Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Школы в философии науки. Типы научной рациональности.






6.1. Позитивизм и феноменология как развитие традиций эмпиризма и рационализма. Этапы развития позитивизма: классический позитивизм (Г. Спенсер, О. Конт, Д. Миль); физический позитивизм (Э. Мах); логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел). Позитивизм как первая школа философии науки. Феноменологическая теория познания (Э. Гуссерль). Язык в философии познания. Языковое видение мира. Язык как средство построения и развития науки.

6.2. Постпозитивизм. Школа историков науки. Постпозитивизм и его взгляд на науку. Критический рационализм К.Поппера. Теория фальсифицируемости, критицизм как главная установка научности. Гипотетизм и фаллибилизм. Истина и объективность как ценность научного познания. Концепция трех миров и понятие «эпистемологии без познающего субъекта».

Т. Кун и концепция научных революций. Понятие парадигмы. История науки как смена нормального и революционного периодов развития науки. Значение научного сообщества при выборе теории на роль научной парадигмы. Релятивизация научного познания в куновской модели развития науки. Проблема преемственности в развитии научного знания и несоизмеримость парадигм как основные направления критики концепции Т. Куна. Эвристичность концепции Куна для социологии науки.

И. Лакатос о методологии исследовательских программ. Концепция зрелого фальсификационизма. Дискуссия о возможности решающего эксперимента, эвристичность методологической концепции И. Лакатоса в ее обсуждении.

С. Тулмин и поиски новой научной рациональности. «Популяционная» модель развития науки. Проблема понимания как проблема естественнонаучного познания. Роль понятий в научном организме. Связь проблемы понимания и проблемы рациональности. Противостояние позитивистской концепции «рациональности как логичность», концепции рациональности как атрибута человеческой деятельности. Ценности и наука (Л. Лаудан). Концепция личностного знания М. Поланьи.

Методологический анархизм П. Фейерабенда. Принцип теоретического плюрализма. Критика Фейерабендом основных установок классической научности – объективизма, универсализма, рационализма. Критика Фейрабендом теории научного метода. Методологический анархизм и его основные тезисы. Релятивизация научного познания в концепции методологического анархизма, стирание границ между наукой и идеологией, наукой и мифом.

Литература к темам 6.

Обязательная литература:

1. Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки. М. Наука. 1982. С. 7-58, 134-160.

2. Койре А. Очерки истории философской мысли. М. Прогресс. 1985. С. 51-109; 154-175.

3. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. Прогресс-Традиция. С. 27-45; 88-129.

4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М. Дом интеллектуальной книги. 1998. С.9-131.

5. Поппер К. Предположения и опровержения. М. Прогресс. 2004. С.16-33; 53-57; 121-134.

6. Степин В.С. Философия науки. М. 2005. Гардарики. С.13-56, 209-229.

7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М. Прогресс. 1986. С.216-307.

8. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011. С.97-101.

9. Чешев В.В. Проблема познания в философии. Томск. Изд. Томского архитектурно-строительного ун-та. 2003. С.86-221.

Дополнительная литература:

1. Кун Т. Структура научных революций. М. Прогресс. 1975. 287 с.

2. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М. Академический проект. 2008. 475 с.

3. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности, в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост., пер. вступ. статьи и коммент. А.А. Печенкина. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Логос, 1996. С. 295‑ 342.

4. От логического позитивизма к постпозитивизму: Хрестоматия. М. НИИВО ИНИОН. 1993. 387 с.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. Прогресс. 1993. 606 с.

6. Современные исследования по истории и методологии науки. Материалы к VIII Международному конгрессу по логике, методологии и философии науки. М. 1987. С.21-87.

7. Степин В.С. Современная философия науки: Хрестоматия. М. 1994.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.