Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные философские школы, учения и направления






 

Агностицизм (от греч. а - отрицание и gnosis - зна­ние) - учение полностью или частично отрицающее возможность достоверного познания окружающе­го мира.

Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - уче­ние, наука, слово) - философское учение о происхож­дении, природе и сущности жизненных ценностей: доб­ре, справедливости, истине и т. д.

Альтруизм (от лат. alter - другой) - этическое уче­ние и принцип поведения, заключающийся в бескоры­стном отношении к людям и готовности жертвовать своими интересами ради других.

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие, безнача­лие) - социально-политическое и философское тече­ние, считающее государственную власть и все ее органы главным злом и препятствием на пути создания под­линно счастливого и благополучного общества.

Антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция, отрицающая роль науки в качестве главного, интегрального компонента культуры.

Антропология (от греч. anthropos - человек и lo­gos - учение, наука) - философско-научное направление философии, предметом исследования которого является человек и весь комплекс проблем, с ним свя­занных.

Аскетизм (от греч. askeo - упражняюсь) - образ жиз­ни, основанный на максимальном отказе от всех земных благ и воздержании в удовлетворении материальных потребностей.

Атомизм - учение Демокрита, рассматривающее в качестве «кирпичиков» мироздания атомы.

Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - философ­ское направление, признающее волю в качестве перво­начала всего сущего, всего бытия.

Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение) - прин­цип мировоззрения и этическое учение, признающее наслаждение и удовольствие, при отсутствии телесных страданий, высшим благом в жизни человека.

Герменевтика (от греч. hermeneuo - разъясняю, тол­кую) - искусство разбирать, толковать и объяснять тексты, исходя из их объективного и субъективного восприятия.

Гилозоизм - учение о всеобщей оживленности мира.

Гносеология - философское учение о познании.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный) - способ мышления, система взглядов, идей и убеждений, осно­ванная на признании безусловной ценности человече­ской личности, ее прав на свободу, счастье, равенство. Гуманизм уважает и соблюдает принцип добра, справедливости и милосердия в качестве нормы межчелове­ческих отношений.

Деизм (от лат. deus - бог) - религиозное учение, признающее существование Бога, но отвергающее идею его вмешательства в земные дела человека.

Детерминизм - концепция, утверждающая всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности.

Диалектика (от греч. dialegomai - рассуждаю, бесе­дую) - учение о движении, изменении, преобразовании и развитии всех мировых явлений и процессов в их не­прерывной взаимосвязи.

Досократики - условное наименование группы ан­тичных (греческих) философов, живших как до Сократа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Ге­раклит и др.

Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - фило­софское учение, признающее духовное и материальное начала равноправными принципами человеческого бы­тия и мира.

Европоцентризм - культурно-философская концеп­ция, считающая Европу и европейскую культуру - на­уку, искусство, литературу, философию, экономику, право - единственно правильным и подлинным источ­ником всей культуры в человеческой цивилизации.

Западники - одно из направлений русской общест­венно-политической мысли в середине XIX в. Западники считали, что российское общество должно ориентироваться на западноевропейские ценности, активно осва­ивать духовное наследие Запада. Виднейшие представи­тели: Чаадаев, Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Ка­велин и др.

Идеализм - одно из главнейших направлений в ис­тории философии, исходящее из принципа первично­сти духовного, мыслительного, идеального начала над материальным, природным, физическим.

Индетерминизм - онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи или всеобщий характер причинности.

Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - противоположность рационализма. Философское уче­ние, исходящее из того, что в мире царят слепой случай, хаос, беспорядок. Поэтому познавательные возможности разума ограничены, а познание возможно лишь на уров­не интуиции, инстинкта.

Киники (от греч. kinos - собака) - представители античной греческой философии (V-IV вв. до н.э.). На­иболее известные имена - Диоген Синопский и Антисфен. Главной целью жизни киники считали достиже­ние внутренней свободы и добродетельной, счастливой жизни с помощью полного отказа от всех мирских благ, удовольствий, славы, норм морали, предрассудков и суе­верий.

