Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые слова: законы диалектики, противоречие, мера, количество, качество, противоположность, преемственность, детерминизм, отрицание отрицания.






Принципы диалектики вводят представление о развитии как объективном, взаимосвязанном, системном, детерминированном процессе.

З акон единства и борьбы противоположностей указывает на источник, импульс, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимодействия противоположных сторон.

В различных сферах бытия этот закон имеет специфические характеристики. В неорганической природе противоречия носят объективный характер, т.е. происходят без участия человека, но человек своей деятельностью может повлиять на них, использовать их для совершенствования техники и технологий. В живой природе противоречия проявляются также без участия человека, но более сложно. Значительнее и последствия воздействия человека на одну из природных ниш, оно может привести к кризису в функционировании биологической массы. В социальных системах противоречия напрямую связаны с деятельностью людей, их судьбой, существованием.

Конкретные проявления противоречий позволяют ввести их типологию. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

З акон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития. Основные категории этого закона: качество, количество, мера, скачок.

Качество – это философская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе его связей и отношений с другими предметами.

Социальная философия качества отражает соответствие предмета, артефакта ожидаемым потребностям потребителей. Эта философия разработала методологию качества, в рамках которой важную роль играют организационные структуры. Их деятельность связывается с понятием менеджмента качества.

Количество – это философская категория для отражения степени развития и интенсивности свойств предмета, выраженных в величинах и числах.

Мера – это философская категория для отражения диалектического единства качества и количества, или такого интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок – это философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате повышения меры.

З акон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Преемственность отражает связь между различными этапами в развитии системы, сущность которой состоит в сохранении положительных элементов целого при переходе к новому состоянию, Одним из условий преемственности является сохранение способности системы к самоорганизации.

 

ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.

(Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены В.И.Канарской).

 

 

Вопрос 1. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО

И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО АНАЛИЗА

Ключевые понятия: природа, антропоморфизм, гилозоизм, деизм, пантеизм, механицизм, телеология, синергетика, коэволюция

 

Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни связаны как генетически, так и структурно-функционально. Они иерархически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого.

Человек изменяет природу и символизирует себя в ней. История человечества это – история взаимоотношений человек-природа. Проблемы возникновения Вселенной, живой и неживой природы, выяснение ее фундаментальных законов в одинаковой степени представляют интерес, как для философии, так и для естествознания.

Взаимодействие философии с естествознанием имеет двухстороннюю направленность. Так, естественнонаучные концепции:

- обладают большим мировоззренческим содержанием;

- стимулируют становление нового понимания природы;

-используются при обосновании философских учений.

Философские концепции:

- в ырабатывает общее представления о мире, а значит и о природе,

- о путях ее познания

- о месте и роли человека в мире, в природе.

В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск.

Анализ взаимодействия философии и естествознания на разных этапах истории познания имеет существенное значение для понимания становления философских оснований современной науки о природе.

В индийской философской традиции мир – это живое тело, живой организм, и всякое действие по отношению к нему требует нравственных оснований. Для философии Древней Индии характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой «Атман есть Брахман». Атман это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – это безличный абсолют, из которого происходит все остальное. Основная мысль заключается в том, что Атман и Брахман совпадают – «Все есть Атман, все есть Брахман» («одно зерно содержит всю Вселенную»). В философии буддизма, джайнизма вырабатываются нравственные принципы отношения к природе, основы этики ненасилия. В философии Древнего Китая основным понятием для постижения Вселенной и человека становится Дао (путь) – безличный мировой закон. Так философия даосизма натуралистически и космологически ориентирована. Жить «по – дао» означает «следовать естественности» не искажать своими действиями порядок вещей в мире. Отсюда принцип «у-вэй», который требует невмешательства в протекание природного процесса. Для традиционных культур подобные принципы играют важную регулирующую роль. Они ориентировали на приспособление к внешним природным условиям.

Проблема жизнеустройства человека в природном мире всегда была актуальна для Западной цивилизации. Длительное время, в период, когда естествознание как самостоятельная наука еще не существовала, представления о природе развивались в рамках натурфилософских концепций.

Космоцентризм – отличительная черта греческой философии. Ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и человека (макрокосмос, микрокосмос). Античная философия построена на одушевленно-разумном космологизме. Космос существует вечно, сам по себе (Гераклит). Сам термин «космос» («строй мира») указывает на строй, порядок, красоту. Создается концепция музыкально-числового космоса (Пифагор). Мир предстает в виде художественного произведения – чувственного космоса с гармонией сфер и с пропорциональным распределением физико-геометрических и музыкально-арифметических соотношений. Космос – это и «техне» (искусство, ремесло божественное, космологическое). Античные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Космос понимается как неразделенность природы и человека. Благая жизнь мыслится не иначе как в согласии с природой.

В античной натурфилософии единое многообразие мира усматривают в его вещественности (вода, огонь, атом и т.д.). Атомистическая гипотеза (Демокрит, Эпикур и др.) оказала серьезное влияние на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке Нового времени. Античные философы выдвигают стихийные, и во многом наивные представления о развитии природы под действием естественных причин (Эмпедокл, Демокрит и др.).

Особое значение на понимание природы в философии и естествознании оказали следующие идеи и исследования Аристотеля:

- «фюзис» (природа)– это 1) возникновение рождающихся вещей; 2) то основное в составе рождающейся вещи, из чего вещь рождается; 3) источник, откуда получается первое движение в каждой из природных вещей; 4) материя; 5) форма; 6) сущность;

- жизнь - результат воздействия на вечную, но пассивную материю активного начала - нематериальной формы, энтелехии (позднее используется сторонниками витализма);

- Бог – Перводвигатель -Ум – Форма-Форм (используется сторонниками механицизма);

- восходящая лестница живого: на этой основе - классификация биологических организмов;

- каждое биологическое явление имеет в себе изначальную внутреннюю цель, определяющую и все особенности, и все его изменения (легло в основу телеологии – учения о сверхматериальной предустановленной целесообразности);

- геоцентризм.

