нового материала - закрепление - контроль - оценка, обладает рядом недостатков. Основными из них являются:

1) ориентация на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний; 2) преобладание словесных методов изложения материала; 3) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися; 4) большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в словесном виде; 5) преобладание нагрузки на память учащихся и др.

В современных условиях, когда значительно увеличивается объем научной информации, а старые знания быстро устаревают, прежняя образовательная парадигма, основанная на том, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его учащемуся, себя исчерпала.

В новых условиях, когда постоянная работа человека с непрерывно обновляющимся знанием становится одним из ведущих видов деятельности, актуальным является переход к самообразовательной парадигме. Все это обуславливает развитие новых видов и форм обучения. К таковым относятся: развивающее обучение, проблемное обучение, поэтапное формирование умственных действий, программированное и др.

а) развивающее обучение.

Система развивающего обучения, созданная Д.Б. Илькониным, В.В. Давыдовым, В.В. Рыбкиным направлена на задачу психического умственного и личностного развития учащегося. В основе данной теории и технологии обучения лежат общепсихологические концепции: культурно-историческая теория Л.С. Выготского и деятельностный подход А. Л. Леонтьева.

Суть психологических взглядов Л.С. Выготского составляет положение о культурно-исторической природе собственно человеческой формы психических функций, названных им высшими психическими функциями, и культурных форм поведения, а также процесса их формирования. Это значит, что внутренние психические функции - такие как мышление, память, эмоции и др. - не являются внутренними изначально, они образуются прижизненно в результате овладения внешними средствами культурного поведения и мышления. Образование высших психических функций происходит в процессе общения людей. По существу такое общение есть обучение. Таким образом, высшие психические функции возникают и развиваются в процессе обучения и не могут возникнуть иначе - они не даны человеку от природы.

Решающее значение для развития имеет школьное обучение, которое направлено на усвоение научных понятий. Понятия отличаются системностью, их содержания не является продуктом личного опыта. Именно в результате усвоения научных понятий психические функции приобретают свойства произвольности и осознанности.

В основе системы развивающего обучения лежит также понятие учебной деятельности. Разработка проблемы учебной деятельности восходит к теории деятельности А.Л. Леонтьева, которая выросла, в свою очередь, из культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Именно А.Л. Леонтьев высказал впервые идею о порождении развитии сознания в практических действиях. Отталкиваясь от исследований Л.С. Выготского, установивших важную роль общения и сотрудничества как необходимых условий обучения, А.Л. Леонтьев поставил вопрос о содержании процесса овладения научным понятием. Он считал, что для того, чтобы усвоить понятия, необходимо построить систему психологических операций, соответствующих обобщению, заключенному в содержании научного понятия. Эта система выступает как особая, новая по сравнению с практической, деятельность речевого мышления. Так наметилась основная в деятельностном подходе идея о центральном значении умственных действий в формировании сознания в процессе обучения. Оценивая роль умственных действий в процессе усвоения понятий, А.Н. Леонтьев называл процесс их формирования у учащихся центральной психологической проблемой обучения у человека.

Таким образом, под термином развивающее обучение понимается учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, значительное внимание уделяется процессу интеллектуального развития человека.

б ) поэтапное формирование умственных действий.

Такая теория наиболее полно разработана в учении П.Я. Гальперина об управляемом формировании «умственных действий, понятий и образов». По Гальперину, «со стороны учащихся процесс представляет собой непрерывную цепь действий: слушать, понимать…, читать и писать, считать, складывать и вычитать, производить грамматический, математический, исторический анализ и т.д. - все это разные действия: умственные, перцептивные, речевые, физические. Эти действия составляют непосредственный предмет обучения и значительную часть учебных предметов; другую их часть составляют представления и понятия, которые тоже нужно понять, усвоить, применять, т.е. тоже или получить с помощью действий, или включить в разные действия, без чего они не могут не быть представлены… Формирование действий и понятий с желаемыми, заданными свойствами составляет центральную психологическую проблему учения».[7]

В основе созданной П.Я. Гальпериным общепсихологической концепции планомерного поэтапного формирования умственных действий лежит сформулированное им положение о том, что психическая деятельность по своей функции есть не что иное, как ориентировочная деятельность. Задача психологии - изучить строение, законы и условия ориентировочной деятельности, ее формирование на разных этапах развития личности.

П. Я. Гальпериным было выделено три типа учения, каждый из которых характеризуется ориентировкой в предмете, своим ходом процесса учения, качеством результатов, отношением детей к процессу и предмету учения.

Первый тип учения - получил название «путем проб и ошибок» - характеризуется неполнотой ориентировочной основы действия. Учащемуся дается образец действия, на который он ориентируется как на конечный результат. При этом все объективно необходимые условия действия остаются скрытыми и выясняются самими учащимися, что происходит случайно и, как правило, неполно. Этот тип ведет к накоплению знаний и умений, но не развивает ни мышления, ни способностей.

Второй тип отличается построением действий на полной ориентировочной основе, предлагаемой в готовом виде и для отдельных объектов. Обучение идет без проб и ошибок, планомерное воспитание желаемых свойств позволяет достичь намеченных результатов. Этот тип учения нацелен на усвоение готового знания, но не воспитывает у учащихся, как и первый тип, теоретического познавательного интереса.

Третий тип учения предполагает преобразование учебной задачи из эмпирической в теоретический исследовательский процесс, который обуславливает возникновение собственно познавательного процесса. Третий тип отличается от первого и второго типов учения по мотивации, по развивающему эффекту. Главное в нем - укрепление и развитие собственно познавательного процесса. Поэтому именно третий тип познавательного процесса позволяет реализовывать развивающий вид обучения.

Полноценное формирование умственного действия требует последовательного прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре — основными.

1 этап — мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости. Такая познавательная мотивация часто пробуждается с помощью проблемного обучения. Если учащийся приходит на занятие со сложившимся мотивом, то никакой специальной работы на этом этапе не требуется; в противном случае, необходимо с помощью внешней или внутренней мотивации обеспечить включение учащегося в совместную деятельность с преподавателем.

II этап — ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составлению схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объема понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано позже.

III этап материальный, или материализованный (начиная с третьего этапа их названия совпадают с названием форм действия). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Это позволяет гарантировать усвоение действия всеми учащимися.

IV этап — внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи. Это обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием.

V этап беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью.

VІ этап — умственного или внутриречевого действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

в) проблемное обучение

Проблемное обучение ставит своей задачей: 1) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

2) усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

3) воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.

Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется: 1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного учащимся в рамках данной проблемы; 2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.

Выделяют три основных метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность.

Наи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.