Киренаики - представители древнегреческой фило­софии, считавшие чувственное наслаждение высшей целью жизни, подлинным счастьем. Основателем шко­лы киренаиков был Аристипп (V в. до н. э.).

Конформизм (от лат. conformis - подобный, сообраз­ный) - приспособленчество, подлаживание под сложив­шуюся ситуацию без попыток как-либо изменить суще­ствующий порядок вещей.

Концептуализм - философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий.

Космология (от греч. kosmos - вселенная и logos - учение, наука) - научно-философское учение о целост­ном мире, космосе. Изучает законы возникновения и развития вселенной.

Либерализм - идейно-духовное, социально-поли­тическое течение, основанное на принципах граждан­ских, политических и экономических свобод личности и общества в целом.

Материализм (от лат. materialis - вещественный) - одно из основных философских направлений, признающее материю главным началом мира. Идейно и духовно противостоит идеализму. Материя, согласно матери­алистам, первична, объективна, несотворима и неуничтожима.

Механицизм - мировоззренческая концепция, счи­тающая механическое движение материи единственным основанием бытия. Возникновение его связано с появ­лением и достижениями классической механики (XVII-XVIII вв.), в силу чего все явления природы, мир и да­же человек воспринимались механицистами в виде иде­ально созданных машин.

Милетская школа - самая первая философская шко­ла Древней Греции. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) были натурфилософами, т. е. пыта­лись умозрительно отыскать единое начало всего при­родного многообразия явлений.

Монизм - философский принцип, утверждающий в качестве исход­ного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную.

Натурфилософия - философия природы, изучение ее начал, законов и свойств во всей их совокупности.

Неоплатонизм - завершающий этап развития уче­ния Платона - древнегреческого платонизма. Осново­положниками считаются Аммоний Саккас и Плотин (III-IV вв. н.э.).

Нигилизм (от лат. nihilo - ничто) - способ мировоззрения, абсолютно отрицающий все общепринятые нормы и правила поведения, ценности, идеалы, культуру в целом.

Номинализм - философская позиция, согласно которой общее существует только в разуме, мышлении человека, и не обладает самостоятельным существованием в качестве вещи; реальным существованием обладает только индивидуальное, единичное.

Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровен­ный) - религиозно-мистические учения, основанные на признании существования сверхъестественных сил, недоступных человеческому познанию и научному ис­следованию.

Онтология (от греч. ontos - сущее и logos - учение, наука) - философское учение о сущем, о бытии в целом.

Панлогизм (от греч. pan - все и logos - учение, слово, мысль) - философская концепция, основанная на ут­верждении равенства между бытием и мышлением. Со­гласно панлогизму, все развитие природы, общества, че­ловечества и мировой истории подчинено рациональной деятельности мирового разума.

Панпсихизм - учение о всеобщей одушевленности мира.

Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) - фило­софское учение, отрицающее существование личного Бога и основанное на максимальном сближении Бога с природой, окружающим миром. Согласно пантеизму, природа и ее явления, процессы отображают сущность Бога, как бы растворенного во всей Вселенной.

Перипатетики (от греч. peripatetikos - соверша­емый во время прогулки) - представители философ­ской школы Аристотеля, который преподавал своим ученикам во время прогулок. Перипатетики интере­совались и занимались в основном естественными науками.

Персонализм (от лат. persona - личность) - направ­ление в современной философии, признающее высшей ценностью культуры человеческую личность. Основ­ные представители - Э.Мунье, Ж.Лакруа, П.Рикёр, П.Ландсберг.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - направление в философии, считаю­щее единственным источником достоверного знания конкретные, практические науки в противоположность умозрительному философскому познанию.

Политеизм и монотеизм (от греч. poly - много, mоnos - один и theos - бог) - термины, означающие мно­гобожие и единобожие.

Прагматизм (от греч. pragma - дело, действие) - философское направление, оценивающее всякое уче­ние, теорию или идею с точки зрения их пользы для человека.

Праксеология - философское учение о действии.

Рационализм (от лат. rationalis - разумный) - фи­лософское учение, согласно которому всякое достоверное знание можно вывести только из самого человеческого ума и понятий, созданных умом.