Теоцентризм – отличительная черта философии и культуры средних веков. Глубочайшая проблема средневекового мировоззрения – отношение человека и мира к Богу. Область науки ограничена, так как изучение внешнего мира считается занятием пустым. Это отразилось и на средневековом понятии природы. Происходит разделение бытия - на сотворенное (внешний мир) и несотворенное (Бог). Изучение сотворенного мира имело смысл постольку, поскольку оно несло на себе следы своего творца. Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Фома Аквинский дает новую интерпретацию многих идей Аристотеля. Жизнеспособность биологических организмов и их целесообразность он объясняет действием нематериального «жизненного принципа». Вместе с тем Аквинский разрабатывает важную мировоззренческую идею з акономерного характера жизнедеятельности биологических организмов (соответствующие законы установлены Богом). Церковь, в известной степени заинтересованная в развитии прикладной астрономии, защищает систему Аристотеля – Птоломея по мировоззренческим соображениям:

- мир, ограниченный в пространстве последней сферой неподвижных звезд, имеет свое начало во времени, так как создан Богом «из ничего»;

- в конечном мире, созданном Богом, все выполняет предопределенную цель;

- высшей целью провозглашается человек, созданный Богом «по своему образу и подобию» (теологизм превращается в антропоцентризм – в рассмотрение всех явлений и процессов природы с точки зрения человека как высшего создания Бога на Земле);

- натурфилософский дуализм – представление о принципиальной противоположности между веществом Земли (земля, вода, воздух, огонь) и неба со всеми звездами, состоящими из «пятой Сущности», божественного эфира);

- Вселенная неизменна, как и круговое движение небесных светил вокруг Земли с неизменной скоростью.

Антропоцентризм дает новое мироощущение. В эпоху Возрождения возвращается интерес к природе. Это приводит к интенсивному развитию научных знаний, естественных наук. Возникает экспериментальное и математическое естествознание. Коперник математически обосновывает гелиоцентрическую систему. Эта теория выходит за рамки только астрономии. Она оказывает огромное влияние, как на развитие философии, так и на прогресс материалистического мировоззрения. Н. Кузанский приходит к новым представлениям о мире как «ограниченном максимуме». Он утверждает, что Земля не составляет центра мира, говорит о бесконечности Вселенной, отсутствия границ в ней. В конце 16 века идея бесконечности природы становится одной из главных в натурфилософии.

Все натурфилософские концепции возобновляют взгляд на мир, свойственный античности:

- органистический (аналогия между организмом человеческим, животным и природой);

- природу как живую и изменяющуюся;

- человека как частицу природы, микрокосмос отражающий макрокосмос, Вселенную;

- природа - совершенное произведение, созданное Богом, величайшим художником.

Одушевленность природы рассматривается как результат известного сочетания природных элементов. Понимание человека как части природы нередко приводит к антропоморфизации (одушевлению) природы. В натурфилософских концепциях широко используются пантеистические и диалектические идеи (Николай Кузанский, Д.Бруно и др.). Мир в целом представляется как живой развивающийся механизм. Сохраняется идея нематериальной обусловленности жизни - благодаря присутствию, растворенности Бога в мире. Галилей начинает развивать механистический взгляд на природу. Считает, что книгу природы невозможно понять, если не овладеешь ее математическим языком, знаки которого математические фигуры (треугольник, круг и т.д.). Механика и математика становятся базой его атомистических взглядов. В отличие от натурфилософов ученые-испытатели выдвигают другие принципы интерпретации природы. Астрономические открытия Галилея становятся доказательством истинности гелиоцентрической теории. Формулируется деистический взгляд на природу, сохраняющий обособленное положение Бога в бесконечном мире. Страстное стремление к овладению силами природы, воздействию на нее, при недостатке знаний, порождает увлечение магией, включавшей занятия алхимией.

В 17 - 18 идеи антропоцентризма получают новую интерпретацию. Мировосприятие изменяется. Распространяется признание свободы и величия человека, его разума. Знание рассматривается как сила и тот, кто владеет им, обретает могущество (Ф..Бэкон). Природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной деятельности человека. Она понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук. Мир в законченной целесообразности его явлений, предстает как совершенная машина, созданная рукой божественного мастера (Ньютон). Пафос исследований сосредотачивается на природе, на естественном (. существующем по природе, а не по человеческому или божественному установлению). На основе опытно-экспериментального естествознания вырабатывается новое рационалистическое миросозерцание. Механицизм и рационализм становятся его важнейшими чертами. «Мир устроен рационально» - начинает означать то, что он может быть расчленен с помощью анализа на логически связанные друг с другом и математически точно описываемые составные элементы. Так, Спиноза заставляет саму природу разворачиваться на манер геометрии Евклида. Картезианская физика превращает природу в математическую схему, отвлеченную от многообразия чувственного опыта. Принципы естествознания этого времени опираются на специфическую систему философских оснований, где доминируют идеи механики (Декарт, Ньютон и др.). Механицизм утверждается в философии в виде методологического подхода: на первый план как универсальный способ объяснения и познания – выдвигается комбинаторика в разных ее видах (соединение, сцепление, разделение и т.д.) Природе приписываются такие свойства, которые изучаются на основе механики.

Одна из причин, проникновения механицизма в мировоззрении и методологии 17 века связана с решением практически важных для производства того времени задач (постройка простых наземных механизмов, астрономических приборов, кораблей, часов и т.д.). Так в Новое время идеи и открытия Декарта с одной стороны способствуют разработке научного объяснения жизни, но с другой – приводят к ее механистически упрощенной трактовке. Например, он начинает рассматривать живые существа как сложные машины, автоматы, подчиняющиеся законам механики. Одновременно именно Декарт вводит в математику движение (дифференциал). Высказывает мысль о приложении идеи прогресса и к животному миру. Он разрабатывает одну из самых ранних гипотез возникновения солнечной системы и других систем, («теория вихрей»), правда, как условную теоретическую конструкцию. Однако выведение следствий из причин по методу генетической дедукции позволило получить спустя сто лет картину саморазвивающейся Вселенной (Бюффон). В целом для механистического естествознания объяснение естественными причинами образования Солнечной системы и других космических систем представляется невозможным. Наличие движения материи во Вселенной трактуется как результат божественного «первотолчка». В Новое время с формированием опытного естествознания происходят существенные преобразования в трактовке жизни. Наблюдается открытое противостояние механицизма (Декарт) и витализма (Лейбниц).

