Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. В поликлинике и на участке 2 страница






Меры, направленные на ограждение больного от отрицательных эмоций, должны приниматься с мо­мента поступления его в больницу. Исходя из предпо­сылки активного воздействия на психику больного всего комплекса внешних факторов, особое внимание нужно уделить вопросу создания благоприятной боль­ничной обстановки, правильной организации досуга больного, ликвидации имеющихся травмирующих фак­торов и недостатков в общем распорядке больничной жизни. За последнее время в работе лечебно-профилактических учреждений все больше утверждается принцип «все для больного», отражающий стремление отечественной медицины к максимальному удовлет­ворению потребностей советского человека.

В больницах нашей страны режим дня приблизи­тельно одинаков. В связи с этим и распределяется ра­бота медицинской сестры (табл. 1).

Таблица 1

БОЛЬНИЧНЫЙ РЕЖИМ

Часы Мероприятие Объем работы медицинской сестры
7, 00 7.05—7.30 7.30—8.00 8.00—8.30 8.30—9.00 9.00-10.00 10.00—13.00 13.00—13.30 13.30—14.30 14.30—16.30 16.30—17.00 Подъем Измерение тем­пературы Утренний туалет больных Раздача лекарств Завтрак Обход врачей Выполнение вра­чебных назначений Раздача лекарств Обед Послеобеденный отдых Дневное измере­ние температуры Зажигает свет в палатах Раздает термометры, следит за правильным измерением темпе­ратуры тела, записывает ее в тем^ пературный лист Помогает умыться тяжело­больным, обрабатывает полость рта, глаза, нос. Причесывает больных, перестилает постель, придает правильное положение в постели. Отправляет мочу, кал в лабораторию Раздает лекарства больным и следит за приемом их Помогает буфетчице раздать пищу, кормит тяжелобольных Участие в обходе и запись наз­начений Сопровождение больных в рентгеновский кабинет, к кон­сультантам, зондирование, взя­тие желудочного сока, постанов­ка горчичников, согревающих компрессов, инъекций, выписы­вание рецептов, уход за тяжело­больными Раздает больным лекарства и присутствует при их приеме Помогает раздавать пищу, кор­мит тяжелобольных Проветривает палату, следит за тишиной в ней и в отделении, а также за состоянием тяжело­больных Раздает термометры, записы­вает результаты измерения в тем­пературные листы и истории болезни
] 7.00—17.30 17.30—19.00 19.00—19.30 19.30—20.00 20.30—21.30 21.30—22.00 22.00 Послеобеденный чай Посещение боль­ных родственника­ми, свободное вре­мя Раздача лекарств Ужин Выполнение ве­черних назначений Вечерний туалет Отход ко сну Следит за порядком в отделе­нии, проверяет передачи род­ственников, оформляет докумен­тацию (листы назначения, рецеп­турные листы и т. д.) Раздает лекарства перед ужи­ном Помогает раздавать ужин, кор­мит тяжелобольных Готовит больных к рентгено­логическому исследованию на следующий день, ставит клизмы, банки, согревающие компрессы Подмывает больных, перести­лает постель, придает удобное положение больному, обрабаты­вает полость рта, проветривает палату и т. д. Тушит свет в палатах, укры­вает больных, следит за тишиной в палате и отделении

 

ГЛАВА II

МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПЕРЕДАЧА ДЕЖУРСТВ

Многообразная работа лечебных учреждений находит отражение в медицинской документации, имеющей большое значение для статистических данных, на ос­новании которых высшие органы здравоохранения со­ставляют план развития лечебной и профилактиче­ской сети Советского Союза. В стационаре основным и юридически ответственным документом является история болезни, которая заводится на каждого по­ступающего больного. В ней отмечается путь поступ­ления в стационар (по скорой помощи, по путевке, самотеком и т. д.), указываются час и дата поступле­ния. Паспортная часть должна очень точно запол­няться медицинской сестрой. Делается также отметка о санитарной обработке в приемном отделении. В от­делении врач заносит в историю болезни данные рас­спроса (анамнез) больного и объективные данные по­сле осмотра. Затем врач ежедневно ведет дневник со­стояния больного, где отмечает изменения в течение всего периода пребывания его в стационаре. В исто­рии болезни находится температурный лист, который заполняется врачом на основании данных, записы­ваемых медицинской сестрой в истории болезни еже­дневно (после измерения температуры утром и вече­ром).

