Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет и основные концепции философии науки.






1.1. Современная наука в зеркале философской рефлексии. Три аспекта бытия науки: наука как система знаний, наука как сфера познания (теоретическая деятельность), наука как социальный институт и особая сфера культуры.

Природа науки и критерии научности. Наука как точное и ясное знание об объекте. Наука как теория предметности (М. Хайдеггер). Наука – интеллектуальное чувство природы (О. Шпенглер). Наука – деятельность, направленная на производство нового знания (В.С. Степин). Наука – целокупность истинных предложений (Л. Витгенштейн). Наука – это социальный институт, регулирующий отношения научного сообщества, общества и природы.

Наука в культуре современной цивилизации. Кризис сциентизма и научнотехнический прогресс. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

1.2. Предмет философии науки. Философия науки как целостное философское знание и как междисциплинарное знание. Философия науки как система оснований науки. Философия науки как анализ и прояснение понятий и теорий науки. Философия науки как рефлексия над научным познанием, позволяющая ответить на вопрос, как возможна наука. Философия науки как философское знание, предмет которого – человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки (В. Порус). История и философия науки и их взаимосвязь. Объективная история науки. История науки глазами философа и ее специфика как исторического самосознания науки. Взаимосвязь науки и философии как основа взаимосвязи истории науки и философии науки (А. Койре). Оппозиция синхронического и диахронического как основа для рассмотрения взаимосвязи истории науки и философии науки.

Тема 2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. История методологии науки. Различие подходов в трактовке философии и методологии науки. Проблема концептуальной моделифилософии науки. В современной философии науки представляют системную целостность следующие аспекты знания: логика и методология науки, история науки, социология науки (когнитивная социология), когнитивная психология, философия техники. В этом концепте знания методологические, социологические, аксиологические и антропологические дискурсы являются взаимодополнительными и взаимопроникающими.

История науки как составляющая целостной концептуальной модели философии науки есть история эволюции концептуальных каркасов. Логика и методология науки обращена к исследованию структуры научного знания. В социологии науки тематика философских исследований науки по большей части обращена к тем преобразованиям в структуре и методах науки, которые связаны с человеком как субъектом научной деятельности. В контексте когнитивной психологии познание в целом и научное познание в частности предстает как естественноисторический процесс-система, как генно-культурная коэволюция в познании.


Литература к темам 1 и 2

Обязательная литература:

1. Степин В.С. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. ИФ РАН. 1994. С.3-12; 226-250.

2. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2006. С.91-119.

3. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М. ИФ РАН. 1996. С. 29-55.

4. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. С. 5-30.

5. Философия для аспирантов. Ростов на/Д. Феникс. 2002. С.6-27; 37-49; 151-227.

6. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? //Вопросы философии. 1992. N 2. С. 26-59.

7. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. С. 9-35.

8. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.С. 9-18; 77-83; 102-110.

Дополнительная литература:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М. Изд. Иностранной литературы. 1958.

2. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: в 2-х томах. Т.1. М. Мысль. 1994. 437 с.

3. Наука и квазинаука. / под ред. В.М. Найдыша. М. Альфа-М. 2008.320 с.

4. Пуанкаре А. О науке. М. Главная редакция физико-математической литературы. 1983. 560 с.

5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М. Высшая школа. 1992. 189 с.

6. Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. М. ЛКИ. 2010. 512 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.