В 17 в. происходит опровержение представления о самозарождении жизни (Ф.Реди), а в 18в. - открытие микроорганизмов (А.Левенгук). В этот период значительно расширяется объем экспериментальных исследований живой природы. Все больше внимания уделяется проблемам систематизации живых организмов (К.Линней). Проблемы систематики оказались тесно связанными с выработкой определенного понимания развития – индивидуального и филогенетического. Обсуждение данных вопросов связано с острыми спорами мировоззренческого характера.

Становление эмбриологии осуществляется на фоне полемики преформизма и эпигенеза. Первые утверждают, что будущий организм имеется уже в миниатюре в клетке, т.е. можно говорить, не о развитии, а о развертывании, росте зародыша (Ш.Боннэ, А.Галлер и др.) Вторые считают, что имеет место развитие зародыша, т.е. появление новых частей и органов (К.В.Вольф и др.). Мировоззренческие дискуссии по вопросам исторического развития живой природы, соотношения и изменения видов сводятся либо к принятию идей «предустановленного порядка природы» и «восходящей лестницы существ» (Ш.Боннэ, Э.Робинэ и др.), либо к разработке идей трансформизма (Ж.Бюффон, Э.Дарвин и др.).

В 18 в. Д.Дидро и Ж.О.Ламетри выдвигают идеи о гармоничности формирования (целесообразность) организмов в процессе их исторического развития (из хаоса самых разнообразных живых существ сохраняются лишь обладающие способностями к жизнедеятельности и размножению). В естествознании и философии складываются предпосылки диалектического понимания природы.

Особая – диалектическая – трактовка жизни предлагается И.Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Это и определяет целесообразность их организации. Выражает диалектический взгляд на Вселенную, выдвигает новую космогоническую гипотезу (Канта и Лапласса, построивших теоретическую модель возникновения упорядоченности Солнечной системы из хаотичности первичной туманности можно считать первыми «синергетиками»). Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. В мировоззренческом плане важно, что возникновение жизни на Земле считает таким же естественным процессом, как и образование планеты.

Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира.

Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Складывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике. Особое значение для науки о жизни 19 века приобретает клеточная тория (Т.Шван) и теория эволюции ( Ч.Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. Концепция Ч.Дарвина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественнонаучная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах. Утверждение теории естественного отбора способствует стихийному введению принципов материального единства мира и его развития в основания биологии, широкому распространению естественнонаучного материализма. В конце 19 века физика подходит к необходимости изучения природы на микроуровне. Разрабатывается квантовая теория атома, появляется физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занимает квантово-волновой дуализм

В 20 в. переосмысливается место, роль и назначение человека в масштабах Космоса. Создание теории относительности, квантовой механики полностью изменяют понимание природы, Вселенной. На фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, как созидательную, так и разрушительную, активного развития космопрактики особое значение приобретают идеи космизма. Так русский религиозный философ Н.Федоров пытается объединить судьбы человечества и вселенского бытия, синтезировать антропологизм и космизм. Человек приобретает в его косморегулятивном проекте уникальные возможности для своей самореализации, становится гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий распространяется на всю область отношений человек и природа. Федоров указывает на необходимость объединения всех разумных существ во всеобщем деле управления, регуляции силами природы. К.Э.Циалковский закладывает мировоззренческие основы по преодолению геоцентризма в практической деятельности человека. Естествоиспытатели Н.А.Умов, А.Л.Чижевский, И.Г. Холодный осознают потребность в преодолении мировоззренческих установок антропоцентризма, в разработке нового понимания природы. Нерасторжимость человека и Вселенной подчеркивается двумя взаимодополняющими принципами. Смысл первого из них «Судьба человека зависит от судьбы Вселенной (Циалковский, Чижевский). Данный принцип стал философским основанием междисциплинарной концепции Чижевского, согласно которой космические факторы оказывают сильнейшее влияние на геофизические, биологические и социально-исторические процессы. Опираясь на философские идеи о гармонии космоса, Чижевский обнаружил новый аспект «тонкой подстройки» космических и земных факторов человеческой истории. Сейчас эти проблемы разрабатываются в рамках подхода, названного «Большой историей» (от рождения Вселенной до современного этапа истории человечества). Социально-исторические события на Земле становятся фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Другая сторона выражается принципом «Судьба Вселенной и входящих в нее структур зависит от человека, от человеческой деятельности» (Федоров, Циалковский).Вырабатывается концепция ноосферы (В.И.Вернадский, Т.де Шарден, Е.Леруа). Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что к 20 веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек берет на себя руководство и ответственность за ход природных процессов. Природные системы рассматриваются как синергетические, описываются соотношениями хаоса и порядка. Осознается универсальность коэволюционных отношений, разрабатываются коэволюционные идеи в понимании взаимодействия человека и природы. Развитие космопрактики приводит к формированию самой грандиозной социоприродной системы «Человечество-Земля Вселенная».

 

.

 

Вопрос 2.ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Ключевые понятия: глобальный эволюционизм, синергетика, биосфера, коэволюция

 

Естествознание 20 века имеет дело с множеством картин природы, онтологических схем и моделей, нередко альтернативных друг другу. С середины 20 века идеи самоорганизации становятся основой нового стиля мышления и нового миропонимания. Разрабатываются принципы глобального эволюционизма. Проблема состоит в выработке на теоретическом уровне знания целой серии сценариев, охватывающих как единое целое всю совокупность известных эволюционных процессов – космологических, физических, биологических, психических, социальных. Общая картина развития природы обобщает и систематизирует имеющийся разнообразный естественнонаучный материал.

