Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болезнь и здоровье






 

Прежде чем попытаться рассмотреть различные взгляды на природу болезни, хотелось бы начать с определения самого предмета, поскольку именно от ответа на вопрос о том, что такое болезнь зависит и взгляд на нее и наше к ней отношение.

Болезнь – состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности. Понятие «болезнь» употребляется и как синоним понятия «заболевание». Последнее обычно имеет более узкий смысл, обозначая факт возникновения болезни у отдельного человека[115].

Болезнь – процесс, явившийся результатом непрерывного исторического взаимодействия человека с изменчивой окружающей средой.
Влиянию социальной среды в развитии болезни ученными отводится одна из ведущих ролей, так как воздействие биологических и физических факторов на человека сказывается не изолированно, а в конкретных социально-экономических условиях.
На формирование и течение болезненного процесса оказывают известное влияние и эндогенные факторы, как, например, наследственные и конституциональные особенности, пол, возраст.
В современном обществе, где войны, перенаселение, безработица, проблемы окружающей среды, промышленные, политические, экономические и культурные кризисы, являются неизбежными источниками травм и заболеваний, притом массовых, неизбежными становятся и многие болезни. Проявления и течение болезни, независимо от причины, их вызвавшей, подчинены некоторым общим закономерностям.
Течение болезни у каждого больного имеет, как правило, индивидуальные отклонения, связанные с особенностями организма, его конституцией, анамнезом больного. Болезнь представляет собой динамический процесс, который имеет свои истоки (причины), закономерные периоды развития и исходы.
Болезни нередко получают название по топонимам очагов возникновения (Марбургский вирус), характерным симптомам, как например, генетическая деформация гортани, известная как «болезнь кошачьего крика», или, по имени ученного, впервые описавшего болезнь (болезнь Альцгеймера).

Согласно этимологическому словарю М. Фасмера [103] слово «болезнь», восходящее к боли, может иметь тройственную природу. Во-первых, мы встречаем здесь индоевропейский корень *balus – страдание, родственный имени сострадающего германо-скандинавского бога-целителя Бальдора (у норвежцев Балудора), имя которого дословно означает «усмиряющий страдание (болезнь)».

Во-вторых, Фасмер делит «болезнь» на общеславянскую приставку бо, означающую «потому что» и сохранившую это значение в украинском языке, и корень *лъзн, означающий какофонию (лязг), беспорядок, святотатство, преступление. Отсюда – «полезный» и «бесполезный» – некто, побеждающий беспорядок или, напротив, неспособный подчинить его себе. Так человек переживает болезнь, «потому что преступен».

И, наконец, в-третьих, Фасмер считает болезнь и боль чем-то, что больше нас, и поэтому делающим нас зависимыми от себя и подчиняющим нас себе.

Итак, этимологически болезнь – следствие нашего преступления, превосходящее нас, подчиняющее нас себе и вызывающее страдание и боль.

В авраамистической религиозной традиции болезнь является следствием грехопадения человека, потери им своей изначальной божественной природы. Так внезапная болезнь может являться наказанием за грехи или безбожие (египетская язва в книге Исход), испытанием веры (гнойные язвы Иова) или промыслительным действием Бога (немота Захарии – отца Иоанна Крестителя).

Справедливости ради следует отметить, что болезнь приписывалась действию безликого рока или оскорбленных богов ещё в античности. Таковы, например, незаживающие раны Одиссея и чума, поразившая Фивы по вине царя Эдипа. Но если традиционная античная парадигма называет причиной болезни гнев несговорчивых богов или проступок отдельного человека, то иудейская, христианская и мусульманская традиции возлагают ответственность за возникновение болезни, как явления на человека вообще (догмат о грехопадении или первородного греха).

Как напоминает пророк Исайя «Бог зла не сотворил», и таким образом, «право на болезнь» стало следствием осознанного выбора человека между Божьей и собственной волей.

Любопытным моментом представляется роль болезни как способа инициации в различных мистических традициях.

