Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






назвавшие себя






 

Первым снайпером был Господь Бог.

Или судьба – слепая, как Гомер, и точная, как он.

Или – случай, который, как крот, незряче, и так же

безошибочно, свел 19 августа 1993 от Рождества

Христова года их вместе.

Назвавшие себя «Ночными снайперами» не могут

надеяться на то, что люди, единожды нарвавшись

на такой лейбл, когда-нибудь устанут удивляться

органу зрения. Что в кои-то веки они перестанут

понимать разницу между взором и взглядом, или

прекратят напрополую – за глаза и в лоб – кол –

лекционировать определения меткости.

 

Пара выстрелов мышью – и монитор высвечивает

файл «встреча».

Мало с кем из исследователей творчества «Ночных

снайперов» тут же не случается схожий с эпилеп-

тическим эпический припадок. Мало кто тут же

не падает в экстаз, как в пролет лестницы, по ко-

торой в тот вечер одну из героинь посредники вели

в гости к другой. Сумерки были лиловы, подъезд

звенящ, а угощение – саркально.

Света Сурганова всю жизнь прожила в городе, в

котором проспекты вели себя по-вагиновски, -

каждый рано или поздно «срывался в метафизику».

Диана Арбенина с мамою и юным братцем в Пе-

тербурге оказалась на вакациях – с душою, обра-

щенной к оставленному на лето Магадану. Части –

цы с одноименными зарядами, встретившись, от –

отолкнулись бы. Настолько прототивоположным –

пришлось соединиться. Врожденная у Северной

Венеции уверенность в том, что метафизика есть

нечто непреодолимое, наткнулась на крайне север –

ное отношение к проблеме. Вроде бы Магадану –

по умолчанию – неведомы препоны (метафизиче –

ские в том числе), которым люди не были бы в рост.

Безусловно мутировавшая по переезде в Петербург

Арбенина по сей день оставляет за собой право (и, что

любопытнее, имеет силу) обращаться с метафизикой

так, будто это слово- nickname любимого щенка. Тот,

разумеется, имеет шанс ворваться в комнату и опро –

кинуть пару-тройку нужных предметов с необрати –

мыми для них последствиями. Однако, в принципе,

любую страсть в ее напалме можно у спеть остановить:

в комнате бывает дверь, а иногда даже защелка.

В компании «Ночные снайперы» такая остановлен –

ная страсть – арбенинское ноу-хау. Сурганова ра –

ботает в противоположном амплуа, не умея или не

желая давать связке прилагательных «черное бес –

крайнее бессмысленное» - существительное, ис –

кать вожака стае, вставлять в домашнюю топь пи –

терских болот - шест. Для нее, много лет неизмен –

но просыпавшейся в городе не Неве, уезжавшей из

него только за тем, чтобы в него вернуться - ланд –

шафт не мог не превратиться в данность, в точку

отсчета. От такой жизненной декорации требуется

одно - неизменность. Пожалуй, самым адекват –

ным представлением сургановских взаимоотноше –

ний с космосом была бы сцена, на которой – она и

скрипка в «черном кабинете».

Безукоризненность одного «снайперского» опыта

стоит другого. Родители арбениной много переез –

жали, выбирая радикальные маршруты – от Кам –

чатки до Колымы. У их дочери выработалась при –

вычка к безоглядному перебору земных пространств

и панибратству к географии. Безжалостность в от –

ношении расстояний в конце уонцов вылилась в

умение легко проходить через «не те» настрои пуб –

лики или настроение визави, «ломать» зал или

кромсать чью-то приватность – под свой формат.

Сегодня ее тренированный стих уже не заставить

встать в романтическую позу семилетней давности

типа «тебя ли я ждал к тебе ли спешил проклиная

растянутость материков?».

За семь лет разность, изначально учредившая их

союз, только усугубилась. Они по-прежнему при –

вязаны к исключающим друг друга одеждам, досу –

гам и литературам. Если для Арбениной, Рака по

Зодиаку, привлечь понятия «всегда» и «никогда» в

обиход значит проявить личную инициативу, то для

Сургановой, Скорпиона, присутствие таких безыс –

ходных слов в будничном лексиконе – часть до нее

устроенного мира, действие внешней силы. Эти ас –

тральные котурны, конечно, имеют искусственное

происхождение, но именно они – как стрелы пу –

щенных на сцену софитов – и позволяют дуэту на

ней стоять.