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли:

- теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и ноосферы;

- теория нестационарной Вселенной;

- синергетика.

Глобальный эволюционизм позволяет:

- выстроить новую картину мира:

- рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю;

-установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума;

- рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития.

Таким образом, согласно концепции глобального эволюционизма общая картина природы показывает реальную возможность рассмотреть все многообразие процессов в Метагалактике в аспекте концепции самоорганизации. Идеи глобального эволюционизма получили обоснование и только после этого стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

В системе наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания. Взаимоотношение физики и философии реализуется в рамках единой человеческой культуры. Общим для этих форм познания является их непосредственная связь с мировоззрением.

Современнаяфизикапредставляет собой диалектическое единство системы теоретических моделей природы и методов ее экспериментального исследования. Ее объект принадлежит качественно разным областям действительности: микро -, макро - и мегамирам. Одной, из важнейших детерминант развития физики 21 века и ее идеалом остается построение единой картины мира. Цель современной физики - синтез квантовых и релятивистских представлений в единую картину мира. В квантовой теории поля фундаментальными абстракциями являются понятия частиц и полей, переносчиков взаимодействия. С появлением квантовой теории, точнее корпускулярно-волнового дуализма, снимается резкое разделение материи на поля и частицы. В квантовой механике постулируется, что любую систему взаимодействующих частиц можно описать с помощью некоторого волнового поля. Следовательно, не только каждому полю соответствуют определенные частицы, но и всем частицам – квантовые поля. Этот факт и является выражением корпускулярно-волнового дуализма.

Фундаментальной задачей современной физики является создание теории всех физических взаимодействий и частиц. Создание такой теории базируется на трех основных физических идеях:

- калибровочной природе всех физических взаимодействий;

-лептонно-кварковом структурном уровне в строение вещества;

-спонтанном нарушение симметрии первичного вакуума.

Основной идеей калибровочного подхода является представление, что каждому типу взаимодействий соответствует некоторая группа симметрий, а поля трактуются как нарушения этих симметрий. Известно, что каждый тип элементарных частиц характеризуется своим специфическим законом сохранения. Современная физика показывает, что каждый из законов сохранения является проявлением определенного вида симметрии. Главным результатом современной теоретической физики элементарных частиц является построение Стандартной Модели физики элементарных частиц. Данная модель базируется на идее калибровочных взаимодействий полей и механизме спонтанного нарушения калибровочной симметрии (механизм Хиггса). За последние десятилетия ее предсказания были многократно проверены экспериментально. В настоящее время это единственная физическая теория, адекватно описывающая устройство нашего мира вплоть до расстояния 10-18 м.

Классификация взаимодействий тесно связана с классификацией частиц. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц, которые можно сгруппировать по различным признакам. Все эти частицы состоят лишь из нескольких базовых компонентов. Частицы, которые сегодня рассматриваются как базовые, могут быть классифицированы как лептоны и кварки, и носители основной силы, например, глюоны и фотоны. Частицы, состоящие из двух или более кварков, называются адронами. Большинство элементарных частиц нестабильно и распадаются на другие частицы. Особое значение в современной физике приобретает понятие «вакуум». По современным представлениям вакуум обладает сложной структурой. Элементы материи, частицы, рассматриваются как возбуждения вакуума. Нестабильные вакуумные структуры стабилизируются при взаимодействии с кварковыми структурами. Так образуются реальные мезоны и барионы. Таким образом, в известном смысле, вакуум можно считать системой, порождающей материю.

Современная картина природы показывает реальную возможность рассмотрения всего многообразие процессов в Метагалактике в аспекте самоорганизации.

Понятие самоорганизации появляется в 70-е г.г. 20 столетия. Затем исследователи выдвигают тезис «порядок из хаоса». Общий теоретико-математический базис для объяснения явлений самоорганизации связан со становлением синергетики. Сам термин «синергетика» был предложен Хакеном. Он происходит от греч. syhergetikos - совместный, согласованно действующий. Хакен предложил рассматривать синергетику как теорию возникновения новых качеств на макроскопическом уровне. Появление новых качеств в таком контексте можно представить как возникновение смысла или самозарождение смысла.

Среди различных подходов к описанию процессов самоорганизации выделяют:

Российскую школу нелинейной динамики (С.П. Курдюмов)

Бельгийскую школу диссипативных процессов (И.Пригожин)

Немецкую школу лазерной физики (Г. Хакен)

Особенность синергетической системы состоит в том, что малые флуктуации, малые изменения начальных условий возрастают в ней до макроскопического уровня. На этом пути возникают неустойчивости, приводящие к бифуркациям, т.е. к резким качественным изменениям состояния системы. Эти изменения имеют характер фазовых переходов. В синергетической системе реализуется самоорганизация, самоупорядочивание в пространстве и времени. Соответствующие явления наблюдаются на всевозможных уровнях строения, начиная с Вселенной в целом, и кончая частицей вируса.

С амоорганизующиеся системы обладают возможностью генерации информации. Связано это с неравновесностью системы и обусловлено свойствами среды, в которой размещены элементы этой системы.

Изучение нелинейных уравнений в контексте синергетики привело к открытию особого класса фазовых траекторий – странных аттракторов. Они по существу являются математическими образамисостояний механических систем, которым соответствует сложное химическое движение, названное динамическим хаосом. После появления синергетики оказалось, что хаотическое движение можно описать. Согласно Пригожину понятие хаоса может разрешить сразу три парадокса: необратимость времени, коллапс волновой функции, появление порядка из хаоса. Порядок и хаос в контексте синергетики не носят абсолютного характера. Одно понятие определяется через другое. Хаос в открытой неравновесной системе приводит к самоорганизации.