Истории болезни хранятся на посту у медицинской сестры в ящиках, запирае­мых на ключ и не доступных для больных. Категорически запрещается давать больному его исто­рию болезни, сообщать данные о его болезни или ре­зультаты лабораторных исследований. История бо­лезни является юридическим документом, поэтому в ней нельзя ничего приписывать, заклеивать, стирать.

Медицинская сестра ежедневно в порядке поступ­ления подклеивает все результаты лабораторных ис­следований и отвечает за их сохранность.

Амбулаторная карта — основной документ поли­клинических больных, в котором отмечаются состояние больного, начиная с первого посещения, и все вызовы врача на дом в течение жизни больного. Если боль­ной переезжает в другой район или город на житель­ство, ему дают подробную выписку из амбулаторной карты с перечислением в хронологическом порядке всех перенесенных заболеваний, методов лечения и т. д. Записи в амбулаторной карте короче, чем в истории болезни, а периоды наблюдения длиннее. Медицинская сестра должна аккуратно подклеивать все результаты лабораторных исследований в амбу­латорную карту, а также следить за своевременным вызовом больных, находящихся на диспансерном учете.

В условиях работы объединенной больницы при поступлении больного в стационар амбулаторную карту передают лечащему врачу.

Журнал приема больных и отказа в госпитализа­ции находится в приемном отделении и очень тщательно заполняется медицинской сестрой: в нем отмечается, кем и когда больной направлен в стацио­нар, и номер истории болезни, заведенной на боль­ного. Журнал служит главным источником сведений о больном для различных справок.

Регистрационная карта поступившего в больницу заполняется медицинской сестрой на основании све­дений из истории болезни и отсылается после выписки больного в вышестоящие органы здравоохранения.

Тетрадь записи врачебных назначений и сдачи де­журств медицинскими сестрами имеется в каждом отделении стационара. Медицинская сестра вносит в нее все врачебные назначения каждому больному. Данные она берет из истории болезни или непосредст­венно у лечащего врача.

В тетрадь для передачи дежурств вносятся все назначения, подлежащие выполнению сменной сест­рой, а именно вечерние назначения (клизмы, банки, горчичники и др.), подготовка больных к рентгено­логическому исследованию, дача лекарств на ночь, взятие мочи, кала для лабораторного исследования и т. д.

Тетрадь поступления и выписки больных ведет старшая сестра отделения. В ней отмечается количество койко-дней, т. е. дней, которые больной провел в отделении, причем день поступления и день выписки считаются за один день.

Обменная карта. Заполняется при направлении больного в стационар. Она состоит из трех частей: корешок остается в поликлинике, во вторую часть вносятся данные о диагнозе, результаты лаборатор­ных исследований, лечебные мероприятия, а третья часть заполняется врачом стационара при выписке больного.

Экстренное извещение об инфекционном заболева­нии, пищевом, остром, профессиональном отравлении составляется медицинским работником, выявившим его при любых обстоятельствах или при подозрении на него. Данное извещение посылается на санитарно-эпидемиологическую станцию по месту выявления больного не позднее 12 ч с момента его обнаружения.

Медицинская сестра за время своей смены должна выполнить все назначения врача и осуществить над­лежащий уход за больными. Одним из важных мо­ментов преемственности в лечении больных является передача дежурств. Медицинская сестра, пришедшая на смену, вместе с сестрой, окончившей работу, обхо­дит палаты, осматривает тяжелобольных и отмечает в специальной тетради объем невыполненной работы, указывая фамилию больного и номер палаты, а также проверяет санитарное состояние палаты и соблюде­ние больными правил личной гигиены. Медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, ключи от шкафов А и В, проверяет наличие нарко­тиков и расписывается в журнале. Принимающая де­журство сестра следит, чтобы младшая медицинская сестра получила нужное количество запасного белья на ночь у сестры-хозяйки, берет заранее составлен­ный список назначений, кого следует подготовить к какому-либо исследованию и у какого больного необходимо взять кал, мочу и т. д. для направления в лабораторию.