Реализм - философская позиция, согласно которой общее существу­ет реально, в виде идеальной или реальной «вещи», а не только как конструкт человеческого ума.

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - философское учение, основанное на признании относи­тельности всякого человеческого познания.

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - философское учение, признающее чувственные ощуще­ния единственным источником достоверного знания.

Скептицизм (от греч. skeptikos — испытующий, ис­следующий, критикующий) - философская концепция, основанная на сомнении в возможности получения достоверного знания.

Славянофилы - представители одного из основных направлений русской философско-общественной мыс­ли середины XIX в. Идейно-духовные противники за­падников. Обосновывали принцип особого пути разви­тия России, в противоположность поверхностному под­ражательству Западу.

Солипсизм (от лат. solus - единственный и ipse - сам) - философская концепция, основанная на призна­нии того, что сознание человека есть единственная ре­альность.

Софистика (от греч. sofistes - мудрец, искусник) - способ ведения споров, диспутов, дискуссий, ставящий своей целью достижение победы любыми средствами. Для этого применяются специальные приемы - т. н. со­физмы, уловки, внешне логичные и убедительные, но ложные по существу: передергивание фактов, подмена понятий, использование многозначных слов.

Спиритуализм (от лат. spiritus - дух) - философ­ское направление, в основу которого положено пред­ставление о духовной, нематериальной основе мира и мыслительной деятельности человека.

Сциентизм - философско-мировоззренческая позиция, рассматрива­ющая науку в качестве главного, интегрального компонента культуры, абсолютизирующая роль науки.

Теизм (от греч. theos - бог) - религиозно-фи­лософская концепция, признающая существование личного Бога как единого управителя и вседержителя мира.

Теодицея (от греч. theos - бог и dike - справедли­вость, право) - «богооправдание», защита идеи божест­венной мудрости, справедливости и разумности при со­творении мира и человека. Теодицеями называются ре­лигиозно-философские трактаты, снимающие видимые противоречия между всемогуществом и благостью Бога и присутствием зла и несправедливости в сотворенном им мире.

Теология - богословие, учение о Боге.

Утилитаризм (от лат. utilitas - польза, выгода) - этическое учение, считающее, что ценность всякого по­ступка человека должна определяться по его конечному результату.

Фатализм (от лат. fatalis - роковой) - мировоз­зренческая концепция, полагающая, что в основе всех поступков человека, мировых событий и процессов ле­жит предопределение, необходимость, не оставляющая места свободе воли, творческой активности.

Фидеизм (от лат. fides - вера) - учение, в основе которого лежит представление о том, что вера, религия дают более достоверное представление и знание о глу­бинных источниках мирового бытия, чем наука и рацио­нальное мышление.

Эвдемонизм (от греч. eudamonia - блаженство, счас­тье) - мировоззренческий принцип, согласно которому основанием морально-нравственного поведения являет­ся счастье и благо отдельного человека. Иными словами, морально все то, что хорошо для конкретного человека.

Эзотеризм и экзотеризм (от греч. esoterikos - внут­ренний и exoterikos - внешний) - религиозно-мистиче­ские учения, предназначенные только для посвященных (эзотеризм) и для всех интересующихся (экзотеризм).

Экзистенциализм - одно из наиболее влиятельных и популярных философских направлений в первой по­ловине XX в. Его основой является проблема смысла жизни отдельно взятого человека, его личностной сво­боды и ответственности. Наиболее известные экзистен­циалисты: Кьеркегор, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер, Хайдеггер.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - философское направление, признающее, что именно в опыте (в широ­ком смысле этого слова) содержится критерий истины.

Эпистемология - раздел теории познания, в котором рассматриваются проблемы научного познания.

Эсхатология (от греч. eschatos - последний и logos - учение, наука) - религиозное учение о конце света, о ко­нечных судьбах человечества и мира, Страшном суде и загробном воздаянии за дела людей.

Этика (от греч. ethos - привычка, нрав) - учение о морали и нравственности, о жизненных ценностях, поступках и практической деятельности человека.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.