Создание И.Пригожиным термодинамики открытых неравновесных систем позволило по-новому подойти к целому классу традиционных для физики вопросов, рассмотреть проблемы необратимости, времени, эволюции. Пригожин предпринял попытку внести в физику идеи эволюции. Он предложил понятие «стрелы времени», используя для этого представление о динамическом хаосе. Исходя из успехов синергетики, ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из хаоса.

Становление в физике идей самоорганизации и целесообразности привело к рассмотрению человека как уникального и одновременно естественного результата глобально-космической эволюции.

В основания междисциплинарной исследовательской программы универсального эволюционизма входит антропный принцип. Он получил подтверждение, как отражение определенных физических закономерностей, после интерпретации количественных соотношений между фундаментальными константами (скорость света, постоянная Планка, заряд электрона, гравитационная постоянная и др.).

Его философское значение заключается в следующем:

- позволяет глубже понять единство человека и Вселенной;

- можно говорить об «антропологической направленности» эволюции природы:

- получает поддержку идея о существовании разумной жизни во Вселенной.

Релятивистская космология рассматривает модель расширяющейся Вселенной. При этом само понятие «рождение Вселенной» отражает то, что происходит благодаря «Большому взрыву», а последующее расширение Вселенной нельзя понимать как процесс перехода вначале крайне плотной материи в некую окружающую пустоту, так как ее просто нет. В философско-мировоззренческом плане Вселенная есть все существующее, вне ее ничего нет. Причинами начала расширения Вселенной выступают квантовые эффекты, возникающие в поле тяготения при огромных плотностях материи. Эти эффекты во многом еще не ясны, современная физическая наука лишь начинает их исследовать и осмысливать. Сам термин «Большой взрыв» - больше метафора, чем точный теоретический конструкт.

В современной физике космоса наблюдается ускорение внутренних интегративных процессов, например, сближение основ космогонии и астрофизики. Космогония интегрируется с космологией, так как Вселенную с момента Большого взрыва можно рассматривать как специфическое метагалактическое образование, проявляющее в определенной степени общие законы образования Галактик. В этом заключается один из важнейших принципов космогонии, согласно которому законы природы, открытые на основе изучения ограниченной части Вселенной (на планете Земля), могут быть экстраполированы, по сути, на всю Вселенную. На философско-мировоззренческом уровне знаний при таком подходе своеобразно проявляется синтез принципов единства мира и развития.

Следует подчеркнуть, что механизм становления и функционирования Вселенной в настоящее время изучен лишь в общих чертах. Многие проблемы остаются открытыми. Это относится и к вопросу о природе начальной космологической сингулярности и ее поэтапной эволюции.

Так, в рамках инфляционной космологии обсуждается модель хаотического раздувания. «Причиной Космоса» становится квантовая флуктуация (это понятие заменяет в современной космологии понятие сингулярности). Она приводит к образованию классического пространства-времени, которое, согласно теории, начало экспоненциально расширяться. Понятие вечного раздувания описывает эволюционный процесс, продолжающийся как цепная реакция. Если Мета-Вселенная содержит, по крайней мере, одну раздувающуюся область, она будет безостановочно порождать новые раздувающиеся области. Возникает ветвящаяся структура мини-Вселенных, похожих на фрактал. Жизнь земного типа может возникнуть лишь в части мини-Вселенных, условия в которых достаточно благоприятны для этого (антропный принцип). В некоторых из этих мини-Вселенных размерность пространства и времени может быть отлична от четырех, а вместо слабых, электромагнитных и сильных взаимодействий, могут существовать взаимодействия совершенно других типов с другими константами связи. Т.е. речь идет о процессе бесконечной самоорганизации. Теория раздувающейся Вселенной вносит (пока на гипотетическом уровне) серьезные изменения в научную картину мира:

- порывает отождествление Метагалактики и Вселенной как целого;

- вводит принцип крайней неоднородности Вселенной;

- дает новое понимание проблемы сингулярности, применяя квантовый способ объяснения и описания. Вместо рождения всего мира из сингулярности нескончаемый процесс взаимопревращения фаз, в которых квантовые флуктуации метрики различны;

-философские основания инфляционной космологии включают идеи и образы из разных философских систем – идея бесконечного множества миров (Демокрит, Эпикур, Кузанский, Бруно и др.), о превращении потенциально возможного в действительное (Аристотель) и т.д.

Эволюционная проблема становится основной в изучении Вселенной. Исследования в этой области теоретически описывают механизмы рождения Вселенной, а также последовательного возникновения и эволюции наблюдаемой структуры Вселенной, выявляют коэволюцию мега- и микрокосмосов. Решаемые наукой о Вселенной фундаментальные вопросы содержат и философский контекст. С мировоззренческой точки зрения особый интерес представляет постижение механизмов взаимодействия теории эволюции Вселенной с социокультурным контекстом.

Таким образом, современная картина природы:

- дает эволюционистское и синергетическое понимание реальности;

- включает человека как неотъемлемую характеристику картины мира;

- позволяет рассмотреть все многообразие процессов в Метагалактике в аспекте концепции самоорганизации.

 

Главное место в изучении процесса соотношения общества и природы принадлежит геологии.

Земная кора выступает основным объектом геологии. Важное методологическое значение для геологии имеет категория геологическая картина мира. Она представляет собой конкретизацию философской категории научная картина мира. В структуре этой категории выделяется два компонента:

- концептуальный ( понятийный) – геологическая система, геологическое пространство и время и т.д.

- чувственно-образный – совокупность наглядных представлений о природе.

В настоящее время в литературе приняты два принципа выделения земных оболочек: «естественнонаучный» и «биохимический». Их смешение приводит к ошибочным представлениям о строении Земли как планеты.

Первый из них берет начало от Э.Зюсса. Земные оболочки выделяются по их основному содержанию:

гидросфера - жидкая земная оболочка

литосфера – твердая часть земной коры

биосфера – оболочка, состоящая из живых организмов

атмосфера – воздушная оболочка

тропосфера – нижняя часть атмосферы.