Правильная передача дежурств имеет большое значение в уходе за больным и его лечении,

 

ГЛАВА III

ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ. САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА И ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНОГО В ПАЛАТУ

Приемное отделение больницы предназначено для приема, регистрации, осмотра и санитарно-гигиени­ческой обработки больных. В стационар больные мо­гут поступать по направлению районной поликлиники, прикрепленной к данной больнице, доставляться ма­шиной скорой и неотложной помощи, а также само­стоятельно, без направления.

Приемное отделение располагается в зависимости от планировки и строительства больницы. Существует централизованное приемное отделение и децентрали­зованное. Централизованное приемное отделение находится в одном здании со всеми отделениями больницы. Децентрализованное приемное отделение располагается отдельно, каждое отделение имеет са­мостоятельное приемное отделение.

Приемное отделение должно быть расположено вблизи въезда на территорию больницы и доступно для транспортировки больных и посещения их.

Приемное отделение состоит из вестибюля, реги­стратуры, смотровых кабинетов и санитарного про­пускника.

Каждый больной, поступающий в приемное отде­ление, должен встретить заботливое, приветливое от­ношение.

Как правило, первое впечатление — самое сильное, дольше всех удерживается в памяти человека. По­этому каждый больной, поступающий в стационар, уже в приемном покое должен проникнуться доверием к учреждению, где ему предстоит лечиться. Вести­бюль в приемном отделении должен быть чистым и светлым. В нем ставят необходимую мебель, столик для журналов, газет, санитарно-просветительной ли­тературы. Для плакатов должны быть оформлены специальные витрины и стенды. Созданию уюта спо­собствуют цветы, окраска стен и т. д.

При приемном отделении есть изолятор для поме­щения больных, подозрительных на инфекционные заболевания, и диагностические палаты, куда поме­щают больных до уточнения диагноза.

В крупных больницах имеются операционная, травматологический, процедурный и рентгеновский кабинеты. От правильной организации труда и пове­дения медицинских работников зависит качество об­служивания больных. В последние годы значительно изменился характер деятельности медицинских работ­ников приемного отделения. Возросли требования к качеству обслуживания, увеличился объем медицин­ской помощи, улучшилось оснащение аппаратурой. В связи с этим возросли требования к среднему ме­дицинскому персоналу, к его общей и специальной подготовке. Правильная и четкая работа приемного отделения во многом определяет работу больницы.

Приемное отделение должно быть обеспечено в до­статочном количестве удобными исправными катал­ками и носилками для транспортировки больных в от­деления, а также верхней одеждой для ходячих боль­ных в соответствии с сезоном года и погодой.

Носилки и каталки обеспечиваются в достаточном количестве комплектами белья (простыни и одеяла), которые необходимо менять после каждого боль­ного.

Работа приемного отделения протекает в строгой последовательности: регистрация больных, врачебный осмотр и санитарная обработка. Помещения прием­ного отделения должны быть размещены в такой же последовательности.

Первое помещение-—вестибюль, где ожидают род­ственники больного. Здесь же размещаются регистра­тура и справочное бюро. После регистрации больного осматривают для выявления внешних признаков ост­розаразных заболеваний, после чего врач ставит пред­варительный диагноз, устанавливает вид санитар­ной обработки и медицинская сестра сопровождает больного в санпропускник.

В обязанности медицинской сестры входят: 1) оформление документации на поступающего больного; 2) поверхностный осмотр больного на педикулез и возможные инфекционные заболевания; 3) сопровождение больного к врачу в кабинет; 4) про­ведение санитарно-гигиенической обработки; 5) транс­портировка и сопровождение больного в отделение.

Оформление документации на поступаю­щего больного заключается в заполнении паспортной части истории болезни, где отмечаются фамилия, имя и отчество, адрес, возраст, профессия и время поступ­ления в больницу. Эти же данные заносятся в журнал госпитализации. Если больной доставлен в тяжелом или бессознательном состоянии, эти сведения полу­чают от сопровождающих его лиц.