Стоя там, Сурганова транслирует внимание к каж –

дому зрителю как персонажу с собственной исто –

рией, психосоматикой и прочими атрибутами от –

дельности. Делаясь трибуном, на концертах она

предпочитает обращаться к слушателям – индиви –

дуально. В качестве автора, кажется, знать не хочет,

что такое собирательные образы. Хоровод прото –

типов – ее хобби.

Арбенина, если и ценит конкретность, то как сред –

ство, не как цель. Изредка производя тексты с неот –

чуждаемой личностной подоплекой, она чаще пользу –

ет способ обращения материалом, запатентован –

ный Вертинским: «Мне нужна не женщина. Мне нуж –

на лишь тема». Уровень любопытства по отношению

к миру у нее выступает оборотной стороной запрета

на однообразие – спровоцированного, видимо, все

той же «охотой к перемене мест», многопроцентным

содержанием в крови жажды передвижений. Это не

любопытсво молодости. Это пристрастное и при –

стальное коллекционирование для поэта – битва, залог

художественного выживания.

Известная свирепость подобного подхода к окру –

жающему – константа «снайперской» идеологии. На

затихающее течение событий они должны отвечать

конструированием вызова. Они считают нужным

задирать жизнь.

Создав конгломерат «Ночные снайперы», Арбени –

на с Сургановой превратили свое существование в

сплошной перформанс. Со всеми сопровождающи –

ми это вид искусства эквилибрами: бешеной ре –

активностью, рьяными апелляциями к среде и ис –

кренним смирением перед главной его особеннос –

тью – как известно, почти пятьдесят процентов

перформансов идут с опасностью для здоровья и

даже жизни их производителей.

Прежде, чем решиться на такой шаг, Света закон –

чила педиатрическую академию. Диана филоло –

гический факультет университета «с преподавание –

ем русского языка для иностранцев». Первое пред –

ложение устроить сольный концерт Арбениной по –

ступило тогда, когда в природе наличествовало две

песни за ее подписью. Еще не существовало тор –

жествующе-утвердительной аббревиатуры «ДА»,

точно так же, как не сложилось подчеркнуто- са –

содостаточного сочетания букв «СС». Теперь

«Снайперы» именно так маркируют плато, ждущие

их автографов, стены любимых клубов, свои сти –

хотворения – всё, кроме песен. То, что песни не

отмечаются разностью инициалов, - столько же

рискованная, сколько естественная для альянса

практика. Даже если материал первого раздела книги

кажется им исчерпывающей презентацией творчес –

ких манер, они исскушают почетатилей интригой:

различать авторов или нет, реагировать на поляр –

ность пассов или же - игнорировать ее.

Арбенина с Сургановой вполне используют то,

что имеет всякий создатель, - право на терзание своих

творений. Проверка книжным листом, изображе –

нием – изощренная, но не самая отвественная опе –

рация из тех, которым они подвергают собствен –

ные песни. Главный экзамен для их произведений –

переходы из акустики в электричество, марш брос –

ки в две равноценные галактики. Зрители тоже – кто

как может – выбираются из этих чистилищ, воздуш –

шых ям, температурных пропастей. В Петербурге один

философ заявил, что после таких шоу выходишь с

чувством –«приращения свободы».

Не любить то, что делают «Снайперы», - позволи –

тельно. Другое дело, что в разгар концерта, в энер –

гетическом столбе, мало кому из присутствующих в

зале это под силу. Как говорится, «пока звучит ток –

ката, они веруют в Бога». Если же кто-то из зрите –

лей настроен на агрессию или бестактность – двое

на сцене умеют довольно элегантно кусаться. Бес –

проигрышная тактика – швырнуть шедевр, увес –

ти публику на тропы, давно исхоженные русским

роком. И бросить там, исполнив на прощание, на –

пример, «Россию, тридцать седьмой».

Прокламируемая Арбениной социальность ее твор –

чества имеет качественную пробу. Ей занимателен

не просто человек в истории, но – рефлексия по

поводу попавшей на глаза ретроспективы. Выхва –

ченный их эпохи образ интересен не стерильным

фактом существования, но характером взаимодей –

ствия с доставшимся ему пространством – временем.

В этом смысле самозабвения второй участницы тан -

дема нельзя назвать а – или антисоциальным.