При данном подходе оболочку, которая состоит из отдельных биогеоценозов, в современной биологии рассматривают как биосферу. Этот принцип однокачественности распространяется и на более сложные образования. Так, совокупность отдельных стран называется социосферой. Этот же принцип применим и при выделении особых оболочек, называемых экосферой.

Второй принцип выделения оболочек Земли введен в науку Вернадским. Это особый геохимический принцип. Он основан на том, что отдельная оболочка планеты состоит из ряда геосфер. Так биосфера, по Вернадскому является оболочкой планеты и состоит из совокупности трех геосфер:

- тропосферы – нижней воздушной геосферы

- гидросферы

- части стратисферы.

Жизнь существует только в биосфере и пронизывает все ее содержание. Живые организмы Вернадский рассматривает с точки зрения их химического содержания. Он вводит новое понятие «живое вещество».

Совокупность всех живых организмов планеты, по Вернадскому, образует живую природу. Массы живого вещества рассматриваются как неотъемлемая и неотделимая часть механизма земной коры.

Окружающие нас геологические условия – это геологическая среда. Следует отметить, что в современной геологии нет единого мнения по поводу термина «геологическая среда». Вместе с тем, с помощью данного понятия решаются социологические и инженерно-хозяйственные проблемы в области социальной экологии.

Разработка данного термина привела к созданию нового направления в геологии – экологической геологии. Она изучает верхние горизонты литосферы (включая подземные воды и газы) как одну из абиотических компонент экосистем высокого уровня организации. Объект экологической геологии – традиционные для геологии сферы земли. Предмет - экологические функции приповерхностной части литосферы. В настоящее время предлагается новое понятие «эколого-геологическая система», которое включает в себя биоту и геологические факторы среды (литогенная составляющая), а также факторы среды техногенного и природного происхождения. Экосистемы такого порядка напоминают географические ландшафты.

Таким образом, современная геологическая наука решает следующие проблемы: снабжение общества горючими ископаемыми, строительным материалом, различными полезными ископаемыми, решение инженерных вопросов и т.д. Особое место занимают проблемы, связанные с охраной и преобразованием природы.

20 век - время великих открытий в науке о жизни: обоснованы материалистические концепции возникновения жизни, происходит становление генетики, молекулярной биологии, экологии и других дисциплин, повлекших качественные изменения в этой области знаний. В биологии наших дней разработаны важные теоретические представления о сущностных характеристиках, о закономерностях структурно-функциональной организации и развития органической жизни. Этим определяется современное понимание объекта биологического познания. К числу основных характеристик биологического объекта обычно относят:

- чрезвычайное разнообразие форм (микроорганизмов, растений, животных);

- способность к саморазвитию;

-системная организованность;

-способность к самоорганизации;

-способность к самовоспроизведению;

-целесообразность организации.

В процессе раскрытия выделенных характеристик биологического объекта оформилась система мировоззренческих и методологических принципов, составляющих философское основание современной биологии: принцип системности, органической целостности, органического детерминизма, органической целесообразности.

Данные принципы имеют универсальный для биологии характер, применяются во всех дисциплинах – от молекулярной биологии до экологии – и имеют существенное значение для познания сущности, возникновения и развития живой природы.

Огромное теоретическое и мировоззренческое значение имело становление классической генетики. В ходе оформления этой области знаний были открыты законы наследственности и выявлены механизмы генетической изменчивости. Генетика открыла новые возможности для теоретической интерпретации взаимодействия организма и среды, для понимания единства жизни.

Определение роли ДНК как носителя генетической информации и открытие ее структуры привело к формированию молекулярной биологии. На основе идей молекулярной биологии оказалось возможным раскрыть инвариантность и универсальность наиболее общих законов биосистем на молекулярном уровне. Это сопровождалось теоретическим осмыслением механизмов самовоспроизведения жизни, изменениями в различных областях биологического знания (становление молекулярной генетики, концепции молекулярной эволюции и др.). Благодаря молекулярной биологии получила естественнонаучное обоснование идея:

- единства неживой и живой природы и качественной специфичности последней;

- несводимость законов живой природы к законам физики и химии;

- естественной саморегуляции, самоорганизации, самоуправления в живой природе.

. Углубление биологии в познание молекулярного уровня биосистем сделало возможным познание сложных уровней организации живой природы – биоценотического, биосферного. Это обусловило стремительное развитие экологии, привело к оформлению идеи коэволюции природы и общества.

Однако самым выдающимся достижением биологической науки является теория эволюции путем естественного отбора. В 20 веке теорию естественного отбора биологам пришлось формулировать заново. Эта теория называется по-разному (неодарвинизм, биологическая теория эволюции и т.д.), но чаще всего синтетической теорией эволюции, или СТЭ. Она возникает из реабилитации и новой формулировки принципа естественного отбора в генетических и статистических терминах. Подчеркивается конструктивная сила эволюции, позитивный и творческий процесс созидания новых форм. СТЭ имеет огромное общебиологическое, философское, мировоззренческое значение.

В наши дни все ярче проявляется тенденция взаимодействия биологии с социогуманитарным знанием. Ценностное наполнение биологического

знания определяют следующие факторы:

- многообразие жизни сочетается с уникальностью каждой из ее форм, т.е. любой вид, любая особь является особой ценностью. Все они должны быть сохранены;

- живое существо рождается и умирает; высоко развитые формы жизни обладают способностями испытывать боль, страх, ощущать радость жизни и привязанность; общие механизмы жизнедеятельности для животных и человека, а также поведение животных, напоминающее поведение людей и т.д.

- живая природа подвергается эстетическим оценкам.

Биологический анализ экологической проблемы выводит на изучение социоприродных систем – их формирования и развития, целенаправленного конструирования и прогнозируемого изменения, а также обуславливает постановку проблемы коэволюции и общества.