Больного, поступающего в приемное отделение в тяжелом состоянии, немедленно направляют в спе­циализированное лечебное отделение, где ему оказы­вается квалифицированная помощь. Однако чаще всего состояние больного позволяет заполнить на него медицинскую документацию, провести первичный осмотр и санитарную обработку.

Медицинская сестра приемного отделения изме­ряет температуру тела больного, взвешивает его и измеряет рост. Затем она сопровождает больного в смотровой кабинет к врачу, который тщательно осматривает больного, при необходимости приглашает для срочной консультации врачей других специаль­ностей, устанавливает предварительный диагноз и определяет вид санитарной обработки и транспорти­ровки больного.

Антропометрия — это исследование физического развития человека: определение роста, веса, окруж­ности груди, функции дыхания (спирометрия), силы мышц (динамометрия). Простейшие антропометриче­ские исследования проводят медицинские сестры также в отделениях стационаров, поликлиниках, са­наториях, домах отдыха.

Рост измеряют ростомером. Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметро­вые деления, вдоль стойки передвигается горизон­тально расположенная планшетка (рис. 2, а).

При измерении роста больной стоит спиной к стой­ке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и за­тылком. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизонтальной линии планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. В некоторых случаях больным измеряют рост сидя; тогда к высоте больного приплюсовывают расстояние от скамеечки до пола.

 

Рис. 2. Антропометрия. а — измерение роста; 6 — взвешивание; в — измерение окружности груди.

 

Взвешивание производят на медицинских деся­тичных весах, правильно установленных и хорошо отрегулированных. Больных взвешивают при поступ­лении в лечебное учреждение, затем не реже одного раза в неделю, а при необходимости — чаще. Взвеши­вание производится в одних и тех же условиях, нато­щак, в нательном белье, после освобождения моче­вого пузыря и желательно кишечника (рис. 2, б).

Тяжелобольных можно взвешивать сидя, предва­рительно взвесив стул. Важно, чтобы больной осто­рожно становился на середину площадки при опущен­ном затворе, избегая резких толчков. Когда равнове­сие достигнуто, затвор опускают. Вес определяется суммой двух чисел делений, у которых остановились грузы на нижней и верхней планках.

Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой, накладывая ее спереди по IV ребру, а сзади — под углом лопаток. Руки боль­ного должны быть опущены, дыхание спокойное. Из­мерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха (рис. 2, в).

Для оценки состояния внешнего дыхания широко применяют измерение дыхательных объемов легких — спирометрию. С помощью спирометрии измеряют жизненную емкость легких, которая у мужчин равна 3500—4500 см3, а у женщин 2500—3500 см3. Спиро­метрию применяют при обследовании здоровых лю­дей, особенно спортсменов, в домах отдыха и санато­риях, а также при некоторых заболеваниях легких и сердца. Для спирометрии применяют различные ви­доизменения спирометра Гетчинсона, состоящего из двух цилиндров емкостью 6—7 л, вставленных один в другой. В последнее время нашей промышлен­ностью выпускаются спирометры нового типа, пор­тативные, небольших размеров, переносные. Они более точно определяют состояние внешнего дыхания и ими удобнее пользоваться в кли­нических условиях. Наруж­ный цилиндр наполняют во­дой, а внутренний опрокинут вверх дном и уравновешен двумя гирями со шнурами, идущими через блоки. В по­лости внутреннего цилиндра имеется трубка, внутренний конец которой находится выше уровня воды. На наружный край трубки на­девают резиновую трубку со сменным стерилизуемым нлирезиновым наконечником.

Рис. 3. Спирометр

 

Для проведения спиро­метрии предлагают больно­му сделать самый глубокий вдох, зажать нос и мед­ленно произвести макси­мальный выдох через стек­лянный наконечник, взятый в рот. Выдыхаемый воз­дух поднимает внутренний цилиндр прибора и по шка­ле на поверхности цилиндра или на боковой части ап­парата определяется объем выдыхаемого воздуха. После каждого больного медицинская сестра снимает наконечник, кладет его в банку с грязными, хорошо промывает с мылом проточной водой и помещает в сте­рилизатор для кипячения. Следующему больному дают наконечник из стерилизатора (рис. 3).