Началом просветления принца Сиддхартхи Гаутамы (Будды) стала его встреча с болезнью и старостью, явившимися ему в пути. Каждое из этих состояний будущий основатель буддизма пережил как личное[2].

Святой Франциск Ассизский напоминает нам о том, что некоторые болезни, такие как слепота, немота, глухота или «расслабленность», под которой, вероятно понимаются заболевания опорно-двигательного аппарата, «даются иным рабам Божьим по Милости Его, дабы оградить их души от многих соблазнов и дабы рабы Божии оставались покорны Ему, смиренно внимая Воле Его», и что еще важнее «страданием росли и освятились в глазах Его» [95].

Часть мусульманских богословов-суннитов уверены, что «судорожная болезнь» была дана Аллахом пророку Мухаммеду, «дабы через нее Пророку (Да благословит его Аллах и Приветствует!) были явлены страдания каждого живого существа» [94].

Трудно спорить с А. Камю, когда-то назвавшим болезнь «гонцом и глашатаем смерти» [46]. По сему, онтологически болезнь приобретает вполне явную экзистенциальную окраску. Она становится низшей точкой падения нашего Я или напротив, высшей точкой его приближения к неизбежной смерти. Но если и стоит называть болезнь «дверью, которую мы открываем сами, но из-за которой никогда не возвращаемся прежними», то лишь в том смысле, что из дверей болезни мы никогда не выходим такими, какими вошли в эти двери. Болезнь как таковая, не редко является причиной необратимой перемены в нас самих, иногда эта перемена буквальна и имеет не только физическую природу. Тогда она становится метанойей (μ ε τ ά ν ο ι α) – покаяньем.

Еще один небезынтересный аспект болезни состоит в том, что новые условия жизни, связанные с изменением образа жизни, научно-техническим прогрессом и проч. Могут порождать новые заболевания. К примеру, появление и эволюция астмы и аллергии, так или иначе, связано с рукотворным изменением окружающей среды.

Если верить Фрейду, невротические заболевания стали возможны, потому что в результате эволюции и научно-технической революции у человечества просто появилось достаточно времени, чтобы страдать от невроза.

Оспа, чума и проказа унесли множество жизней, в конце концов, сформировав наш иммунитет к этим заболеваниям. При этом современные больные, борющиеся с любым недомоганием при помощи новейших медикаментов, могут оказаться беззащитны перед мутировавшей формой некогда побежденного заболевания. Примером тому может послужить устойчивый к большинству антибиотиков новейший вид «простого» легочного туберкулеза.

Говоря о болезни, мы не можем не рассмотреть феномен здоровья.

Согласно уставу Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[34]. В медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» [43] рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие [43]:

Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству;

Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой;

Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций;

Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений;

Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды;

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов;

Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений;

Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам

Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Об этимологии слова «здоровье» ведутся споры. По одной из версий «Здоровье» - образовано от предполагаемой отглагольной формы - «даровье», в «окающем» варианте – «доровье». Зима – зимовать – зимовье; гнездо – гнездоваться – гнездовье. Таким образом, «здоровье» - это дар (даровье) Божий (Божие) По другой, слово здоровье имеет корень, родственный словам «дерево», «дрова», «драть» [103].

Если верить второй версии, то, во-первых, метонимически – здоровый человек есть не что иное, как дерево, способное принести полноценный плод (потомство). Во-вторых, здоровье – действительно, дрова, топливо для усилий, дающее энергию на их осуществление. И, в-третьих, здоров тот, с кого можно «драть три шкуры», человек, к работе которого мы вправе предъявлять требования, адекватные его возможностям, даже если требования эти кажутся завышенными.