Одна из тенденций в развитии биологии выражается в резком возрастании ее практического значения, которое осуществляется через взаимодействие с техническим знанием, технологией, техникой. Это ведет к становлению биотехнологии. Биология уже не только изучает, но и непосредственно влияет на мир живого. Все более отчетливо проявляется тенденция конструирования, создание новых биологических объектов. Считается, что биотехнология вступила в новый – «биоинженерный» - этап своего развития. На основе биотехнологии оказывается возможным достижение широкого круга практических целей:

- резкое повышение продуктивности сельскохозяйственных растений и животных;

- производство в необходимых размерах ряда биогенных веществ и препаратов

- разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий, функционирующих по замкнутому циклу и моделирующих биологические процессы; утилизация промышленных отходов с использованием микроорганизмов; экологизация производства в целом, а так же создание искусственных агроценозов;

- решение комплекса медицинских проблем и т.д.

Очевидно, что развитие биологии может способствовать решению ряда глобальных проблем (экологической, продовольственной, медицинской). Вместе с тем необходимо знать, что применение биотехнологий должно осуществляться взвешенно, подвергаться экологической, экономической, социальной экспертизе. В ином случае перед человечеством могут встать еще более опасные, чем современные, глобальные проблемы. К концу 20 века в контексте идей глобального эволюционизма все отчетливее осознается необходимость дополнения стратегии эволюционной стратегией коэволюционной. Коэволюционная стратегия открывает новые перспективы для организации знания, ориентирует на новые способы понимания сопряженности мира природы и мира культуры, осмысления путей совместной эволюции природы и человека, биосферы и ноосферы, цивилизации и культуры.

Вопрос 3. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ключевые понятия: ноосфера, техносфера, коэволюция, экологический императив

 

Термин «ноосфера» был введен в научную литературу в начале 20-х годов прошлого столетия Э.Леруа и Тейяр де Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Так, Леруа сравнивает ноосферу с белой скатертью, которой прикрыта биосфера. Из биосферы бьют фонтанчики, питающие ноосферу необходимыми веществами. Согласно концепции «христианского эволюционизма» Тейяр де Шардена человек – явление Жизни, которая пронизана Божеством и эволюционирует по спирали - от простого, к высшей божественной сложности по законам, заданным Богом. Импульс для развития дает «радиальная энергия», противостоящая энтропии. Закономерным этапом в развитии Жизни является «ноосфера», когда разум человека становится силой планетарного масштаба. Конечная цель – «точка Омега». Это своеобразный центр духовного синтеза. В работах Леруа, а также П. Тейяра де Шардена ноосфера осмысливается, прежде всего, как чисто духовное явление.

В.И.Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

Биосфера как система взаимосвязанных биогеоценозов представляет собой такое целостное образование, в котором развиваются свойства, отсутствующие у составляющих ее частей. Многие свойства самих частей являются результатом саморазвития биосферы как целого.

Таким образом, все части биосферы являются:

- продуктом ее собственного развития во взаимодействии с окружающей средой;

- продуктом постоянного взаимодействия дифференцирующихся частей друг с другом.

В результате данного процесса формируется высокоорганизованная система, в которой ни один из ее фрагментов не может существовать в данном качестве вне целого.

Биосфера, как и любая целостная система равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Однако это равновесие динамическое. Оно развивается в борьбе противоречивых процессов, от менее к более активному полюсу. Живое вещество биосферы в силу особенностей его структуры выступает как более активный полюс взаимодействия, что определяет преимущественное движение вещества и энергии от неживой природы к органическому миру. Эта тенденция в развитии биосферы значительно усиливается с появлением человечества. Как более высокая, качественно новая ступень развития материи, человеческое общество выходит за пределы живой природы. Качественно особые черты приобретает также измененная им окружающая природа. Это и получило отражение в предложенном Вернадским понятии «ноосфера».

Вернадский считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Так как человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать вне биосферы оно не может, то должно принять на себя обеспечение направленности ее развития. Причем таким образом, чтобы свойства биосферы не вышли за те весьма узкие пределы, в которых только и может существовать биологический вид «человек разумный». Дальнейшая эволюция биосферы приобретает цель – обеспечение будущности человечества.

Таким образом, к человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. В связи с этим встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка. Они сводятся к одной цели – не допустить, чтобы изменения природной сферы происходили во вред, как людям, так и другим формам жизни. Так как эта направленность - функция разумной деятельности человека, то Вернадский предложил использовать понятие «ноосфера» – сфера разума.

Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы.

«Ноосфера» становится центральным междисциплинарным понятием, так как играет важную роль в построении целостной системы знаний об окружающей общество природе во взаимосвязанности всех ее частей.

Оно приобретает важное мировоззренческое значение, как в теории, так и в организации практической деятельности, поскольку характеризует направленность изменений, В свете этой концепции для Вернадского более обоснованной представляется идея закономерности появления цивилизации. На нее, как на всякую материальную систему, распространяются законы сохранения при условии соответствия системы среде существования. Вернадский хорошо понимал не только существенное отличие общества от природы, но и необходимость самой тесной, органической связи общества с окружающей средой как с системно организованным целым. Из взаимосвязанности и согласованности законов общества и природы должны постоянно возникать новые законы, присущие ноосфере как социоестественному образованию. Социальному отводится определяющая и организующая роль по отношению к природному.

. Созревание этапа ноосферы, по мнению В.И. Вернадского связано с многими параметрами:

- планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода;

- соизмеримостью человеческой деятельностью по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами;

- развитием демократических форм человеческого общежития; небывалым расцветом науки и техники.

В эту эпоху не только эволюция окружающего мира должна пойти по новому руслу, направляемого развития, но и человечеству предстоит качественно изменить собственную организацию. То есть учение о ноосфере должно постепенно превратиться в теорию развития ноосферы и перехода природы и общества в качественно новое состояние.