Динамометрия — для измерения различных мы­шечных групп человека существует медицинский дина­мометр. Измерение силы основано на сжимании металлической пружины, соединенной со стрелкой ци­ферблата. Применяются также ртутные, гидравличе­ские, электрические и маятниковые динамометры.

В последнее время применяется полидинамический станок А. В. Коробкова и Г. И. Черняева, позволяю­щий добиться изолированного действия различных групп мышц и измерять их силу в равных условиях.

Для предотвращения внутрибольничной инфекции особое внимание нужно уделять правильному распо­ложению помещений в приемном отделении.

Время, которое больной проводит в приемном от­делении, должно быть сокращено до минимума. Все вещи больного следует подвергнуть санитарной обра­ботке и хранить в гигиенических условиях. У больных с подозрением на инфекционное заболевание необ­ходимо взять бактериологические пробы для быстрей­шего установления диагноза и принятия противоэпи­демических и лечебных мер.

Путь, который должен пройти больной от прием­ного отделения до палаты, должен быть прямым и коротким. При этом больной должен избегать контак­тов с больными других отделений.

После осмотра врачом и назначения санитарной обработки больной в сопровождении медицинской сестры направляется в ванную комнату для проведе­ния санитарно-гигиенических мероприятий.

САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА БОЛЬНЫХ

Существует однопоточная и двухпоточная санитарно-гигиеническая обработка больных. При двухпоточной системе обеспечивается параллельная обработка как мужчин, так и женщин, что сокращает срок пребыва­ния больных в приемном отделении. В больницах с небольшим количеством коек существует однопоточ­ная система, когда поочередно принимаются женщины и мужчины.

Санитарно-гигиеническая обработка больных в приемном отделении проводится с учетом тяжести заболевания. При крайне тяжелом состоянии (шок, инфаркт миокарда и др.) больного без санитарной обработки направляют в отделение интенсивной те­рапии, где ему оказывают первую помощь. Если со­стояние больного удовлетворительное, обычно назна­чается гигиеническая ванна или душ. Санитарный пропускник состоит из смотрового кабинета, где боль­ного раздевают и готовят к принятию ванны. Здесь имеются кушетка, стол, стулья, воздушный термометр на стенке, который указывает температуру воздуха в помещении. Она должна быть не менее +25° С,

В смотровом кабинете больного раздевают и со­ставляют опись имущества в двух экземплярах: один прикрепляют к истории болезни, другой — к вещам, которые сдают в камеру хранения до выписки больного. Имеющиеся ценности и деньги под расписку сдают старшей сестре, которая хранит их в сейфе.

Если при осмотре в приемном отделении у боль­ного обнаруживаются вши в волосистой части головы, то короткие волосы стригут, а затем сжигают. При наличии у женщин длинных волос необходимо обра­ботать их инсектицидными препаратами (5% мыло ДДТ, 5% мыло метилацетофос, 10% мазь метилаце-тофоса, 5% дуст, карбофос).

Затем производят гигиеническое мытье-тела и го­ловы. Мыло втирают в волосистые части, оставляя его на 15—20 мин, и лишь после этого смывают теплой водой. Можно пользоваться пиретрумом, ко­торый слегка втирают в корни волос, повязывают голову косынкой и спустя 30 мин порошок смывают.

Для уничтожения в волосах гнид применяется по­догретый до 27-—30° столовый уксус, для чего пропи­танной им ватой смачивают пряди волос, повязывают голову косынкой на 15—20 мин, а затем тщательно вы­чесывают волосы частым гребнем и снова промывают.

Одежду и белье укладывают в мешок, смоченный одним из дезинсекционных средств (4% эмульсия ДДТ, гексахлоран, 0, 5% раствор карбофоса, 1% вод­ный раствор ацетофоса или метафоса). Можно обра­ботать белье порошком пиретрума, опыляя из марле­вого мешочка швы, складки, воротники, пояса, а затем туго скатать его и оставить в мешке не менее чем на 3 ч с последующей стиркой и кипячением.