Иногда ее так же привлекает homo sapiens в момент,

когда на него валится современность. Но доминан –

той любого сургановского произведения всегда ста –

новится отсвет частного чувства на стенах отдельно

взятого – и уже этим вписанного в анналы – инте –

рьера, города, мира.

В инсценировании унисона с тем, что именуют «на –

шим временем», «Снайперы», предположительно,

идут тремя путями. Чтобы нормализовать пульс себе

и/или современникам они – кричат под железно –

дорожными мостами; непроницаемо молчат; пи –

шут. Дни исчисляют скоростью мчащихся мимо

поездов, моцартианством появляющихся рифов,

шоком бросаемых в них песен. Или тем, что сегод –

ня «Беломор» вдруг назовется «божественным си –

лосом», а светоч «ты» на картине под цифрой «три»

обратиртся из икса – в крест.

Их изобразительные экзерсисы никоим образом не

идут по разряду факультативных забав людей слова.

Помещаемые в книге картины, судя по всему, при –

надлежат тому периоду, когда «Снайперы» только

начинали чувствовать тягу к визуализации эмоций.

В осуществлении обе тяги роднит абсолютное от –

сутствие наивности (ожидаемой в случае художни –

ков – непрофессионалов) – если понимать после –

днюю как диктат формы над содержанием, игру

формы с содержанием в поддавки. Здесь у того, что

изображается, к тому, как это делается, - нет пре –

тензий. Состояния, требующие «снайперских» брос –

ков к бумаге, отмечаются не знаком дилетантизма,

но - печатью избранности. Впрочем, этой абст –

ракцией сходство двух опытов репродуцирования

жизни – исчерпывается.

Наскальные рисунки одной кажутся оттисками не –

выносимых в своей первозданности ощущений.

Глаголы их названий стоят в том времени, которое

уходит в песок, течет сквозь пальцы. Зона, где все

предметы закованы в слова, столько же может сойти

за любое место прогулок сталкеров, сколько –

за аллею, отведенную под променады нянь с де –

тишками, обучающимися говорить. Здесь слова, как

у Магритта, на которого смотрит Фуко, сохраняют

«свою принадлежность рисунку и свое состояние

нарисованной вещи». Так присутсвуя, они лишь

подтверждают, что золотая рыбка на самом деле

может оказаться корюшкой, а «мак оторванный» -

волшебным аленьким цветочком. Carnaval is over.

В двух последних предложениях нет отступления

от темы. Использованнные в них языковые единицы

- собственность арбенинских картин. Точно так же

отсыл к Магритту - мотивирован. Как-то Арбе –

нина, никогда не читавшая Ромена Гари и потому

не знавшая, какой из его многочисленных опусов

купить, выбрала ту книгу, чья обложка воспроиз –

водила полотно чтимого ею сюр (супер, гипер) ре –

алиста. В подобной ситуации едва ли можно было

выстрелить точнее.

В исполнении Арбениной контуры чьих-то тел и

голов рвутся и разлетаются в crumbs с той же без –

мятежностью, с какой Сурганова свои линии –длит.

С предупредительностью человека, присягавшего

Гиппократу, она гуманизирует акт творчества, мас –

кирует плавностью истерику, подает невыносимость

бытия как аппликацию на детском платьице. Она

делает мультяшку из даты 25.06.95 – и теперь уже

не выяснить, действительно ли был этот день, или

под таким кодом материализовалось совокупное

желание соплеменников попасть Сургановой на

заметку, стать отражением ее внимательности. Она

решается на долгий взгляд – зная, что «все постав –

лено на карту, когда решаешься на взгляд». Блан –

шо, с его безумеющим от необходимости смотреть

и ничего не видеть Орфеем, оценил бы отрица –

тельную частицу в работе «Я не думаю». Батай при –

нял бы ее за персональный адрес, реверанс в сто –

рону главной своей книги. Раз обнаруживший этот

визир наблюдатель едва ли станет спрашивать у

кого-либо, куда принято прятать очи. Назвавшие

себя «Ночными снайперами» не могут надеяться на

то, что люди, единожды нарвавшись на их лейбл,

когда-нибуь устанут кайфовать от разницы между

прищуром и прицелом, или забудут напрополую –

за глаза и в лоб – удивляться органу их зрения.

 

Елена Долгих

 

spylog_js=1; spylog_js=1.1; spylog_js=1.2; spylog_js=1.3; spylog_js=1.4; spylog_js=1.5; spylog_js=1.6;

< /html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.