Работы Вернадского стали синтезирующим началом позволившим объединить многочисленные факты в стройную схему единого мирового процесса развития. Учение о ноосфере включает обобщения огромного мировоззренческого значения - роль человечества в эволюции биосферы, единство человечества и биосферы

На протяжении всей истории планеты процесс эволюции живого вещества и всей биосферы шел, следуя общим законам развития, как процесс естественной самоорганизации. Появление естественноисторической системы «человечество и биосфера» многое изменило. С обостренным характером противоречий между человеком и биосферой столкнулось современное поколение людей. Человечеству угрожают экологические катастрофы, связанные с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселением, разрушением системы «человечество-природа». Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека современной техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация начинает свое развитие в 17 веке. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится развитие техники, технологии, прежде всего за счет генерации все новых знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает путь развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира в котором живет человек.

Идея преобразования мира и подчинение человеком природы становится доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории (прединдустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Ценности техногенной культуры задают новый вектор человеческой активности. Можно выделить четыре основных аспекта ценностных и мировоззренческих ориентаций техногенной культуры:

- преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека;

- природа понимается как совершенный механизм; разумное существо, познав законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Природа рассматривается как неиссякаемая кладовая ресурсов;

- ценность власти, силы и господства над природными обстоятельствами;

-ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, так как научно-техническое отношение к миру является базисным для его преобразования.

Ценностные установки техногенной цивилизации приводят к изменению отношения человек – природа.

Резкое возрастание масштабов и темпов развития общественного производства в эпоху НТР:

- обостряет противоречие между обществом и природой;

-обнаруживает ограниченные естественные возможности в обеспечение все возрастающего потребления ресурсов.

- делает необходимым дополнение и усиление естественных возможностей биосферы искусственными средствами.

Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни приводит к осознанию ограниченности и тупиковости этих стратегий. Очевидно, что нельзя делать ставку только на антропогенные или только на витальные природные факторы. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюции может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека-общества и природы. Происходит критический пересмотр всех направлений человеческой активности, а также требований, предъявляемых биосферой. Этими требованиями являются:

- биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы;

-умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества;

- взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношении друг к другу;

- следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям развития общества.

Тем самым открывается новый этап в развитии взаимодействия общества и природы, а также и в истории цивилизации в целом.

Если до сих пор понятие культура охватывало лишь ту часть природы, которая непосредственно осваивалась человеком, то теперь появляется необходимость распространить его на всю природную среду существования человека, включая биосферу, прилегающие к ней области земных недр и космическое пространство. Новое отношение к природе предполагает качественно новый уровень ее понимания и практического использования. Предметом исследования и основой деятельности становятся также и экологические законы. Преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей и прежде всего новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях.

Можно выделить следующие аспекты новых ценностных и мировоззренческих ориентаций техногенной культуры:

- единство человечества и биосферы; –

- ответственность за развитие биосферы в целом;

- природосохраняющая деятельность как главное предназначение человека;

- недопустимость изменения природной сферы во вред, как людям, так и другим формам жизни

- соизмеримость человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами;

- гармония социальной эволюции с биологической;

- биосферный принцип мышления, а в перспективе - ноосферный; - руководство в своем отношении с миром принципом коэволюции;

- ценность личности, способной обеспечить коэволюцию человека и биосферы;

Сегодня два новых понятия постепенно входят в наш обиход. Это понятие коэволюции человека и природы и понятие экологического императива. Первое из них отражает наше представление о принадлежности человека к биосфере, о необходимости гармоничного совместного развития природы и общества. Обеспечение коэволюции – необходимое условие дальнейшего развития человечества, его перехода в эпоху ноосферы. Коэволюционная стратегия открывает новые перспективы для организации знания, ориентируя на поиск новых аналитических единиц и способов понимания сопряженности мира природы и мира культуры, биосферы и ноосферы. Эта стратегия позволяет преодолеть разрыв между эволюционистским подходом к природе и человеку, наметить пути синтеза между эволюционизмом в биологии и эволюционизмом в гуманитарных науках. Критерием для выделения коэволюирующих процессов в различных областях реальности выступает:

- их направленность:

-автономность участвующих во взаимодействии компонентов;

- процессуальность, кооперативность, полифоничность взаимодействующих процессов.

Экологический императив выступает как основной принцип деятельности. Это совокупность условий таких нарушений равновесий природы, которые могут повлечь за собой дальнейшее неконтролируемое изменение характеристик биосферы, сделать невозможным существование человека на земле. В настоящее время без учета экологических факторов человечество обречено на гибель.

Таким образом, преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей общества и прежде всего новой парадигмы духовной и поведенческой структуры человека. Главной осью традиционной культуры является антропоцентризм, воспринимаемый как основа гуманизма. Экологическая культура выстраивается вокруг парадигмы экоцентризма. Человек должен не просто осознать себя как частицу космоса, но понять свою созидательную, поддерживающую этот космос роль

 

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ.

(Материалы к лекции и семинарским занятиям разработаны А.И.Лойко - вопросы 2 и 3; Л.В.Уваровым - вопрос 3; Р.Н.Дождиковой - вопрос 1; Е.Б.Якимович - вопрос 2).

Вопрос 1. Природа и сущность человека.

Ключевые понятия:

Антропология, человек, микрокосм, природа человека, жизнь и смерть, смысл жизни, гуманизм, бытие, существование, сущность, явление, индивид, индивидуальность, личность.

Проблема человека в философии

И. Кант считал, что проблема человека является основным вопросом философии. В этом смысле философия так или иначе является антропологией, т.е. учением о человеке (от греч. антропос – человек и логос – наука), о мире человека. Нас же интересует эволюция философских взглядов на человека.

В философии древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне. Человек возникает после того, как изначальный эфир (ци) делится на два начала Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение и т.д. Вместе с Небом и Землей человечество составляет великую Триаду, каждый элемент которой порождает свой, особый мир, а вместе - всю тьму вещей. «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего».

В древнеиндийской философии человек рассматривается как часть космоса, производная от бытия, т.е. в нравственно-этическом аспекте. С точки зрения концепции круговорота человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон воздаяния (кармы) детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот, кто, совершал благие действия, жил в согласии с моралью и совестью, родится в будущей жизни как представитель высшего сословия






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.