Уничтожать вшей в белье и одежде можно также путем проглаживания их горячим утюгом с двух сто­рон через увлажненную ткань.

В случае обильного педикулеза вещи больного складывают в мешок и направляют в дезкамеру для проведения камерной дезинсекции в территориальном дезинфекционном отделении по месту расположения больницы.

Помещение приемного отделения, где принимали больного и производили его обработку, подлежит влажной обработке.

Персонал, проводивший санитарную обработку больного, по окончании ее должен помыться и обра­ботать свою одежду аналогично обработке одежды больного, а в случае необходимости сдать ее для об­работки в дезинфекционное отделение.

При выявлении педикулеза и проведении санитар­ной обработки больного в приемном отделении меди­цинский персонал делает об этом пометку в истории болезни с целью привлечения внимания лечащего врача отделения для дальнейшего наблюдения. за больным и при необходимости — повторной санитар­ной обработки силами персонала медицинского отде­ления, где лежит больной.

Кроме того, адрес больного, у которого выявлен педикулез, медицинский персонал приемного покоя обязан сообщить на санитарно-эпидемиологическую станцию, по месту жительства больного для осмотра на педикулез членов его семьи и в случае необходи­мости проведении по месту жительства дезинсекци­онных мероприятий.

В приемном отделении больницы должна быть тет­радь, куда заносятся все данные о больном: фами­лия, имя, отчество, возраст, откуда больной госпита­лизирован, какого числа поступил, дата и фамилия передавшего сведения на санитарно-эпидемиологиче­скую станцию, а также фамилия принявшего эти све­дения.

Для проведения санитарной обработки больных приемные отделения больниц независимо от их про­филя, должны иметь следующий набор инвентаря и дезинфекционных средств, которые нужно хранить в специально выделенном для этих целей шкафу или ящике.

1. Дезинфицирующие средства: лизол, сольвент, керосин, мыло, столовый уксус, мыльно-керосиновая эмульсия, пиретрум, гексохлорин 0, 5%, карбофос, хлорамин.

2. Машинка для стрижки волос, ведро с плотно за­крывающейся крышкой для сбора волос, ведра для приготовления дезинфицирующих растворов, две ка­стрюли, маркированные для «чистых и грязных моча­лок», гидропульт, мешки для сбора одежды, легкая клеенчатая пелерина для защиты больного при стрижке волос, градуированная мензурка, спиртовка, вата, косынки, гребешки и мочалки.

Гигиеническая ванна применяется с целью очище­ния кожи от пыли, грязи, пота, а также размягчения поверхностного слоя эпителия.

В предбаннике имеются кушетка, стол, стулья. Здесь больной раздевается и в сопровождении сани­тарки и сестры направляется в ванную комнату, где должно быть просторно, светло и чисто. В ванной комнате должна быть специальная вентиляция. Во время гигиенической ванны открывать форточки или устраивать сквозняки категорически запрещается. Пол должен быть водонепроницаемым, покрыт кафе­лем. На столе в ванной комнате стоят две банки, на которых имеются надписи: «чистые мочалки» и «гряз­ные мочалки». На каждого больного готовится комп­лект чистого белья и 25 г туалетного мыла. У каждой ванны имеются деревянные настилы. Предварительно ванну тщательно моют мочалками или щетками с мы­лом либо одним из дезинфицирующих растворов. При наличии бурых пятен под краном их следует отте­реть 3% раствором соляной кислоты. Затем ванну ополаскивают горячей водой, закрывают отверстие пробкой.

Во избежание остывания ванну наполняют непо­средственно перед приемом. Чтобы не образовались водяные пары, вначале наливают холодную воду, а потом горячую. Температуру воды измеряют специ­альным термометром в деревянной оправе, не выни­мая его из воды. Положение больного в ванне должно быть таким, чтобы спиной и затылком он опирался на стенку головного конца ванны и чтобы вода до­ходила до верхней трети груди. В ножном конце ванны устанавливают деревянную скамейку или под­ставку, в которую больной упирается ногами. Мыть больного нужно мочалкой, сначала голову, а затем туловище и нижние конечности.