Античность, традиционно проповедовавшая дуализм духовного и телесного начал, с одной стороны представляет здоровье, как их естественное единство. Это единство выраженно в неразрывной связи между воспитанием знания, поведения умеренности и благородства – пайдейя (π α ι δ ε ί α) и естественных необходимых навыков (культуры тела): силы, изящества, выносливости – физиология (φ υ σ ι ο λ ο γ ί α) [93]. Способы такого взращивания здорового человека были весьма разнообразными. К примеру, основанная на единстве знания и силы спартанская система воспитания предполагала жестокие телесные наказания, а знанием считалась не традиционная греческая образованность, а строгое соблюдение спартанских обычаев и законов. Однако, в любом случае, здоровье и культура в ранней греческой этике находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Эту взаимосвязь ставит под сомнение Платон, утверждающий, что муж, чрезмерно потакающий нуждам тела и заботящийся о нем, препятствует собственному приближению к Истине.

В платонизме тело надолго стало темницей души (и её подчиненной функцией), а чрезмерная забота о здоровье тела вменялась в вину философу, оставившему ради здоровья свою истинную цель[79].

Дело здесь вовсе не в умалении плоти, а в особом понимании Платоном здоровья не просто как единства души и тела, но как состояния постоянного усилия, целью которого является союз, где старания тела служат разуму и душе, а не разум и душа озабочены здоровьем тела.

Эта идея была подхвачена Ювеналом, заключившим, что следует молить богов, чтоб в здоровом теле поселился здоровый дух, ибо такое чудо среди людей – редкость[26].

При этом вырванное из контекста выражение «в здоровом теле – здоровый дух» было поднято Локком и Руссо на знамя Эпохи Просвещения, уверявшей многих, что телесное здоровье – заведомая гарантия здоровья душевного и духовного.

Христианская дуальность телесного и душевного здоровья во многом близка к платонической: здоровое тело необходимо настолько, насколько оно способно позаботиться о здоровье (цельности и благополучной участи бессмертной души). Но, несмотря на все практики умаления плоти (целибат, флагелланство, почитание язв и вшей на теле праведника и тому подобное), христианская догматика понимает истинное здоровье как догреховное единство совершенной души и совершенной плоти.

Первородный грех лишил человечество здоровья, разобщив в каждом из нас душу и плоть. Но возвращение здоровья, исцеление человека, восстановление его телесно-духовной целостности пришло в личности Богочеловека Христа. Христос, исцеляя, не просто преобразует увечную материю в здоровую. Он делает исцеленного человека целостным, подобным себе самому. Мессия снова дарует человеку облик и суть изначально замысленные для нас Богом. Тот, в чьей природе нет греха, и являет собой здоровье, вычитающее грех из нашей природы.

«Возможности для возрождения зла вследствие “телесных движений” в теле Христа были уже с рождения отсечены силой его Божества, и хотя в Гефсиманской молитве воля плоти противопоставляется воле Божественной, именно природа Христа как Истинного Бога, а равно – Истинного Человека, сделала для него, как говорит преподобный Антоний “недействительным всякое угрызение Змия”».

Представьте себе, что свирепствует смертельное вирусное заболевание, от которого нет вакцины. И тут появляется некто от рождения ничем не болевший, здоровый по природе своей и к тому же наделенный врожденным иммунитетом к смертоносному вирусу. Этот некто бескорыстно и собственной воле делится своим иммунитетом с каждым из нас, отдавая его даже в каждой капле крови, пролитой им во время мучительной казни. Таково христианское представление о здоровье, подаренном нам изначально здоровым Мессией.

История помнит несколько попыток создания идеально здорового человека. К этой цели стремились и спартанский воспитательный кодекс и евгеническая нацистская программа Лебенсборн (нем. Lebensborn) — «Источник жизни», занимавшаяся отбором и «фильтрованием» здорового и сильного населения с целью создания идеально здоровой расы[33].

Близка к победе над множеством заболеваний и созданию идеально здорового человека и современная генная инженерия, способная выделить, маркировать и нейтрализовать ген, ответственный за ряд заболеваний и врожденных дефектов.

При этом, следует осознавать, что избавиться от болезни – еще не значит стать здоровым.

Такие непростые явления как болезнь и здоровье носят отнюдь не только медицинский характер. Они имеют выраженное социальное, символическое и даже сакральное значение. Наше стремление к выздоровлению и здоровью часто является стремлением к самим себе, к тому, какими мы хотим и должны стать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.