Необходимо обращать внимание на места, где обычно скапливается пот, что приводит к опрелости (паховая область, промежность, у женщин — под мо­лочными железами и в подмышечных впадинах), Же­лательно, чтобы у ванны стояла специальная элек­трическая урна для подогрева простынь и полотенец, которыми вытирают больных. В настоящее время в ванных комнатах приемного отделения имеются сте­рильные пакеты с чистым бельем и мочалкой.

Продолжительность ванны зависит от температуры воды и общего состояния больного.

Средняя продолжительность гигиенической прес­ной теплой ванны 20—30 мин при температуре воды 35—36°. Готовит ванну и следит за чистотой ванного помещения младшая медицинская сестра. Медицин­ская сестра должна присутствовать во время мытья больного, пока он находится в ванне, следить за кож­ными покровами и пульсом. Если больной поблед­нел, жалуется на головокружение и плохое самочув­ствие, медицинская сестра вызывает врача. Больному помогают выйти из ванны, вытирают его, укладывают на кушетку, дают понюхать нашатырный спирт или кладут на голову холод.

Если больному по состоянию здоровья гигиениче­ская ванна запрещена, назначают душ. Для этого в ванну ставят скамеечку, на которую садится боль­ной. Моют его в том же порядке, что и в ванне. Вода должна быть прохладной, длительность душа 10— 15 мин. После каждого больного ванну тщательно моют мочалкой и мылом, а затем ополаскивают одним из дезинфицирующих растворов (0, 5% осветленная хлорная известь или 2% раствор хлорамина).

Больным, находящимся в состоянии средней тя­жести, медицинская сестра протирает тело влажным полотенцем, смоченным одним из дезинфицирующих растворов, обращая внимание на кожные складки в паху, подмышечных впадинах и под молочными железами у женщин.

 

Рис. 4. Внутрибольничная транспортировка больных: а — на кресле-каталке; б — на каталке.

Рис. 4. Внутрибольничная транспортировка больных, в — санитарами; г — на носилках.

 

Ванное помещение и смотровые комнаты должны содержаться в безукоризненной чистоте. Клеенчатые подушки и клеенки на кушетке после каждого боль­ного необходимо протирать тряпкой, смоченной в 2% растворе хлорамина или 0, 5% растворе хлорной из­вести, а после окончания смены их необходимо вы­мыть горячей водой с мылом. Простыни на кушетках меняют после каждого больного. Уборку ванного по­мещения производят несколько раз в день влажным способом. Инвентарь, применяемый для уборки поме­щений, должен быть маркирован, хранить его следует в специальном помещении. После использования мо­чалки собирают в отдельную посуду с надписью на крышке: «мочалки использованные» или «мочалки грязные». В этой посуде мочалки находятся до их ки­пячения. Для уборки санитарных узлов выделяют от­дельный инвентарь (ведра, тазы, ветошь), который после каждой уборки надо тщательно промывать и просушивать. Для мытья унитазов применяют 0, 5% осветленный раствор хлорной извести.

 

ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ

Транспортировка больного в отделение может осуществляться несколькими путями. Вопрос о виде транспортировки решает врач (рис. 4).

Больных в удовлетворительном состоянии направ­ляют в палату в сопровождении медицинского работ­ника. В ряде случаев целесообразно доставить боль­ного в отделение на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют в отделение на носилках, установлен­ных на специальную каталку. Каждая каталка дол­жна быть заправлена чистой простыней и одеялом в зависимости от сезона. Белье меняют после каждого больного. Одеяла проветривают, а после инфекцион­ных больных направляют для дезинфекции. В настоя­щее время выпускают носилки-каталки с тормозом (рис. 5.). При отсутствии лифта тяжелобольных под­нимают на носилках два или четыре человека, идущих не в ногу. Больного несут головой вперед и приподни­мают носилки сзади. При спуске больного несут но­гами вперед, приподнимая ножной конец носилок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.